Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Культура - одно из самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли. В своем этимологическом значении понятие культуры восходит к античности. Его можно обнаружить в трактатах и письмах Древнего Рима.

Содержание

Введение.

Материальная культура и её элементы.

Духовная культура и её элементы.

Роль культуры.

Заключение.

Список литературы.

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

       Духовная  культура пронизывает все сферы  социальной жизни. Человек усваивает  ее через язык, воспитание, общение. Оценки, ценности, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознание человека традицией и воспитанием в процессе жизни.

       Понятие «духовная культура» имеет сложную и запутанную историю. В начале 19 века духовная культура рассматривалась как церковно-религиозное понятие. В начале ХХ века понимание духовной культуры становится гораздо шире, включая не только религию, но и нравственность, политику, искусство.

       В советский период понятие «духовная  культура» трактовалась авторами поверхностно. Материальное производство порождает  материальную культуру – она первична, а духовное производство порождает  духовную культуру (идеи, чувство, теории) – она вторична. Истоки творчества, идей находились в производственной, трудовой деятельности.

       В ХХI в. «духовная культура» понимается по-разному:

    • как нечто священное (религиозное);
    • как нечто положительное, которое не требует пояснения;
    • как мистически-эзотерическое.

       В настоящее время, по-прежнему, понятие «духовная культура» достаточно четко не определено и не разработано.

       Актуальность  проблемы формирования духовности личности в современной ситуации обусловлена  целым рядом причин. Назовем наиболее значимые из них. Сегодня многие недуги социальной жизни: преступность, аморализм, проституция, алкоголизм, наркомания и прочие - объясняются прежде всего состоянием бездуховности в современном обществе, состоянием, вызывающем серьезную тревогу и прогрессирующим из года в год. Поиск путей преодоления этих социальных пороков выдвигает проблему духовности в центр гуманитарного знания. Актуальность ее обусловлена также причинами экономического характера: по мере осуществления социальных, экономических, политических реформ в обществе, стремительно меняются условия и характер человеческого труда, его мотивация; и эта складывающаяся на наших глазах экономическая ситуация предъявляет новые требования к совершенствованию личности, к ее развитию, к таким личностным качествам, как нравственность, ответственность, чувство долга, которые в конечном счете являются показателями духовной зрелости человека.

       Истинная  духовность есть "триединство истины, добра и красоты" и основными  критериями такой духовности являются:

       интенциональность, то есть "направленность вовне, на что-то или кого-то, на дело или человека, на идею или на личность". Человек нуждается в цели, возвышающей его над индивидуальным бытием; так он преодолевает изолированность и ограниченность своего существования, и эта способность ставить перед собой идеальные цели является показателем духовно развитой личности;

       рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в  ситуации экзистенциального выбора. Именно способность к рефлексии, с точки зрения Тейяра де Шардена, является главной причиной превосходства человека над животным. У человека духовного эта способность приобретает характер проявления "вкуса к рефлексии", к познанию специфики индивидуального бытия. Одним из условий формирования способности к рефлексии является затворничество, изгнанничество, добровольное или вынужденное одиночество. "Изгнания и заключения, всегда столь страшные и роковые для человека, не так уже страшны и смертельны для духа. Он любит добровольное затворничество, одиночество келий и уход от мирской суеты, но столь же успешно пользуется вынужденным одиночеством ссыльного, заключенного... Без выбора себя, поворота вовнутрь, в свое одиночество, разговор человека с духом не начинается"1. Все величайшие представители Духа - Иисус, Сократ - были изгнанники. И это изгнание есть кара, постигающая того, кто вступил в мир Духа, трагическая кара за смелость быть не таким, "как все";

       свобода, понимаемая как самоопределение, то есть способность действовать в  соответствии со своим целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств, как "обретение внутренней силы, сопротивляемость власти мира и власти общества над человеком"2, "экзистенциальная несвязанность, свобода, отрешенность его - или его центра существования - от принуждения, от давления, от зависимости от органического;

       творчество, понимаемое не только как деятельность, порождающая что-то новое, ранее  не существовавшее, но и как самотворение - творчество, направленное на поиск  самого себя, на реализацию своего смысла жизни;

       развитая  совесть, которая согласует "вечный, всеобщий моральный закон с конкретной ситуацией конкретного индивида"3, ибо сознанию открыто сущее; совести - то, что должно существовать; это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни;

       ответственность личности за осуществление своего смысла жизни и реализацию ценностей, а  также за все, что происходит в  мире.

       Таковы  основные критерии духовности личности в осмыслении русских и зарубежных философов: Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и других. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  культуры.

       За  последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание  ее важности и роли в современном  обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.

       Реализация  целевой программы развития культуры, придание особого значения национальным культурам народов и народностей, укрепление материально-технической  базы - конкретные шаги, определенные на сегодняшний день.

