Культура и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 23:21, реферат

Описание работы

Целью курсовой работы является, выяснить, как связаны и взаимодействуют между собой культура и религия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4
Из истории культуры……………………………………………………………..6
Общество и культура: внешние и внутренние факторы…………………….....9
Человек и культура: Внутренняя и внешняя…………………………………..19
Религия…………………………………………………………………………...25
Возникновение религоведения как элемента культуры……………………....28
Заключение…………………………………………………………………….....30
Список используемой литературы……………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

курсовая культурология.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

МИИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

Санкт-Петербургский  государственный  университет технологии и дизайнаСЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ 

Факультет: ИДРиКТ                                                                                                    Специальность: Реклама                                                                                                         Форма обучения: очно-заочная                                                                                                 Кафедра:  

КУРСОВОЙ   ПРОЕКТ 

Дисциплина: Культурология

Тема: «Религия и культура» 

Выполнил:

Студент группы  Рк- 4   __________                                       Шибаева М.В.                   

                                       (подпись)                                            (Ф.И.О.)

Руководитель:

________________                __________                  _______________________

(уч.степень,  звание)                (подпись)                                        (Ф.И.О.)

Дата защиты работы ____________

Оценка _________________________ 
 
 

Санкт-Петербург

2009

Реферат:

Курсовая работа содержит 31 страницу пояснительной записи, в том числе 3 литературных источника и 1 интернет источник.

Ключевые слова:

религия, бог, культура, научение, люди, общество, энтоцентризм, ксенофобия, релятивизм, культуроверческая деятельность, религоведение. 
 
 

Целью курсовой работы является, выяснить, как связаны и взаимодействуют между собой  культура и религия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Из истории  культуры……………………………………………………………..6

Общество  и культура: внешние и внутренние факторы…………………….....9

Человек и культура: Внутренняя и внешняя…………………………………..19

Религия…………………………………………………………………………...25

Возникновение религоведения как элемента культуры……………………....28

Заключение…………………………………………………………………….....30

Список  используемой литературы……………………………………………...31 

                                                                                      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение:

Принимая за исходную точку зрения о том, что  культура - это все, что     создано человеком, его “вторая  природа”, мы должны определить для себя является ли религия элементом культуры, или она, как утверждают теологи, результат “богооткровения”? Религия как система верований, культа и осуществляющих его религиозных институтов, безусловно, есть порождение человеческого разума и человеческой деятельности, поэтому в данном реферате она будет рассматриваться как  феномен культуры, присущий всем народам, разворачивающийся в  разных культурных средах, что и определяет  многообразие религий.

Религия  возникает  в истории человечества вместе с  осознанием человеком самого себя и противопоставлением себя окружающей действительности. Традиционно возникновение религиозных представлений о мире связывают с процессом  обожествления природы, которая выступает по отношению к человеку как всемогущее, высшее, неподвластное ему начало, которое требует поклонения. Таким образом, объясняют возникновение политеистических религиозных систем, в которых множество богов олицетворяют разные природные стихии, например, Бог Грома и  Молнии принимался за Верховное божество и древними грекам (Зевс), и римлянами (Юпитер), и древними славянами (Перун). Долгое время считалось, что религия - плод невежественности первобытного человека, не знавшего законов природы и испытывавшего страх перед неведомым, а  следовательно, она должна исчезнуть с развитием научных представлений о мире. На этом строилась материалистическая критика религии, идущая от французских материалистов (Дидро, Руссо) и Л.Фейербаха, и широко развернутая в марксистской философии.  Но она не исчезла с появлением и возрастанием научного знания. Что, продолжает,  и в наши дни порождать религиозную веру? Какое место религия, занимает в системе культуры? И как, она соотносится с так и не вытеснившим ее научным познанием: они противоречат, или дополняют друг друга? Вот, пожалуй, самый интересный вопрос для современного человека, который воспитывался на резком противопоставлении одного и другого. 
 
 

Слово “культура” происходит от латинского слова cooler, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от “некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Усвоение культуры  осуществляется  с помощью наукоучения. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.    

Культура формирует  личности членов общества, тем самым  она в значительной степени регулирует их поведение.    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Из истории  культуры

На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками.

Первоначальное  понятие культуры, существовавшее в  древних цивилизациях Китая (понятие  “жень” ) и Индии (понятие “дхарма” ), означало, прежде всего, целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также и воспитание, и обучение самого человека. Философы древней Греции видели в “пайдейе”, т.е. “воспитанности”, которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от “некультурных” варваров.

Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично  впитав философские взгляды древнегреческих  мыслителей, породила свое представление  о культуре, которое более близко к понятию цивилизации. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Европе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейшего качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дьявола. Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию культуры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем -идеалу просветителей.

Для зарождавшейся  буржуазной философии характерно понимание  под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Тюрго, Кондорсе) понимали содержание культурно-исторического процесса как развития человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей “естественной” природы. Однако уже в то время зародилось философское направление “критики культуры”. Последователи этого направления (Руссо) осуждали не только культурную эволюцию, но и саму человеческую цивилизацию. В своих работах они противопоставляли чистоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития, испорченности и развращенности “культурных” наций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретического осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической философии стали искать выход в осознании культуры как сферы “духа”. Кант рассматривал культуру, прежде всего, с позиций морального сознания (его знаменитый категорический императив). Шиллер -- как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом, представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

Многочисленные  философские школы ХХ века очень  интенсивно занимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно говоря, именно в это время возникла философия культуры как самостоятельная философская дисциплина. Последователи неокантианства (Риккерт и М.  Вебер) рассматривали культуру прежде всего как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О.  Шпенглера. Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, цивилизация рассматривается как противоположность культуре. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория “локальных” цивилизаций английского историка А.  Тойнби.

Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый  человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детерминирующей характеристикой культуры является ее качественная сторона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека. Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собственно сам процесс формирования человека протекает как культурно-исторический процесс. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. Можно сказать, что культура -- это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоздаваемый им самим. Культура -- это очеловеченный слой жизни, “вторая” искусственно созданная человеком природа. Там, где есть человек, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми -- там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общество и  культура: внешние и внутренние факторы

Развитие культуры - органическая составная часть истории  общества. Поэтому детерминацию движения культуры следует искать и вне ее самой, прежде всего в развитии основы общества, материального производства, а также и всех иных подсистем и сфер общественной жизни - социальной и социально-политической. Характерно, что при крайне низких темпах развития материального производства в эпоху феодализма столь же низкой была и динамика развития в области культуры. Специфическое место религии и церкви также в то время обусловливало религиозную окраску практически всех сторон и всех составляющих культуры этой эпохи. Однако нельзя не отметить, что в отдельные периоды могут наблюдаться активные всплески в культуротворческом процессе при отсутствии аналогичных сдвигов в экономической сфере. Это, в частности, характерно для литературы и искусства эпохи возрождения в Европе, России в XIX веке.

Развитие культуры связано и с другими внешними детерминантами. Развитие стран и  народов практически с первых шагов цивилизации утрачивает изолированный, замкнутый на себя характер. История  с течением времени все больше выступает в качестве всемирной  истории, а вместе с тем становится реальностью мировая культура, аккумулирующая лучшие достижения всех стран и народов. В этих условиях все большее значение для развития культуры каждой страны, каждого народа приобретает расширение культурных связей и духовных контактов с другими странами и народами.

Информация о работе Культура и религия