Культура и природа

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:49, контрольная работа

Описание работы

Диалектика развития культуры раскрывается во взаимодействии человека с природой. Причем анализ этого взаимодействия учитывает различное понимание природы, которую можно представить в виде стихийной системы и в виде естественной предпосылки общественного производства, образующей канву человеческой истории. Природные явления и процессы рассматриваются, как естественные предпосылки общественного производства лишь в том случае, если они включаются в производство и тем самым утрачивают свою стихийность. Так, понимаемая природа образует единство с человеком в экономическом отношении, ибо, согласно К.Марксу, человек начинается относиться к ней как «к своей лаборатории», «к своему неорганическому телу… к неотъемлемой предпосылке его индиви-дуальности, к способу существования последней». В этом случае природа выступает не просто средой обитания, экологической нишей человека наряду с представителями животного царства, сферой его предметно – преобразующей деятельности, материального производства, «царством естественной необходимости».

Содержание

Введение
1. Взаимосвязь культуры и природы
2. Влияние развития культуры на свободу человека
3. Ноосфера
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время мы не можем не считаться с тем, что в переживаемой нами великой исторической трагедии (вероятно, Вернадский имеет ввиду Великую Отечественную войну – И.К.) мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере…

     Ноосфера  – последний из многих состояний  эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших детей…

     Сейчас  мы переживаем новое геологическое  эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу…

     Но  важен для нас факт, что идеалы демократии идут в унисон со стихийным  геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

     Можно смотреть поэтому на наше будущее  уверенно. Оно в наших руках.

     Анализируя  геологическую историю земли, В.И. Вернадский подчеркивает, что ноосфера является последним из многих состояний  «эволюции биосферы», что человек  становится могучей геологической силой. Он считал, что есть пути позитивного технологического развития цивилизации, связанные с разрешением процессов не только технологических и технических, но в первую очередь с пониманием интересов свободно мыслящего человечества. Он писал, что «перед человечеством открывается огромное будущее, если оно поймет это и не будет употреблять свой труд и свой разум на самоистребление».

     Итак, как мы видим, многие ученые не противопоставляли  культуру природе, а напротив, доказывали их неразрывную связи не только в рассматриваемом ранее смысле, но и на биологическом уровне.

     Однако  сегодня мы видим, что культура все  более сложно и более глубоко  опосредует отношение человека к  природе. Как следствие этого  – нарастает степень отчужденности  природы от человека. Созидая надприродную реальность, человек постепенно теряет естественные корни своего бытия, естественную природную детерминацию своего существования. Культура ХХ века показала это наглядно и довела отчуждение до максимума, что породило формы техницизированного бытия человека, и вслед за этим – экологические проблемы. Рост и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается органичность единства человека и природы. Природа – это среда инстинктивного обитания человека, вне которой человек не способен существовать как биологический вид.

     Но  наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является и культура, которая создает  надинстинктивную систему поведения, поведения сознательного, но от этого  не менее необходимого. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4 Экологическая культура 

     Культура  постепенно делает своим объектом отношение  к природе, то есть возникает культура экологической деятельности человека, или, чаще говорят, экологическая культура. Ее задача – поднять на новый уровень оценки отношения природы и человека, ввести знание об этих отношениях в систему ценностей культуры.

     Необходимо  понимать, что экосистема – это  фундаментальная общность живого и  среды обитания. Экосистемы в этом своем качестве представляют собой строительные кирпичики, слагающие биосферу. Везде, где мы находим отчетливо различимое сообщество растений и животных, совместно существующих в пределах собственного особенного участка окружающей среды, мы имеем пример экосистемы.

     Обострение  современной экологической ситуации поставило человечество перед выбором: либо продолжение борьбы с природой, стремление к «господству» над ней и как следствие этого – экологическая смерть всей планеты, либо основанное на лучших гуманистических традициях человечества и современной науки, создающей новую экологически чистую технику и технологию, превращение Земли в процветающую биосферу – источник существования и среду обитания.

     Подлинная экологическая культура начинается с того, что в системе «природа – общество» самостоятельное и равноправное место занимают  природопользование, охрана природы и ее улучшение на основе оптимизации взаимодействия природных и социальных, естественных и искусственных процессов.

