Культура Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:52, реферат

Описание работы

Объединение страны, экономический подъем в первой половине XVI в., рост международных связей и внешней торговли, связанный с открытием новых земель развившийся дух предпринимательства обусловили высокий подъем испанской культуры. Расцвет испанского Возрождения относится ко второй половине XVI — первым десятилетиям XVII в.

Работа содержит 1 файл

spain.docx

— 29.02 Кб (Скачать)

Он действовал по повелению Мусы ибн Нусайра, покорителя Магриба, стремившегося расширить владения Арабского халифата, и по просьбе сыновей вестготского короля Витицы, свергнутого в 710 г. Вестготы пришли на Пиренейский полуостров в 415 г. и постепенно завоевали его. После того как король Реккаред I перешел в 586 г. из арианской веры в католическую, церковь получала все большую власть в стране.

Просьба вестготских  королевичей о помощи, обращенная к маврам, оказалась роковой ошибкой. Мусульмане не только не помогли им вернуться на трон, но и разрушили  все королевство — от него осталась лишь узкая полоса на северо-западе. С тех пор прошло почти 800 лет, и 2 января 1492 г. перед войском «католических  королей» капитулировала Гранада, последний  мусульманский бастион на Пиренейском  полуострове. В тот знаменательный день халиф Гранадского эмирата, Абу Абдуллах Мухаммад XI, которого в Испании называли Боабдиль, покинул свою роскошную резиденцию. Прощание далось ему нелегко. Взглянув в последний раз на Гранаду, он заплакал. Слезы рассердили его мать. «Что ты плачешь, как женщина, над тем, что не смог защитить как мужчина!» — с насмешкой воскликнула она. Ее упрек был несправедлив, ведь Боабдиль делал все возможное, чтобы сохранить Гранаду. Он пытался создать гарантии для мавров в Испании прежде всего на дипломатическом уровне. Его бескровная капитуляция спасла, пожалуй, прекраснейшее наследие мавританской культуры в Испании от неизбежного разрушения «католическими королями», как назы­вали венценосных супругов Фердинанда Арагонского и Изабеллу Кастильскую. 
 

    Культура  и литература Испании  обладали всеми типологическими  чертами эпохи: 1) интерес к Античности; 2) распространение гуманизма; 3) борьба с феодализмом и его пережитками; 4) сосуществование двух культурных традиций — ученой и народной. В силу особенностей исторического развития страны культура и литература испанского В. обладали рядом черт национального своеобразия: 1) позднее развитие В. с конца XV до 30-х гг. XVII в. Расцвет — начало XVII в.; 2) своеобразный характер кризиса гуманизма в Испании. Кризис гуманизма — столкновение гуманистических идеалов с буржуазной действительностью, при котором выявляется неосуществимость идеалов. Не было полного разрыва с феодально-католической идеологией средних веков.

    В Испании гуманистические представления  столкнулись не с буржуазной действительностью (в стране буржуазные отношения складывались очень медленно), а с совершенно особой, противоречивой испанской и  сложной  реальностью, которая была обусловлена рядом факторов: 1) неразвитостью  буржуазии; 2) своеобразием испанского абсолютизма.

    Неразвитость  буржуазии обусловлена следующими причинами: 1) реконкистой, в ходе которой разные области Испании отвоевывались в разное время, получали свои особые привилегии. Каждая область стремилась сохранить относительную самостоятельность, противилась созданию централизованного государства. Нередко зарождающаяся буржуазия объединялась с дворянством в борьбе против короля, но он сумел разгромить своих противников поодиночке. Испанская королевская власть не стремилась создать благоприятные условия для развития промышленности и буржуазии.

    2) открытие и завоевание Америки (1492 г.) Испанцы сумели захватить обширные территории в Центральной и Южной Америке, Испания — первая по времени и по значению колониальная держава, но она не смогла пойти дальше ранних хищнических форм. Богатства не становились капиталом, основой для развития национальной промышленности, хотя на захваченных территориях были богатейшие залежи золота и серебра.

    Во 2-ой половине XVI в. Испании принадлежало 70 % мирового золота. В страну хлынул поток драгоценностей, который распределялся крайне неравномерно: рядовые участники походов нищенствовали, богатые — купались в роскоши. У испанцев возникла иллюзия, что им выгодно покупать товары за границей и невыгодно развивать свою промышленность. Другие страны стали неимоверно завышать цены, золото обесценивалось, Испания стала мостом перекачки золота из колоний в другие страны. Колониальное золото имело пагубное воздействие на общественные нравы, авантюрные способы обогащения развратили население, что способствовало лени, бродяжничеству, отсутствию интереса к труду.

