Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 20:57, контрольная работа
Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Многие исследователи считают, что культура возникла, прежде всего, под воздействием общественных запросов и потребностей. Общество нуждалось в закреплении и передаче духовных ценностей, которые вне общественных форм жизнедеятельности человека могли бы погибать вместе с автором этих ценностей. Общество, таким образом, процессу созидания ценностей придало устойчивый и преемственный характер. В обществе стало возможным накопление ценностей, культура стала приобретать кумулятивный характер развития. Кроме того, общество создало возможности для публичного создания и использования ценностей, что привело к возможности более быстрого их понимания и апробирования другими членами общества.
Определение понятия «культура.
Взаимодействие культуры и общества.
Социокультурный процесс.
Этнокультура.
Заключение.
Список использованной литературы.
Во взаимодействии общества и культуры возможна также следующая ситуация: общество может быть менее динамичным и открытым, чем культура. Тогда общество может отторгать ценности, предлагаемые культурой. Возможна и обратная ситуация, когда общественные изменения могут опережать культурное развитие. Но наиболее оптимально сбалансированное изменение общества и культуры.
3.Социокультурный
процесс - функционирование культуры как
социального явления, представляющее
собой переплетение двух основных противоречивых
тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости,
преемственности и тенденции к развитию,
модернизации, изменениям.
В социологии процесс развития культуры
понимался по-разному. Первоначально,
во времена классической социологии О.Конта
и Г.Спенсера доминировал эволюционный
подход, трактующий развитие как постепенное
изменение культурных образцов, ценностей
и норм, как развитие от простого к сложному,
от однородности к неоднородности. Другой
взгляд на развитие культуры связан с
теорией конфликта (конфликты считали
главной движущей силой культуры). В конце
X1X - начале XX века развитие культуры под
влиянием идей Н.Данилевского, О.Шпенглера,
А.Тойнби и П.Сорокина стали понимать циклически,
т.е. как определенную последовательность
фаз изменения, следующих закономерно
одна за другой, при этом фазы повторяются
и возвращаются. Все три подхода не утратили
своего объясняющего начала и поныне,
но ни один из них не может быть признан
универсальным и единственным.
Динамика социокультурного процесса хорошо
прослеживается на примере функционирования главных элементов
культуры:
норма - устойчивое требование
социальной общности к качеству деятельности
и поведению членов этой общности
обычай - исходный, наиболее
простой способ регуляции, который утверждает
необходимость следования жестко заданным
стандартам поведения, привязанным к строго
жизненным ситуациям
обряд - совокупность символических
стереотипных коллективных действий,
предназначенных для возбуждения, поддержания
и создания коллективных переживаний
ритуал - Форма социально санкционированного
упорядоченного символического поведения,
которое выражает связь индивидов, социальных
групп, общества с наиболее значимыми
для них явлениями, ценностями, событиями,
людьми традиция - феномены культурного
наследия, которые передаются от поколения
к поколению
ценности - наиболее распространенные
социокультурные практики, культурные
формы (нормы, образцы, стереотипы сознания
и поведения), отличающиеся сравнительным
единообразием своих черт у самых различных
народов.
4. Многообразие определений культуры говорит о том, насколько спорно и одновременно всеобъемлюще это понятие. Начиная с 1960-х годов как в рамках европейской, так и российской культурологии ведутся дискуссии вокруг дефиниции культуры, ее структуры, сущности и форм проявления. В целом, можно с уверенностью говорить о том, что культура представляет собой динамичное целое в единстве объективных и субъективных моментов, истоков и результатов.
Наиболее распространенный в середине 20 в. аксиологический подход в настоящее время не удовлетворяет исследователей культуры. Однако дебаты вокруг сущностных характеристик культуры, длящиеся не одно десятилетие, могут быть разрешены в рамках деятельностного подхода, разрабатываемого ростовской культурологической школой (Ю. Жданов, В. Давидович, Г. Драч). Согласно данному подходу, культура рассматривается как специфический человеческий способ жизнедеятельности, выступающий как диалектически реализующийся процесс. Иначе говоря, культура - это система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе (Э. Маркарян).Вокруг дефиниции этнокультуры давно ведутся дискуссии между примордиалистами и конструктивистами. Первые видят в этнической культуре культуру людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством "крови и почвы", именно поэтому она и меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве (племя, община, этническая группа) - одна из основных черт этой культуры. Вторые предполагают под термином "этническая культура" сформированную центральную зону культуры, содержанием которой являются этнические константы. Поскольку речь идет об адаптации к конкретным условиям среды, то можно говорить об адаптационном механизме культуры, основанном на коллективном бессознательном (Садохин А.). Этнокультура содержит в себе уникальный конкретно-исторический опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействии с другими сообществами.
Заключение
Итак, мы рассмотрели тему: культура и общество, их взаимосвязь. Завершая работу, кратко отметим следующее.
Культуру изучают многие науки, и каждая дает ей свое определение. Назовем одно из них: культурой называется специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.Культура передается от одного поколения другому в процессе социализации. Условия для социального развития человека создает общество. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.
Общество – это система отношений и способов объективного воздействия на человека. Формы социальной регуляции принимаются как определенные правила, необходимые для существования в обществе. Но для того чтобы соответствовать социальным требованиям, необходимы культурные предпосылки, которые зависят от степени развития культурного мира человека, т.е. человек несет печать конкретной культуры и конкретного общества.
Основные элементы культуры:
а) понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта;
б) отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей связаны между собой;
в) ценности или общепринятые верования относительно целей, к которым люди должны стремиться;
г) правила или нормы, регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Словом «культура» мы обозначаем, прежде всего, глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе. Но, понятием культура мы обозначаем так же и отдельные сферы и компоненты национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, мы говорим о культуре труда, быта, поведения, художественной, музыкальной, нравственной, правовой, политической культуре и т.д.
Основные формы культуры:
- высокая (элитарная) культура, включавшая изящное искусство, классическую музыку и литературу, создавалась и воспринималась представителями элиты;
- народная культура - сказки, фольклор, песни и мифы;
- развитие средств массовой информации создало условия для возникновения массовой культуры.
Общество в целом и отдельные составляющие его группы обладают специфическими культурами.
Система норм и ценностей, которая отличает группу от более широкого сообщества, называется субкультурой. Субкультура не отвергает культуру большинства, но в какой-то мере отклоняется от нее.
Контркультурой называется разновидность субкультуры, которая находится в конфликте с господствующей культурой.
Культура является продуктом творческой и созидающей деятельности человека. Различают материальную и духовную культуру.
Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.
Список используемой литературы
1. Барышева, А.Д.Шпаргалка по обществознанию. Учебное пособие / А.Д.Барышева. - М.: ТК Велби, 2005. – 48 с.
2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание: учеб. для 11 кл.: профил. уровень / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, А.Т.Кинкулькин и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2008. - 415 с.
3. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В.Клименко, В.В.Румынина. – М.: Дрофа; 2004. - 367 с.
4. Культурология: Учебное пособие / Под. ред. проф. Г.В.Драча. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 576 с.
5. Сорвин, К.В. Учебное пособие по курсу «Обществознание» / К.В.Сорвин, А.А.Сусоколов. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002. - 192 с.