       Особенностью  современного этапа общественного  развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.

       Многие  современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.

       Ориентация  на традиционную народную культуру –  заметная черта современного социокультурного процесса.

       Народная  культура заключает в себе богатство  и многообразие художественных традиций, различных форм творческой деятельности (песенно-музыкальный, танцевальный, словесный  фольклор, художественные ремесла и  промыслы). Когда говорят о народной культуре, то в первую очередь подразумевают фольклор.

       Народная  культура нашего времени отличается от общепринятых классических фольклорных  форм. Эти изменения связаны с  развитием общества. Сегодня фольклор теряет свое универсальное положение  и начинает приобретать новые формы. С одной стороны – он образует современные вторичные формы народной культуры, а с другой стороны – обретает роль культурного наследия.

       В настоящее время в культуре разных народов и стран прослеживаются две глобальные тенденции, которые  находятся в оппозиции друг к другу.

       Одна  тенденция, которую сегодня принято  рассматривать как процессы глобализации, проявляется в том, что в мире происходит стихийное и никем  не контролируемое заимствование культурных ценностей. Происходит образование  неких «единых эталонов универсальной и наднациональной культуры, обращенной ко всему миру и представляющей ценности, нормы, идеи, образы, символы близкие всему человечеству (или значительной его части). Это широкий слой культуры и в его основе лежат мощные общие процессы интеграции». При этом существуют как позитивные, так и негативные аспекты этих процессов. С одной стороны, в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей, благодаря воздействию на людей средств массовой информации такие процессы способствуют сближению народов, расширению культурных контактов, взаимному обогащению, обмену, миграции людей. Но с другой стороны негативные аспекты глобализационных процессов кроются в возможности утраты народами своей культурной самобытности (идентичности).

       Также в настоящее время на первый план выходит еще одна тенденция, она  связана с процессами регионализации, национально-этнического возрождения  культур и народов. В ней просматривается  «потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией с ее прошлым, настоящим, будущим». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Вопрос  о высоком культурном измерении  человека в  преддверии XXI в. встает с особой настойчивостью. Если в  средневековье мыслители, размышляя  о судьбе человека и его назначении, уклонялись к мысли, что конец  света неизбежен, то сейчас, живя в  разрываемом и " кровоточащем мире, мы воочию убеждаемся, что именно течение этих лет определит, как человечество будет ' жить в третьем тысячелетии.

       Две мировые войны, кровавые революции  и контрреволюции, борьба за передел  мира, колониальные и межнациональные  войны, тоталитарные режимы и концентрационные лагеря показали, что не только индивид — хрупкое биологическое существо. Практика массового уничтожения людей без суда и следствия доказала, что и миллионы граждан могут быть «внезапно смертны».

       XX. век обнаружил также, что человек может быть и  духовно смертным. Замена высшего смысла существования достижением благополучия, счастья — потреблением, высших идеалов — практицизмом, духовности — сухим рационализмом — вот реальный путь духовной деградации личности, ибо без нравственных начал неизбежно одичание, оскуднение, неуважение к себе и неуважение к другим. Как писал Мальро, мы имеем дел с «первой цивилизацией, которая может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц» . Ему вторит Х.Ортега-и-Гассет: горька «наша-растленная эпоха, где смешивались провалившиеся перевороты, обезумевшая техника, мертвые боги и истощенные идеологи, где посредственные силы могут сегодня все уничтожить, но не смогут больше победить, где разум опустился до прислужничества перед ненавистью и угнетением».

       Эти размышления могут навести на мысль о том, что не все явления  социальной жизни можно отнести  к культуре. Такие социальные феномены, как каннибализм, войны, концентрационные лагеря являются теми «озоновыми дырами» на теле культуры, которые приводят к разрыву этого тела и, следовательно, к деформации духовного мира человека.

       Есть  законы человеческого рода, в пределах которых индивид и может существовать как человек. Человек, «вольноотпущенник  природы», может не считаться с ее законами, но расплата в этом случае неминуема, неотвратима. Точно так же человек обязан считаться и с законами экономики, политики, логики и красоты.

       В этом смысле можно говорить о том, что существует возмездие за зло. Зло наказуемо потому, что, совершая злые поступки, человек поднимает руку на себя, истончая и губя в себе человеческое, лишая себя возможности подлинной жизни.

       Нравственность  и, соответственно, духовность, призваны выполнить в наше непростое время  своеобразную роль запретов — табу на все поползновения против идеи самоценности человеческой жизни.

       Этот  запрет может быть сформулирован  в форме знаменитого кантовского  требования: “Никогда не относись к  человеку как к средству”.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Культура как единство духовной и материальной сторон жизни общества