Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 22:52, реферат
Объединение страны, экономический подъем в первой половине XVI в., рост международных связей и внешней торговли, связанный с открытием новых земель развившийся дух предпринимательства обусловили высокий подъем испанской культуры. Расцвет испанского Возрождения относится ко второй половине XVI — первым десятилетиям XVII в.
Он действовал по повелению Мусы ибн Нусайра, покорителя Магриба, стремившегося расширить владения Арабского халифата, и по просьбе сыновей вестготского короля Витицы, свергнутого в 710 г. Вестготы пришли на Пиренейский полуостров в 415 г. и постепенно завоевали его. После того как король Реккаред I перешел в 586 г. из арианской веры в католическую, церковь получала все большую власть в стране.
Просьба вестготских
королевичей о помощи, обращенная
к маврам, оказалась роковой ошибкой.
Мусульмане не только не помогли им
вернуться на трон, но и разрушили
все королевство — от него осталась
лишь узкая полоса на северо-западе.
С тех пор прошло почти 800 лет,
и 2 января 1492 г. перед войском «католических
королей» капитулировала Гранада, последний
мусульманский бастион на Пиренейском
полуострове. В тот знаменательный
день халиф Гранадского эмирата, Абу
Абдуллах Мухаммад XI, которого в Испании
называли Боабдиль, покинул свою роскошную
резиденцию. Прощание далось ему нелегко.
Взглянув в последний раз на Гранаду, он
заплакал. Слезы рассердили его мать. «Что
ты плачешь, как женщина, над тем, что не
смог защитить как мужчина!» — с насмешкой
воскликнула она. Ее упрек был несправедлив,
ведь Боабдиль делал все возможное, чтобы
сохранить Гранаду. Он пытался создать
гарантии для мавров в Испании прежде
всего на дипломатическом уровне. Его
бескровная капитуляция спасла, пожалуй,
прекраснейшее наследие мавританской
культуры в Испании от неизбежного разрушения
«католическими королями», как называли
венценосных супругов Фердинанда Арагонского
и Изабеллу Кастильскую.
Культура и литература Испании обладали всеми типологическими чертами эпохи: 1) интерес к Античности; 2) распространение гуманизма; 3) борьба с феодализмом и его пережитками; 4) сосуществование двух культурных традиций — ученой и народной. В силу особенностей исторического развития страны культура и литература испанского В. обладали рядом черт национального своеобразия: 1) позднее развитие В. с конца XV до 30-х гг. XVII в. Расцвет — начало XVII в.; 2) своеобразный характер кризиса гуманизма в Испании. Кризис гуманизма — столкновение гуманистических идеалов с буржуазной действительностью, при котором выявляется неосуществимость идеалов. Не было полного разрыва с феодально-католической идеологией средних веков.
В
Испании гуманистические
Неразвитость
буржуазии обусловлена
2) открытие и завоевание Америки (1492 г.) Испанцы сумели захватить обширные территории в Центральной и Южной Америке, Испания — первая по времени и по значению колониальная держава, но она не смогла пойти дальше ранних хищнических форм. Богатства не становились капиталом, основой для развития национальной промышленности, хотя на захваченных территориях были богатейшие залежи золота и серебра.
Во 2-ой половине XVI в. Испании принадлежало 70 % мирового золота. В страну хлынул поток драгоценностей, который распределялся крайне неравномерно: рядовые участники походов нищенствовали, богатые — купались в роскоши. У испанцев возникла иллюзия, что им выгодно покупать товары за границей и невыгодно развивать свою промышленность. Другие страны стали неимоверно завышать цены, золото обесценивалось, Испания стала мостом перекачки золота из колоний в другие страны. Колониальное золото имело пагубное воздействие на общественные нравы, авантюрные способы обогащения развратили население, что способствовало лени, бродяжничеству, отсутствию интереса к труду.
Золото
повлияло на нравы испанского абсолютизма.
