Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 13:39, контрольная работа
Понятие "Возрождение" многогранно. Спорящие о нем так и не пришли к общему мнению. Одни считают его "язычеством", "антихристианством", другие, наоборот, видят в нем христианско-католические элементы, отыскивая его корни в христианской культуре. Отношение к этой проблеме обнаруживает мировоззрение самих исследователей. Антихристианский смысл в культуру Возрождения вкладывается теми, кто отождествляет христианство с аскетизмом и мироотрицанием.
Понятие
"Возрождение" многогранно. Спорящие
о нем так и не пришли к общему
мнению. Одни считают его "язычеством",
"антихристианством", другие, наоборот,
видят в нем христианско-
Среди
определений культурного
— расцвет культуры;
— переворот в культуре;
— переходный культурный этап;
—
восстановление античности.
Каждый из этих признаков может проявляться
независимо от Ренессанса, но только их
комплекс образует качественно новую
ступень культуры. Европейское Возрождение
— время мощного культурного расцвета
и восстановления многих культурных традиций
греко-римской древности; решительная
культурная перестройка и переходный
этап к новому времени в истории европейской
цивилизации.
Расцвет характеризуют повышенная энергия культурной деятельности, создание и реализация новых стимулов культурного творчества. В этом смысле Возрождение можно сравнить в истории мировой культуры с "греческим чудом" VIII—V вв. до н.э. В основе сравнения лежат:
— особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров;
— многообразие проявлений творчества, творческая свобода;
— соединение жизненности и эстетичности;
— избыток духовной энергии;
—
удивительная концентрация на небольшом
пространственно-временном
Главное в Возрождении — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.
Именно
в нем и происходит формирование
основ новоевропейского
чувства личности — автономной индивидуалистической
личности, сознающей собственную ценность,
активно действующей и испытывающей потребность
в свободе. С этого момента человеческая
личность, а не мир, не целое, впервые становится
исходным моментом для формирования системы
восприятия мира. Этот грандиозный перелом
в культуре как раз и происходит в Ренессансе
— новый способ мировидения формируется
в Италии в первой половине XV в. Происходит
утверждение человеческой личности в
культуре. Впервые произошло обособление
этой личности, выделение ее из мира.
В итоге произошел распад целого мира на отдельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира.
Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.
В связи с этим была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
В
итоге всего этого утверждения
творческого, деятельного материального
начала постепенно стал вырисовываться
новый образ человека, новый его тип —
«hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец»,
«человек производитель», суть которого
вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую
формулу: «человек — кузнец своего счастья».
У человечества есть, своя биография: младенчество,
отрочество и зрелость. Эпоху, которую
называют Возрождением, вернее всего уподобить
периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой
романтикой, поисками индивидуальности,
борьбой с предрассудками прошлого. Без
Возрождения не было бы современной цивилизации.
Искусство Возрождения возникло на основе
гуманизма (от лат. —«человечный»)
— течения общественной мысли, которое
зародилось в XIV г- в Италии, а затем на
протяжении второй половины XV—XVI вв. распространилось
в других европейских странах. Все
основные виды искусства — живопись, графика,
скульптура, архитектура — чрезвычайно
изменились.
В
архитектуре утвердились
Искусство ещё не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место уже выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одарённость мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой.
поэзией
и философией с изучением точных наук
Понятие творчески богатой, или «ренессансной»
личности стало впоследствии нарицательным.
В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью.
Формирование
ренессансной культуры в Италии происходило
в экономически независимых городах.
В подъеме и расцвете искусства Возрождения
большую роль сыграли Церковь и великолепные
дворы некоронованных государей (правящих
богатых семейств) — крупнейших покровителей
и заказчиком произведений живописи, скульптуры
и архитектуры.
Главными центрами культуры Возрождения
сначала были города Флоренция, Сиена,
Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан
и позже всех, во второй половине XV в., —
богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей
итальянского Возрождения стал Рим. Начиная
с этого времени местные центры искусства.
кроме Венеции, утратили прежнее значение.
В итальянской культуре XIII—XIV вв. на фоне ещё сильных византийских и готических традиций стали появляться черты нового искусства — будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом (т. е. подготовившим наступление Ренессанса: от греч. «протос» — «первый»).
Аналогичного
переходного периода не было ни в
одной из европейских
стран. В самой Италии проторенессансное
искусство существовало только
в Тоскане и Риме.
В
итальянской культуре переплетались
черты старого и нового. «Последний
поэт Средневековья» и первый поэт
новой эпохи Данте Алигьери
создал итальянский литературный язык.
