Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 23:18, реферат
В числе социально-экономических и политических факторов определяющее значение имели социальные революции и революционное движение. В XIX в. буржуазные революции охватили многие страны Европы и представляли собой один из важнейших этапов классовой борьбы. Они способствовали утверждению и развитию капитализма, решению назревших исторических задач, в частности, объединению Италии и Германии, пробудили в прогрессивном человечестве стремление к свободе от социального гнета и несправедливости.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Основные черты культурного облика эпохи. Утверждение либеральных ценностей ……………………………………………………………….…………..
2. Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве……………………………………………………………………………………..
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………...
Вальтер Скотт — создатель жанра исторического романа, сочетающего романтические и реалистические тенденции. Гибель шотландского родового клана отображена писателем в романах «Веверлей», «Роб Рой». Романы «Айвенго», «Квентин Дорвард» рисуют картину средневековой Англии и Франции. Романы «Пуритане», «Легенда о Монрозе» освещают классовую борьбу, развернувшуюся в Англии в XVII—XVIII вв.
Один из великих художников мировой литературы — Чарльз Диккенс (1812— 1870), он основоположник и лидер критического реализма английской литературы, выдающийся сатирик и юморист. В раннем его произведении «Записки Пикквикского клуба» изображена еще патриархальная Англия. Подсмеиваясь над прекраснодушием, доверчивостью, наивностью своего героя, Диккенс сочувствует ему, оттеняя его бескорыстие, честность, веру в добро.
Д. Б. Шоу — один из учредителей и первых членов социалистического «Фабианского общества, создатель драм-дискуссий, в центре которых — столкновение враждебных идеологий, бескомпромиссное решение социально-этических проблем («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками»). Для творческого метода Шоу характерен парадокс как средство ниспровержения догматизма и предвзятости («Андрокл плев», «Пигмалион»), традиционности представлений (исторические пьесы «Цезарь и Клеопатра», «Святая Иоанна»).
Италии в XIX в. в условиях политической реакции опера проявила себя как самый массовый и демократический жанр театрального искусства. Вершина реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. — творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди (1813—1901), тесно связанное с итальянским освободительным движением («Набукко», «Ломбардцы в первом крестовом походе»). В таких оперных произведениях, как «Эрнани», «Макбет», «Битва при Леньяно», выражен протест против всякого насилия и угнетения. Представления опер Верди, проникнутых идеями борьбы за освобождение и объединение Италии, сопровождались бурными патриотическими манифестациями.
Проблемы
социального неравенства —
Во Франции получила развитие лирическая опера, которая отличается от большой оперы более интимной тематикой и сюжетами, заимствованными из классической литературы. Это оперы «Манон» и «Бертер» Ж. Масснэ, «Фауст» и «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Гамлет» А. Тома и др. Лирические оперы создавались на экзотические восточные сюжеты. Это «Лакмэ» Л, Делиба, «Искатели жемчуга» и «Джамиле» Ж. Бизе, «Самсон и Долила» К. Сен~Сан-са. В лирических операх правдиво и тонко воплощены человеческие переживания. Для обрисовки быта характерна поэтичность. Музыкальный язык этих опер демократичен, близок к городскому фольклору.
Середина XIX в. стала временем рождения нового музыкального жанра — оперетты — легкой оперы, включающей и танец, и диалог (произошла от комической оперы). Родина оперетты — Франция, а родоначальники — композиторы Ф. Эрве и Ж. Оффенбах.
Несмотря на то, что для творчества английских композиторов XIX в. в целом характерно отсутствие ярко выраженного национального характера, оперная культура в Англии интенсивно росла. Театр «Ковент-Гарден» был крупнейшим в Англии, в нем шли спектакли итальянской Королевской оперы. В 1856 г. была образована Королевская английская опера. В конце XIX в. наступает период, вошедший в историю под названием английского музыкального Возрождения, — повышается интерес композиторов к национальной тематике.
В этом виде искусства главный признак реализма — постижение социального характера человека. Однако в живописи реализм теснее, чем в литературе, связан с изобразительными средствами, которые создают иллюзию зрительной достоверности.
Реалистическое направление в живописи Франции укрепило свои позиции в середине XIX в. после революции 1848 г. В истории французского искусства никогда борьба двух лагерей, двух принципиально противоположных художественных культур не была столь острой, как в этот период. Лучшие черты французского народа и его передового искусства воплощали такие художники, как Милле, Курбе, Мане, Карно. Их не допускали на выставки, травили в газетах и журналах. Им противостояла масса дельцов от искусства, любимцев Наполеона III и всей реакционной буржуазии Второй Империи.
Милле
и Курбе стали
Произведения Эдуарда Мане (1832—1883) посвящены Парижу. Он один из блестящих колористов мирового искусства. В его картинах с удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика всевозможных обитателей Парижа («Завтрак в мастерской», «Чтение», «В лодке», «Нана»), которые доносят до наших дней облик тогдашней Франции. Хотя Мане в первых картинах пытался переосмыслить образы и сюжеты старых мастеров в духе современности («Завтрак на траве», «Олимпия»)^ затем он стал создавать картины на бытовые, исторические, революционные темы. Сильнейшая страница в истории французского критического реализма — его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» — об одиночестве человеческого существования. Предвосхитив импрессионизм, он обратился к светлой пленэрной живописи («А-жантей»).
Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось новое направление в искусстве — импрессионизм (от франц. impression— впечатление). Эстетические установки этого направления характеризовало желание соединить познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна — всего 12 лет (от первой выставки картин 1874 г. до восьмой в 1886 г.).
Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Клод Моне, Пьер Опост Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и других, объединившихся для борьбы за обновление искусства против официального академизма в художественном творчестве. После проведения в 1886 г. восьмой выставки эти группы распались, исчерпав возможности развития в рамках единого направления в живописи.
Клод Моне (1840—1926) — ведущий представитель импрессионизма, автор тонких по колориту, напоенных светом и воздухом пейзажей. В серии полотен «Стога сена», «Руанский собор» он стремился запечатлеть мимолетные, мгновенные состояния световоздушной среды в разное время дня. От названия пейзажа Моне «Впечатление. Восходящее солнце» произошло и название направления — импрессионизм. В более поздний период в творчестве К. Моне появились черты декоративизма.
Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др.
Импрессионисты активно использовали подсказанный японскими гравюрами подход к натуре — мгновенное изображение одного и того же объекта — Клод Моне пишет серии стогов, тополей, фасадов собора. Причем для завершения серии ему пришлось заплатить, чтобы тополя не срубили. Достичь и передать необходимое ощущение ему удалось, работая на специально оборудованной лодке.
Стремление достичь силы естественного впечатления заставило импрессионистов писать чистым цветом, не смешивая краски. При этом ощущение полутонов достигалось рядоположенными мазками чистых дополнительных цветов — при отдалении от полотна создавался эффект смешения, который придавал оттеночность даже цветам повышенной интенсивности.
При этом была открыта самостоятельная выразительная возможность мазка, которую потом использовал Поль Сезанн для построения концептуальной картины мира, Ван Гог и экспрессионисты — для передачи эмоционального состояния, пуантилисты (Сера и Синьяк, пишущие точками) — для передачи объемности мерцающего пространства.
Фактически, провозглашая одну из программ, импрессионисты открыли концептуальное искусство — искусство современное, где главным оказывается принцип видения, идея, которая и представляет собой основную ценность. В полной мере это реализовали постимпрессионисты (Сезанн, Гоген, Ван Гог, Дега, Тулуз-Лотрек).
Так, Поль Сезанн (1839—1906) в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров («Оргия»), затем испытал воздействие Г. Курбе («Печка в мастерской»). С 70-х гг. складывается собственная живописная система Сезанна, достигшая зрелости в конце 80-х гг. Именно в это время Сезанн отходит от импрессионизма. Он тщательно занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешенности природы, единства ее форм во всех жанрах (портрете, фигурной композиции, пейзаже, автопортрете, натюрморте). Он автор таких картин, как «Берега Марны», «Персики и груши», «Пьеро и Арлекин». Сезанн оперировал преимущественно градациями трех основных цветов — зеленого, голубого и желтого. У него смелый лаконичный рисунок.
Творчество
Сезанна нашло много
В целом творчество постимпрессионистов выразило доминирующие мотивы и настроения своего времени, оказало большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX—XX вв.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием разнообразных политических, экономических, социальных, религиозных, национальных факторов. Особенное значение для ее развития имела Великая французская революция, провозгласившая идеи свободы, равенства, братства, Революция поставила задачу подготовки общества принять великую идею единой человеческой семьи. В истории человечества это была новая идея, новый идеал.
Поскольку практика значительно расходилась с провозглашенными революцией идеалами, искусство, развивающееся в этот период, критически осмысливало действительность, поэтому для художественной культуры XIX столетия характерен критицизм.
Ведущее положение из всех видов художественного творчества заняла литература, которая определяла художественную жизнь этого столетия.
Помимо искусства слова, XIX в. создал великолепные образцы музыкальных и сценических творений. В музыке достигли высот оперное и балетное искусства, а также симфонические произведения.
В области пластических искусств наивысшие достижения принадлежат живописи. Искусствовед Лионелло Вентури отмечал; «... по своему числу и мастерству гениальные живописцы XIX века могут выдержать сравнение с живописцами любого из предшествовавших веков.»
В XIX в. окончательно выделилась в самостоятельный вид изобразительного искусства графика, чему способствовало изобретение литографии — гравюры на камне.
Особенностью развития культуры и искусства XIX в. является разнообразие художественных направлений и стилей, методов и форм, которые менялись, буквально каждое десятилетие.
Развитие
отдельных видов искусства
Нес в себе XIX в. и потери как в определенных направлениях искусства, так и в достижениях отдельных стран.
Преобладание критического миросозерцания предопределило невозможность создания большого архитектурного стиля. Искусствоведы считают последними достижениями выдающиеся архитектурные ансамбли неоклассического стиля, созданные на рубеже XVIII—XIX веков. В XIX в. успехи утилитарного градостроительства не содержали в себе прогресса художественного зодчества — царили эклектика и заимствование прежних архитектурных стилей.
То же произошло с монументальной скульптурой. Лучшее из созданного ваятелями XIX в. относится к жанру станковой скульптуры.
Из того немногого, что явила архитектура, лучшее достигнуто в Англии, в искусстве скульптуры — во Франции.
Несмотря на многообразие стилей, сложившихся в XIX в., первенствующим считается реалистическое художественное направление, давшее блестящие результаты во всех видах искусства и литературы.
Список использованной литературы