    Золото  повлияло на нравы испанского абсолютизма. Испанская королевская власть не пользовалась поддержкой населения, королям  приходилось содержать военно-бюрократический  и полицейский аппараты. Кроме  полиции и армии королевскую  власть поддерживала церковь. Католическая церковь в ту эпоху была сильна, воинственна, традиционна, во всю свирепствовали суды инквизиции. Поддержка церкви и богатства внушили испанским монархам идей мирового господства. Испании в то время подчинялась Португалия. Испанский король был одновременно Германским императором, ему подчинялась часть Италии, от него зависела Фландрия, не считая колоний. Испанские монархи мечтали о создании всемирной католической державы, эта идей толкнула на ряд войн, особенно с протестантскими странами. Войны были дорогостоящими и неудачными. Так в войне с Англией Испания потерпела поражение, в 1588 году была разгромлена Непобедимая Армада — испанский военный флот, Англия стала владычицей морей. В 1609 году Испания потерпела поражение в войне с Фландрией, которая отделилась от нее. Все это разоряло страну. К середине XVII в.  Испания утратила свое положение великой державы и превратилась в заштатную европейскую страну.

    В этот период испанский народ сумел  проявить лучшие национальные черты: смелость, предприимчивость, пытливый ум. Народ  стал основным носителем идеалов  Возрождения. Вспомните, какие слои населения были носителями идеалов в Италии, Франции? Буржуазия не могла выступить в этой роли из-за своей неразвитости, дворянство было необразованным, дремучим не передовым классом. Испанская культура и литература В. имеют народный характер, поэтому в Испании меньший интерес проявлялся  к античности, гуманистические идеи разрабатываются не в философии, а в художественном творчестве.

    2. Ведущим жанром эпохи стал роман. В Испании развивалось три вида романов: рыцарский, пасторальный, плутовской. Рыцарский роман закрепляется в литературе Европы в XV-XVI вв. лучшие образцы — “Амадис Галльский”, “Тиракт Белый”. Эти романы имели три особенности: 1) подражали французскому рыцарскому роману; 2) отражали испанскую действительность (на рубеже XV-XVI вв. испанские короли стремились ограничить феодальные вольности, а рыцари вели борьбу за свои  прежние права. В романах часто изображалась борьба рыцаря с королем-тираном как весьма успешная); 3) испанский рыцарский роман испытал влияние гуманизма, весьма популярен был образ идеального монарха (гуманистическая идея просвещенного правителя). Первые рыцарские испанские романы были значительными явлениями, но скоро они выродились, к середине XVI в. это была уже низкопробная рыночная литература, описывались лжевозвышенные чувства и лжекуртуазность.

    Пасторальный  роман в Испании развивался в  конце XVI начале XVII вв. В нем отразились аристократические вкусы и идеи гуманизма. Обычно изображалась жизнь пастухов и пастушек, под их видом изображались представители аристократии. Героев отличали изысканные чувства, на фоне прекрасных пейзажей персонажи вели ученые и учтивые беседы. Хотя в этих сочинениях был отражен образ жизни аристократии, но сильна была гуманистическая идея о свободном и счастливом человеческом обществе, живущем в гармонии с природой. Здесь проявилась идей ренессансной натурфилософии: человек, приближаясь к природе, приближается к Богу. Этот жанр романа не отражал реальной жизни.

    Реальное  простонародье представлено в плутовском (пикарескном) романе, который отражал реальную жизнь простолюдинов. Одним из признаков эпохи В. было освобождение человека от сословно-иерархических ограничений. В эпоху В. человек вырывается из-под влияния прежних ограничений, феодальных общественных отношений. Но новые общественные отношения еще не сложились, буржуазное общество еще не сформировалось. Новые отношения устанавливаются в результате буржуазных революций, которые происходят значительно позднее. Человек, вырвавшись на свободу, не может найти себе место, он оказывается вне общества, вне закона, превращается в бродягу. Такие процессы происходили во всех странах Европы, но в Испании они имели особую остроту, так как в Испании слабо развивалась мануфактура, она не могла обеспечить занятость освободившихся людей. Бродяжничеству способствовал и дух авантюризма, презрения к труду. В Испании XVII в. армия бродяг насчитывала 150 000. Их жизнь стала предметом изображения в плутовских романах.

    В 1554 году появляется небольшой по объему анонимный роман “Жизнь Ласарильо с Тормеса”. Это рассказ о жизни мальчика, который с 8 лет зарабатывает на жизнь. Герой попадает к разным хозяевам: слепцу, монаху, нищему идальго, продавцу индульгенций, все они оказываются мошенниками, Ласарильо следует их примеру и сам становится законченным плутом. Пикарескный роман сыграл значительную роль в развитии литературы: в нем впервые была осознана связь между характером и обстоятельствами жизни человека. Герой показан в развитии, его характер  меняется под влиянием среды и обстоятельств. Герой показан реалистически. Испанский плутовской роман был популярен, вызвал подражания в других странах: в Германии “Симплициссимус” Гриммельсгуазена, во Франции — роман Шарля Сореля “Правдивое и комическое жизнеописание Франсиона”.

Информация о работе Культура Испании