Испанская королевская власть не
пользовалась поддержкой населения, королям
приходилось содержать военно-
В этот период испанский народ сумел проявить лучшие национальные черты: смелость, предприимчивость, пытливый ум. Народ стал основным носителем идеалов Возрождения. Вспомните, какие слои населения были носителями идеалов в Италии, Франции? Буржуазия не могла выступить в этой роли из-за своей неразвитости, дворянство было необразованным, дремучим не передовым классом. Испанская культура и литература В. имеют народный характер, поэтому в Испании меньший интерес проявлялся к античности, гуманистические идеи разрабатываются не в философии, а в художественном творчестве.
2. Ведущим жанром эпохи стал роман. В Испании развивалось три вида романов: рыцарский, пасторальный, плутовской. Рыцарский роман закрепляется в литературе Европы в XV-XVI вв. лучшие образцы — “Амадис Галльский”, “Тиракт Белый”. Эти романы имели три особенности: 1) подражали французскому рыцарскому роману; 2) отражали испанскую действительность (на рубеже XV-XVI вв. испанские короли стремились ограничить феодальные вольности, а рыцари вели борьбу за свои прежние права. В романах часто изображалась борьба рыцаря с королем-тираном как весьма успешная); 3) испанский рыцарский роман испытал влияние гуманизма, весьма популярен был образ идеального монарха (гуманистическая идея просвещенного правителя). Первые рыцарские испанские романы были значительными явлениями, но скоро они выродились, к середине XVI в. это была уже низкопробная рыночная литература, описывались лжевозвышенные чувства и лжекуртуазность.
Пасторальный роман в Испании развивался в конце XVI начале XVII вв. В нем отразились аристократические вкусы и идеи гуманизма. Обычно изображалась жизнь пастухов и пастушек, под их видом изображались представители аристократии. Героев отличали изысканные чувства, на фоне прекрасных пейзажей персонажи вели ученые и учтивые беседы. Хотя в этих сочинениях был отражен образ жизни аристократии, но сильна была гуманистическая идея о свободном и счастливом человеческом обществе, живущем в гармонии с природой. Здесь проявилась идей ренессансной натурфилософии: человек, приближаясь к природе, приближается к Богу. Этот жанр романа не отражал реальной жизни.
Реальное простонародье представлено в плутовском (пикарескном) романе, который отражал реальную жизнь простолюдинов. Одним из признаков эпохи В. было освобождение человека от сословно-иерархических ограничений. В эпоху В. человек вырывается из-под влияния прежних ограничений, феодальных общественных отношений. Но новые общественные отношения еще не сложились, буржуазное общество еще не сформировалось. Новые отношения устанавливаются в результате буржуазных революций, которые происходят значительно позднее. Человек, вырвавшись на свободу, не может найти себе место, он оказывается вне общества, вне закона, превращается в бродягу. Такие процессы происходили во всех странах Европы, но в Испании они имели особую остроту, так как в Испании слабо развивалась мануфактура, она не могла обеспечить занятость освободившихся людей. Бродяжничеству способствовал и дух авантюризма, презрения к труду. В Испании XVII в. армия бродяг насчитывала 150 000. Их жизнь стала предметом изображения в плутовских романах.
В 1554 году появляется небольшой по объему анонимный роман “Жизнь Ласарильо с Тормеса”. Это рассказ о жизни мальчика, который с 8 лет зарабатывает на жизнь. Герой попадает к разным хозяевам: слепцу, монаху, нищему идальго, продавцу индульгенций, все они оказываются мошенниками, Ласарильо следует их примеру и сам становится законченным плутом. Пикарескный роман сыграл значительную роль в развитии литературы: в нем впервые была осознана связь между характером и обстоятельствами жизни человека. Герой показан в развитии, его характер меняется под влиянием среды и обстоятельств. Герой показан реалистически. Испанский плутовской роман был популярен, вызвал подражания в других странах: в Германии “Симплициссимус” Гриммельсгуазена, во Франции — роман Шарля Сореля “Правдивое и комическое жизнеописание Франсиона”.