Начатое Данте продолжили другие
великие Флорентийцы XIV столетия —
Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник
европейской лирической поэзии, и Джованни
Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра
новеллы (небольшого рассказа) в мировой
литературе. Гордостью эпохи являются
архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни
Пизано, Арнольфо ди Кам-
био и живописец Джотто ди Бондоне.
Итальянская
архитектура долго следовала
средневековым традициям,
что выражалось в основном в использовании
многих мотивов готики.
Вместе с тем сама итальянская готика
на северную не походила: она тяготела
к спокойным крупным формам, ровному свету,
горизонтальным
членениям архитектуры, широким поверхностям
стен. Церковь Санта-Кроче, одна из самых
больших во Флоренции, была начата Арнольфо
ди Камбио в конце XIII в. (фасад создан в
XIX в.). Храм отличается широкими пролётами,
единым светлым внутренним пространством,
вместо сложных готических сводов в нём
использовано деревянное потолочное перекрытие.
В 1296 г. во
Флоренции начали строить собор Санта-Мария
дель Фьоре. Арнольфо ди Камбио хотел увенчать
алтарную часть собора огромным куполом.
Однако после смерти зодчего в 1310 г. строительство
затянулось, его завершили только в период
раннего Возрождения. В 1334 г. по проекту
Джотто было начато строительство колокольни
собора, так называемой кампанилы — стройной
прямоугольной башни с поэтажными горизонтальными
членениями и красивыми готическими окнами,
стрельчатая арочная форма
которых ещё долго сохранялась в итальянской
архитектуре.
Среди
наиболее известных городских дворцов
— палаццо дела Синьория во Флоренции.
Предполагают, что его построил Арнольфо
ди Камбио. Это тяжёлый
куб с высокой башней, облицованный грубым
камнем. На фасаде — окна разной величины,
незаметный вход расположен сбоку. Здание
определяет облик старого городского
центра, суровой громадой вторгаясь на
площадь. Могучий дворец служил символом
независимости Флоренции.
Раньше, чем в архитектуре и живописи, новые художественные искания наметились в скульптуре, и прежде всего в пизанской школе, основателем которой был Никколо Пизано (около 1220 — между 1278 и 1284). Его творчество развивалось под влиянием античной традиции, он, несомненно, изучал скульптурное оформление позднеримских и раннехристианских саркофагов. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г.), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла на её дальнейшее формирование. Кафедра из белого, розово-красного и тёмно-зелёного мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, легко обозримое со всех сторон.
Никколо
Пизано использовал здесь традиционные
сюжеты и мотивы, однако кафедра
принадлежит уже новой эпохе.
Главное достижение ваятеля состоит
в том, что он сумел придать формам
объёмность и
выразительность, а каждое изображение
обладает телесной мощью. Образы Пизано
статичны, величавы и бесстрастны. Богоматерь
напоминает римскую богиню Юнону, аллегория
Силы в виде обнажённого атлета — античного
героя Геракла.
Особое место в истории итальянской скульптуры конца XIII — начала XIV в. принадлежит Джованни Пизано (1245 или 1250 — после 1314). Ученик и помощник Николо Пизано, он стал гораздо более известным мастером, чем его знаменитый отец. В произведениях Джованни было много нового и необычного. Почти ровесник Джотто, он являл собой полную противоположность мудрой сдержанности своего флорентийского современника.
Наиболее известны созданные Джованни Пизано кафедры в Пизанском соборе и церкви Сант-Андреа в Пистойе, а также статуи святых, пророков, Мадонн.
Сложные
многофигурные рельефы, украшающие
кафедры в соборе
Пизы и церкви Сант-Андреа в Пистойе, охвачены
порывистым движением. Фигуры, утратив
спокойствие образов Никколо Пизано, словно
стремятся вырваться из камня. Их жесты
естественны, лица выразительны. Особенно
экспрессивны такие драматические сцены,
как «Распятие» и «Избиение младенцев».
В
XV в. искусство Италии заняло господствующее
положение в художественной жизни
Европы. Основы гуманистической светской
(т. е. не церковной) культуры были заложены
во Флоренции, оттеснившей на второй план
Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли
«цветком Италии, соперницей славного
города Рима. от которого она произошла
и величию которого подражает». Политическая
власть принадлежала здесь купцам и
ремесленникам, особое влияние на городские
дела оказывали несколько богатейших
семейств. Они постоянно соперничали друг
с другом. Эта борьба закончилась в конце
XIV в. победой банкирского дома Медичи.
Его глава, Козимо Медичи, стал негласным
правителем Флоренции. Ко двору Козимо
Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного
Великолепным) стекались писатели, поэты,
учёные, архитекторы и художники. В архитектуре
тогда произошёл подлинный переворот.
Во Флоренции развернулось широкое строительство,
на глазах менявшее облик города.