Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:21, реферат
Целью курсовой работы является, выяснить, как связаны и взаимодействуют между собой культура и религия.
Введение…………………………………………………………………………..4
Из истории культуры……………………………………………………………..6
Общество и культура: внешние и внутренние факторы…………………….....9
Человек и культура: Внутренняя и внешняя…………………………………..19
Религия…………………………………………………………………………...25
Возникновение религоведения как элемента культуры……………………....28
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список используемой литературы……………………………………………...31
МИИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Санкт-Петербургский
государственный
университет технологии
и дизайнаСЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ
ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ
Факультет:
ИДРиКТ
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
Дисциплина: Культурология
Тема:
«Религия и культура»
Выполнил:
Студент группы
Рк- 4 __________
Руководитель:
________________
(уч.степень,
звание)
(подпись)
Дата защиты работы ____________
Оценка _________________________
Санкт-Петербург
2009
Реферат:
Курсовая работа содержит 31 страницу пояснительной записи, в том числе 3 литературных источника и 1 интернет источник.
Ключевые слова:
религия, бог, культура,
научение, люди, общество, энтоцентризм,
ксенофобия, релятивизм, культуроверческая
деятельность, религоведение.
Целью курсовой
работы является, выяснить, как связаны
и взаимодействуют между собой культура
и религия.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Из истории
культуры…………………………………………………………
Общество и культура: внешние и внутренние факторы…………………….....9
Человек и культура: Внутренняя и внешняя…………………………………..19
Религия……………………………………………………………
Возникновение религоведения как элемента культуры……………………....28
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы……………………………………………...
Введение:
Принимая за исходную точку зрения о том, что культура - это все, что создано человеком, его “вторая природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “богооткровения”? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в разных культурных средах, что и определяет многообразие религий.
Религия возникает
в истории человечества вместе с
осознанием человеком самого себя и противопоставлением
себя окружающей действительности. Традиционно
возникновение религиозных представлений
о мире связывают с процессом обожествления
природы, которая выступает по отношению
к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное
ему начало, которое требует поклонения.
Таким образом, объясняют возникновение
политеистических религиозных систем,
в которых множество богов олицетворяют
разные природные стихии, например, Бог
Грома и Молнии принимался за Верховное
божество и древними грекам (Зевс), и римлянами
(Юпитер), и древними славянами (Перун).
Долгое время считалось, что религия -
плод невежественности первобытного человека,
не знавшего законов природы и испытывавшего
страх перед неведомым, а следовательно,
она должна исчезнуть с развитием научных
представлений о мире. На этом строилась
материалистическая критика религии,
идущая от французских материалистов
(Дидро, Руссо) и Л.Фейербаха, и широко развернутая
в марксистской философии. Но она не
исчезла с появлением и возрастанием научного
знания. Что, продолжает, и в наши дни
порождать религиозную веру? Какое место
религия, занимает в системе культуры?
И как, она соотносится с так и не вытеснившим
ее научным познанием: они противоречат,
или дополняют друг друга? Вот, пожалуй,
самый интересный вопрос для современного
человека, который воспитывался на резком
противопоставлении одного и другого.
Слово “культура” происходит от латинского слова cooler, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Усвоение культуры осуществляется с помощью наукоучения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Культура формирует
личности членов общества, тем самым
она в значительной степени регулирует
их поведение.
Из истории культуры
На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками.
Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие “жень” ) и Индии (понятие “дхарма” ), означало, прежде всего, целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание, и обучение самого человека. Философы древней Греции видели в “пайдейе”, т.е. “воспитанности”, которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от “некультурных” варваров.
Эпоха Рима, особенно
в поздний ее период, органично
впитав философские взгляды
Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развития человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей “естественной” природы. Однако уже в то время зародилось философское направление “критики культуры”. Последователи этого направления (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму человеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чистоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития, испорченности и развращенности “культурных” наций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретического осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической философии стали искать выход в осознании культуры как сферы “духа”. Кант рассматривал культуру, прежде всего, с позиций морального сознания (его знаменитый категорический императив). Шиллер -- как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом, представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.
Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно занимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно говоря, именно в это время возникла философия культуры как самостоятельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Риккерт и М. Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О. Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация рассматривается как противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория “локальных” цивилизаций английского историка А. Тойнби.
Диалектико-материалистическая
философия рассматривает
Общество и культура: внешние и внутренние факторы
Развитие культуры - органическая составная часть истории общества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материального производства, а также и всех иных подсистем и сфер общественной жизни - социальной и социально-политической. Характерно, что при крайне низких темпах развития материального производства в эпоху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех составляющих культуры этой эпохи. Однако нельзя не отметить, что в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культуротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в экономической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и искусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.
Развитие культуры связано и с другими внешними детерминантами. Развитие стран и народов практически с первых шагов цивилизации утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История с течением времени все больше выступает в качестве всемирной истории, а вместе с тем становится реальностью мировая культура, аккумулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого народа приобретает расширение культурных связей и духовных контактов с другими странами и народами.