Культура исламского Востока

Автор: Дарья Алесенкова, 16 Ноября 2010 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

Культуру Востока невозможно рассматривать, не затронув такую тему, как
религия. Современный Ислам - вторая по численности последователей (после
христианства) мировая религия.

Содержание

Введение
|Культура Исламского Востока
|Ислам - вера и образ жизни
|Ислам в новое и новейшее время
|Список литературы

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРА ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

стал превращаться в наднациональную, “мировую” религию.  Уже  в  VII-IX  вв.

ислам сделался  господствующей  и  почти  единственной  религией  в  странах

халифата, охватившего  огромные пространства — от Испании  до Средней  Азии  и

границ Индии. В  XI-XVIII вв. он широко  распространился в Северной  Индии,

опять-таки путем  завоеваний. В Индонезии  ислам  получил  распространение  в

XIV-XVI вв. , главным  образом через арабских и   индийских  купцов,  и  почти

начисто вытеснил индуизм и буддизм (кроме острова Бали). В XIV  веке  ислам

проник также  к  кыпчакам  в  Золотую  Орду,  к  булгарам  и  другим  народам

Причерноморья, несколько  позже — к  народам  Северного  Кавказа  и  Западной

Сибири.

   Хотя ислам  в какой-то степени  и   сплачивал  людей  на  основе  общности

религии, но национальные противоречия в странах ислама  отнюдь  не  исчезли,

напротив, они постепенно все  обострялись.  Это  нашло  отражение  в  разных

течениях в мусульманской  религии, в расколах и сектах.

   Самый крупный  (и один из самых  ранних)  раскол  был  вызван  появлением

шиизма (“шия”  по-арабски — партия, секта). Считают, что в шиитском  движении

проявилось недовольство и борьба персов против  завоевателей  —  арабов,  то

есть  что  это  была  своего   рода   религиозная   оболочка   национального

антиарабского движения в Иране. Это отчасти верно, но такой  характер  шиизм

принял не сразу, а лишь впоследствии.  Началось  дело  с  внутренней  борьбы

среди арабов —  с борьбы за власть  между  преемниками  Мухаммеда.  Четвертый

халиф — Али был кровным родственником пророка  —  его  двоюродным  братом  и

зятем; приверженцы  Али не признавали законности предыдущих халифов, так  как

они были не из рода пророка, а были “избраны” религиозной  общиной,  то  есть

попросту узурпировали  власть.  Борьба  за  власть  приняла  форму  спора  о

преемственности власти в халифате. Сторонники Али  потерпели  поражение,  Али

был убит, но его  последователи укрепились в  Иране  и  Ираке,  и  там  шиизм

широко  распространился  как  выражение  протеста  против  власти  Арабского

халифата. По шиитскому  преданию, Али и  его  сыновья  Хасан  и  Хусейн  пали

мучениками за  веру.  В  память  этого  шииты  ежегодно  справляют  траурный

праздник шахсей-вахсей, при котором фанатично настроенные  верующие  наносят

себе раны холодным оружием,  выражая  свою  религиозную  преданность  памяти

мучеников.

   Главная  черта шиизма — вера в   то,  что  законными  преемниками   пророка

Мухаммеда — имамами  — могут быть только его сородичи-потомки, а  “избранные”

общиной  халифы незаконны.  В связи с   этим   шииты   отвергают   сунну,

составленную при  первых халифах из преданий о пророке. Но шиизм  не  остался

единым,  внутри  него  возникли  различные  течения.  Господствующим   стало

течение, признающее одиннадцать законных имамов — потомков Али;  двенадцатый

имам будто  бы  еще  в  IX  веке  таинственно  скрылся  и  где-то  пребывает

невидимо, однако должен в конце времен объявиться  как  спаситель  —  махди.

Это наиболее распространенное в шиизме течение особенно укрепилось  в Иране

и  с  начала  XVI  века  (при  династии  Сефевидов)  стало  там  официальной

государственной религией.

   Другие  ответвления шиизма насчитывают  гораздо  меньше  последователей  и

составляют скорее секты. Такова  секта  исмаилитов  (по  имени  Исмаила,  ее

основателя в VII веке), распространенная ныне в горных районах  Афганистана,

Бадахшана и др.  Исмаилиты верят в  то,  что  в  их  имамов  последовательно

воплощается “мировая  душа”.  Эти  имамы  образуют  наследственную  династию

Агаханов, ведущих светскую, роскошную жизнь и  собирающих  отовсюду  дань  с

членов секты. В  учение исмаилитов  влилось  много  идей  из  домусульманских

религиозно-философских  систем Азии и из местных народных верований.

   От  исмаилитской  секты  отделилась  в  IX  веке   группа   карматов   —

демократическая секта, члены которой, преимущественно  крестьяне  и  бедуины

Аравии, устанавливали  общность имущества. Секта карматов просуществовала  до

XI века.

   От  того  же  исмаилизма  отпочковалась   секта  ассасинов,   соединявшая

мистицизм с  фанатической  борьбой  против  немусульман.  В  годы  крестовых

походов  ассасины  были  самыми  ярыми  врагами  крестоносцев  (кстати,   от

названия секты  происходит французское слово “assassin”  — убийца.

   Наконец  в XI веке от того  же  корня  отделилась  группа  последователей

халифа Хакима.  По  имени  видного  предводителя  секты  Исмаила  ад  Дарази

последователи секты  до сих пор известны как друзы (в Ливане).