     Экологическая культура применительно к процессам  взаимодействия общества и природы предполагает реализацию новых принципов жизнедеятельности людей. Она несовместима со старой традицией покорения природы и предполагает гармонизацию трех видов взаимодействия природы и общества: использование природных богатств, охрану природы как естественной среды обитания человека, разумное регулирование природных процессов, их восстановление, сохранение, улучшение.

     Это потребует переориентации всех видов  жизнедеятельности человека, его  менталитета, целей, идеалов, то есть мировоззрения. Природа в этом мировоззрении должна рассматриваться как самоценность, и ее преобразование должно санкционироваться высшими духовными смыслами, а не технократическими показателями, как это зачастую делается в современной культуре. Такая оценка природы должна быть имманентна самосознанию человека, а не только культуре. Природа должна оцениваться человеком как источник эстетических, нравственных и других идеалов. Гуманизм, при таком подходе, с необходимостью должен включать в себя ценности и идеалы экологического характера, то есть необходимо выйти за границы антропоцентрических ценностей и идеалов. Возможно, это будет биосфероцентрический менталитет и мировоззрение, где основная задача культуротворческой деятельности человека должна сводиться к развитию и установлению экологической системы самодостаточности человечества. Очевидно, что это – задача новой по духу культуры и нового по мировоззрению человека.

     Большая часть современных культурологических теорий органически включает в себя разнообразные походы к прогнозированию будущего человека и человечества, основанные на различных глобальных моделях. В рамках манифестов Римского клуба эта проблема видится как установка на кардинальное изменение ценностных ориентацией человека и всего человечества, улучшение «человеческого качества».

     В ХХ веке многие крупные ученые обращаются к теме технизации жизненной среды  человека. Так, известный экзестенционалист  Мартин Хайдеггер ставит проблему техники  следующим образом: «Пока довольствуются тем, что проклинают или прославляют технику, никогда не поймут, чем она является. Нужно ее вопрошать».

     Современное человечество уже стало воздействовать на существование жизни на всей планете, однако современный человек все  еще не понимает своей новой роли и своего места в изменившемся мире. Так, президент Римского клуба А. Печчеи считает, что основная проблема современности заключается в самом человеке, а не вне его.  По его убеждению, существуют пределы материального роста, исходящие из вырожденно присущих человеческому существу внутренних пределов.

     Современный человек все еще слепо доверяет науке и технике, полагая, что  именно они смогут разрешить все  противоречия современной эпохи. Однако научно-технический прогресс не ведет  к разрешению кризиса человечества, который вызван другими причинами и, в первую очередь, тем, что современный человек не способен принять на себя ответственность, вытекающую из его новой роли. Перед человечеством встала новая задача – воспитание в человеке необходимых человеческих качеств.

     Ученые  все более поддерживают тезис о том, что развитие и развертывание человеческого потенциала, самореализация творческого начала человека – это то, что в конечном итоге детерминирует успех или крах экономического, социального и любого другого развития.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Человеческая  сущность предметов природы, явлений  и процессов проявляется в  том, что они во взаимодействии с  человеком обретают человеческие, культурные определения. Тем самым человек творит мир человеческой культуры

     С развитием культуры расширяется  сфера человеческой свободы.

     Человек достигает ее в процессе преобразования природы в соответствии со своими целями, но подчиняясь ее законам. Таким  образом, культурный прогресс приводит к увеличению степени свободы  человеческого бытия.

     Понятие «ноосфера» обозначает сферу взаимодействия природы и общества, в пределах которой человеческая деятельность оказывается сопоставимой с энергетикой геологических процессов. Оно отражает накопленные человеческие знания, которые превращаются в могучую производительную силу.

     Рост  и развитие культуры сопровождается тем, что исчезает и уменьшается  органичность единства человека и природы. Природа – это среда обитания человека, вне которой человек  не способен существовать как биологический  вид, но наряду с этим, не менее существенной и реальной средой обитания человека является и культура.

 

           Список  использованных источников 

  1. Кефели  И.Ф. Культура и природа - //Соц.- политический журнал. – 1995. - №2. – С. 116-120
  2. Актуальные проблемы культуры ХХ века. – М., 2003.
  3. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответственный редактор А.А. Радугин. – М., 2008.
  4. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону, 2008.
  5. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985.
  6. Развитие представлений В.И. Вернадского о ноосфере. – М., 2001.

Информация о работе Культура и природа