Культура как фактор социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:17, реферат

Описание работы

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Работа содержит 1 файл

культура как фактор социализации2.doc

— 45.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении культура («возделанное») противостоит «натуре» - природному и означает то, что отличает человека от природы, отличает мир искусственный от мира естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком, и он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующему помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Другими словами, культура есть «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении»

 

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности.

Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Иными словами, культуру можно рассматривать, как определенный набор стереотипов, определяющий и тем самым ограничивающий человеку возможность действовать в любых условиях.

  Любой исторический тип культуры представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальной культурой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе и выражается в повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения. 

  На все встающие перед ним вопросы человек ищет ответ в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему выбор - актуальный или накопленный опыт. Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип «Новое - это хорошо забытое старое». Таков парадокс культуры. Но такую особенность культуры нельзя и недооценивать. В противном случае любой возврат к традициям обернется своей худшей стороной - традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, «по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции» Батищев Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира.- М.,1987.-с.110.. 1) Культура  не разрывное связанна с социализацией человека . Это совокупность всего того, что делает человека человеком. а) культуры труда и культуры досуга;

б) культуры экономической и культуры политической;

в) культуры эстетической и культуры нравственной;

г) иных видов культур, связанных со спецификой

проявлений тех или иных видов деятельности.

2. По сферам жизнедеятельности человека:

а) культура семьи и культура производственного коллектива;

б) культура города и культура села и т.д.

 

3. По наличию определенных социальных общностей - осмыслению и описанию подлежит культура рабочих и колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции. В зависимости от социальных условий определяется характер культурной деятельности, уровень культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.

4. Сообразно профессиональным общностям - исследованию подвергаются культура, культурный уровень и культурная деятельность учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников и т.д.

5. По социально-демографическим параметрам - ученые, занявшие такую позицию, исследуют и сопоставляют, культуру молодежи и культуру людей взрослого возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.

6. Происхождение культуры, ее генезис - этот аспект позволяет вести речь о культуре народной и профессиональной, их специфике и зависимости, закономерностях исторического формирования и развития.

7. По степени общности логично и целесообразно выделяется общая культура, характерная для всего общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий (профессии, специальности).

Характер, тип культуры обусловливают характер социализации, ее механизмы. С человекотворной, социализирующей функцией неразрывно связана и интегративная функция культуры. На эту функцию особое внимание в своих исследованиях обращал Э. Дюркгейм. Согласно его концепции освоение культуры создает у людей - той или иной социальной группы (большой или малой) общности, принадлежности к одной нации, народу, религии и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их и обеспечивает целостность всего сообщества. Вместе с тем, сплачиваясь на основе какой-либо субкультуры (например, католической или протестантской культуры), одни люди начинают противопоставлять себя другим - представителям иной субкультуры (например, православной культуры), тем самым происходит разъединение более широких общностей на более мелкие. Внутри этих более широких сообществ могут возникать даже культурные конфликты. Таким образом, культура может выполнять и дезинтегрирующую функцию.

. Нарушение норм - это предмет нравственных отклонений, аномалии, противоправное отклоняющееся поведение или сфера преступных действий. Каждое общество выполняет разносторонние формы контроля и имеет институты, которые должны соблюдать нормы и вести борьбу против их нарушения. И все же значение всяких норм условно и зависит от их функциональности, от состояния самого общества

Нормативная сфера располагает своим набором средств для того, чтобы ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах социальной жизни.

1. Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда, практичность и т.д.

2. Социальные: социальное положение, богатство, работа, семья, терпимость, социальное равенство, профессионализм, независимость, т.п.

3. Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.

4. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость.

5. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.

6. Эстетические: красота или эстетика безобразного, стиль, гармония, следование традиции или новизна, самобытность или подражание.

Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.

Заключение

что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону -- во всем разнообразии социально значимых проявлений.

В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.

Список использованной литературы

Батищев, Г.С. Социальные связи человека в культуре // Культура, человек и картина мира.- М.,1987.- 312 с.

Волков, Ю.Г. Социология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Волков. - М.: Гардарики, 2006 - 300 с.

Голубева, Г.А., Дмитриев А.В. Социология: учебное пособие / Г.А. Голубева. - М., Гардарики, 2004. - 226 с.

Кравченко, А.И. Социология: учебник для вузов / А.И. Кравченко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 171 с.

Манхейм, К. Избранное: Социология культуры / Академия исcледований культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2003.-96 с.

Общая социология: учебное пособие / под общей редакцией проф. Э.Г. Эфендиева. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 267 с.

Основы социологии: учебное пособие / под ред. М.В. Прокопова - М.: Русская деловая литература, 2003. - 205 с.

Сильвестров, В.В. Философское обоснование теории и истории культуры.- М.: ИНФРА-М, 1999.- 411 с.

Соколова, В.А. Основы социологии: учебное пособие для вузов / В.А. Соколова. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 245 с.

Социология: конспекты лекций для всех специальностей и всех форм обучения /сост.: Н.М. Токарская, Л.Н. Синицына, Т.Г. Бахматова, И.С. Карпикова, Е.И. Нефедьева- Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002. - 63 с.

Социология: учебник для вузов /под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 216 с.

Социология: Учебное пособие / под ред. Ерофеева С.А., Низамовой Л.Р.; Казан. гос. ун-т., Центр социологии культуры. - Казань, 2005.-348 с.

Филатова, О.Г. Социология культуры: конспект лекций / О.Г. Филатова - СПб.: Михайлов. - М., 2000. - 308 с.

Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов.- М.,1989.

 



Информация о работе Культура как фактор социализации