   В отличие  от шиитского  направления,  ортодоксальный  ислам,  охвативший

большинство мусульман  мира, называется суннизмом:  сторонники  его  признают

законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII-IX вв. в  нем

возникло мутазилитское  течение.

   Мутазилиты  старались истолковать мусульманское  вероучение в рациональном

духе, доказывали “справедливость” бога, наличие свободной  воли  у  человека,

признавали  Коран  книгой,  написанной  людьми,  а   не   созданной   богом.

Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте  опору  для

своей власти.

Но вскоре (коней IX века) реакционное фанатическое духовенство  взяло верх  в

халифате, мутазилитов  стали  преследовать.  Укрепилось  учение  о  вечности,

“несотворенности”  Корана.  Однако  идеи  мутазилитов   оставили   след   на

дальнейшем развитии мусульманского богословия.

   В VIII-IX вв. в правоверном мусульманском   богословии  сложились  четыре

школы:  ханифитов,  шафиитов,  маликитов  и   ханбалитов   (по   именам   их

основателей).  Последняя  из  этих  школ  была  проникнута  духом   крайнего

фанатизма,  буквального  толкования  религиозных  догматов;  она  укрепилась

среди отсталого  бедуинского населения Аравии; близка  к  ней  была  и  школа

маликитов, получившая  господство  в  Северной  Африке.  Другие  две  школы,

распространившиеся  в  более  культурных   областях   мусульманского   мира,

допускали более  свободное толкование учения. Особой  взаимной  отчужденности

и вражды между  приверженцами этих четырех богословских школ нет.

   В тех  же  VIII-X  вв.  в  исламе  возникло  мистическое,  полумонашеское

течение суфизма (от слова “суфи” — грубая шерстяная  ткань).  Оно  зародилось

в недрах шиизма, но проникло и в  среду  суннитов.  В  суфийском  вероучении

сказалось влияние  идей маздеизма, буддизма и даже  неоплатонизма.  Суфии  не

придавали  большого  значения  внешней  обрядности,   а   искали   истинного

богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые  суфии доходили  до

пантеистического  мировоззрения (бог — во всем мире, весь  мир  —  проявление

или эмансипация  бога)  и  тем  самым  удалялись  от  грубо  антропоморфного

представления об  Аллахе,  какое  дано  в  Коране.  Суфии  придавали  особое

значение  именам  божьим,  встречаемым  в  Коране.   Мистико-пантеистическое

течение  суфизма  сначала  подверглось гонениям  со  стороны мусульманских

фанатиков-ортодоксов,  но  постепенно  обе   стороны   пошли   на   уступки.

Последователи суфийского  учения  стали  образовывать  ордена  странствующих

монахов — дервишей — во главе  с  шейхами,  или  ишанами.  Эти  ордена  были

признаны законными  и у суннитов, и у шиитов.  Дервиши,  хотя  они  и  давали

монашеский  обет  бедности,  на  деле  вскоре  превратились  в   шарлатанов,

обирающих и обманывающих народ; руководители  же  дервишей,  ишаны,  в  свою

очередь обирают  своих послушников —  мюридов.  Некоторые  дервишские  ордена

применяют в своих  молебствиях так называемые зикры  — экстатические пляски  и

другие чисто  шаманские  способы  общения  с  божеством.  Придается  большое

значение мистическому возгласу: “Ху!”.

   С суфизмом  было  исторически  связано   движение  тариката.  Это  понятие

первоначально означало благочестивый путь жизни для  общения с  богом  (слово

“тарикат” по-арабски  путь). Но впоследствии тарикатом стали  называть  учение

фанатиков,  проповедовавших “священную  войну”  против  христиан  и других

неверных. Под знаменем тариката  вели,  например,  войну  имамы  на  Кавказе

(Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу  тариката составляли  мюриды

— послушники, слепо  повинующиеся  своему  мюршиду  —  духовному  наставнику.

Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

   В  новейшее  время  усложнение  социально-экономических   и  политических

условий вызвали  появление новых сект  в  исламе.  Среди  бедуинов  Аравии  в

XVIII веке возникло течение ваххабитов (последователей Муххамеда ибн Абдель

Ваххаба), в котором  отразился стихийный протест  против богатства  и  роскоши

городских  купцов  и  богачей.   Ваххабиты,   продолжая   традиции   суровой

ханбалитской школы, требовали возвращения к  патриархальной  простоте  жизни

первых веков  ислама, строгого исполнения предписанных  обрядов  и  запретов,

уничтожения роскоши,  боролись  с  европейскими  культурными  влияниями,  не

признавали культа святых, поклонялись только  одному  богу. После жестокой

борьбы с противниками ваххабиты к началу ХХ века взяли  верх  в  государстве

Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с  городами  Меккой

и Мединой.  В  государстве  Саудовской  Аравии,  объединившем  обе  области,

ваххабитизм сделался господствующей религией.

   Религиозную  оболочку приняло и массовое  недовольство городской бедноты  и

крестьян Персии в середине XIX века. Их  идейным  вождем  выступил  Мохаммед

Али, принявший  прозвище “Баб” (“врата” в смысле посредника  между  людьми  и

богом). Движение получило название бабистского. Баб  проповедовал  равенство

и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман.  Баб  объявил

себя преемником пророка,  который  призван  возвестить  людям  новый  закон.

Учение  Баба было  полно мистических представлений и близко  пантеизму.

Информация о работе Культура исламского Востока