Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 19:41, реферат
Помимо теоретических рассуждений есть еще и окружающая повседневная реальность, присмотревшись к которой, замечаешь, насколько "окультурилась", наполнилась культурными содержаниями наша жизнь. У нас как бы исчезла наивная вера в объективность и предопределенность общественных процессов. Изменилась роль культуры в обществе, и при этом изменилось само понимание культуры.
Культура
и современный
мир
Помимо теоретических
рассуждений есть еще и окружающая
повседневная реальность, присмотревшись
к которой, замечаешь, насколько "окультурилась",
наполнилась культурными 1 BerkingH. Kultur-Soziologie:
Mode und Methode // Berking H., Faber R. (Hg.) Kultursoziologie - Symptom
des Zeitgeistes. Wuerzburg: Koenigshausen & Neumann, 1989. S. 19.
Термин "постмодернизм"
возник в 30-е годы в контексте
художественной критики, а слово "постмодерн"
впервые употребил в 1947 г. знаменитый
историк А. Тойнби для обозначения
нового периода в развитии западной
цивилизации [2]. Не углубляясь в философские,
искусствоведческие и культурологические
интерпретации постмодерна, остановимся
на проявлениях постмодерна 2 Hassan I. The culture of
postmodernism // Theory, Culture & Society, 2/3, 1985. Прежде всего,
это распад "метаповествований",
характерных для эпохи модерна, т.е. распад
грандиозных идеальных целостностей,
во взаимодействии которых и складывался
модернизм. Это наука, религия, гуманизм,
философия, социализм и так далее, т.е.
идейные образования, претендовавшие
на полную и исчерпывающую интерпретацию
мира, или, по крайней мере, открывающие
перспективу создания тотального мировоззрения.
Самое важное здесь, пожалуй, - отказ от
метаистории (универсальной исторической
концепции), выстраивающей всю историю
в одну стройную и последовательную схему.
В этом смысле критика эволюционизма,
как раз и представляющего собой такую
универсальную объяснительную схему,
и возникновение плюралистической парадигмы
в науках о культуре и стало проявлением
антимодернистской реакции и предвестием
постмодерна. Далее, это отказ
от попыток расколдовывания мира. Расколдовыванием
мира М. Вебер называл процесс рационализации
мира и человеческой жизни, освобождения
их от магии, религии и всяческих других
предрассудков. Мир становится "прозрачным",
доступным рациональному познанию и манипулируемым
путем рационально организованной деятельности.
Это расколдовывание началось с философии
Просвещения и ознаменовало собой культурно-историческую
эпоху модерна. И вот постмодерн кладет
конец этой тенденции. Явился ли этот отказ
вынужденным или добровольным - другое
дело. То, что оказалось тупиком для модерна
(возникла, по выражению Ю. Хабермаса, "новая
непрозрачность"), стало выходом для
постмодерна. Невероятная усложненность
семантических, технологических и социальных
систем, утрата ими в процессе их развития
основополагающих организационных основ,
смешение разнообразных принципов и стилей
в рамках одной и той же системы как результат
ее развития - все это просто исключило
возможность рационального познания многих
систем, возникших в результате человеческой
деятельности. Кроме того, тенденция многих
систем и групп к закрытости, сознательно
культивируемая эзотеричность означают
просто нежелание расколдовываться, т.е.
сознательный вызов духу модерна. Сюда
же можно отнести расцвет и приумножение
иррационалистичес-ких движений, сект,
кругов именно в конце XX столетия. Меняется и
содержание культуры. Казавшаяся когда-то
прочной культурная иерархия исчезает.
Скорее, бывшая "высокая культура"
обретает субкультурный статус. Культура
дифференцируется на мало зависимые, или
вовсе независимые друг от друга культурные
стили, формы и образы жизни. Культурная
индустрия, которая раньше рассматривалась
как производительница непрестижной и
"дешевой" массовой культуры, оказывается
приобретающей новую, не присущую ей ранее
функцию, - функцию производителя и распространителя
не просто "легкой музыки" и "эстрадных
песенок", а жизненных форм и жизненных
стилей. В этой же функции к ней присоединяются
масс-медиа. Неоднократно
отмечался гигантский рост в последние
десятилетия масштабов шоу- Постмодерн - это и жизнь, и философия. Выше показано, как практика жизни становится "постмодернистской". Теоретические основы постмодернизма как своеобразной философии культуры заложены в философии французского постструктурализма - у М. Фуко, затем - Лиотара, Бодрийара и других. |