Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:48, лекция
Методология анализа культуры в современной социологии.
Структура и функции культуры.
Типология и динамика культуры.
1----Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура как специальная область научных исследований выделяется со второй половины XIX в. Профессор Оксфордского университета Э. Тайлор в 1871 году в своей работе «Первобытная культура» дал определение культуры, ставшее классическим. Согласно его определению, культура, или цивилизация, может рассматриваться как состоящая из верований, обычаев, законов, форм познания, искусства, морали, права, которые присущи индивиду в качестве члена того или иного общества и которые могут быть изучены с помощью научного анализа.
Каждое конкретное общество создает свою собственную культуру, которая передается из поколения в поколение и в результате этого в историческом процессе возникает множество культур. Общими чертами, свойственными всем культурам, являются культурные универсалии.
Культурные универсалии – это такие элементы культуры, которые присущи всем культурам независимо от географического положения, исторического времени и социального устройства общества.
2----- В социальной системе культура воплощена в нормах и ценностях и символах. Особое место в культуре занимают ценности. Ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, которые человек считает истинными и к которым он должен стремиться.
Ценности формируются под воздействием убеждений и верований. Убеждения и верования – это субъективно-личностное отношение человека к объектам, представлениям, теориям. Верования рождаются при дефиците информации, а убеждения являются логически обоснованными знаниями о действительности. В основе убеждений и верований лежит знание.
Знание - достоверные сведения о чем-либо, научные сведения. Знания служат результатом познания - специализированной деятельности, осуществляемой подготовленными людьми.
На противоположном полюсе находятся мифы. Мифы существовали не только в первобытном обществе, где в образе богов или легендарных героев отражались природные и социальные явления, но существуют и в современном.
Г.В. Осипов обращает внимание что социальный миф –это фантастическое, утопическое или превратное представление о соц. реальности в виде четких лозунгов.
Регулированием поведения людей в соответствии с ценностями определенной культуры происходит с помощью культурных норм.
Культурные нормы – это образцы и шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие поведение в определенном направлении. Культурная норма является системой поведенческих ожиданий, культурным образом того, как люди предполагают действовать.
Основными типами культурных норм являются: привычки, обычаи, традиции, нравственные нормы, институциональные нормы, законы.
3-------- Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Материальные творения человеческих рук социологи именуют культурными артефактами . Это такие произведенные человеком предметы, как орудия труда, одежда, хозяйственная утварь или жилище. Для того, что бы рукотворный объект считался артефактом, он должен нести в себе определенное символическое содержание.
Многочисленные образы жизни в мире и внутри отдельного общества называются культурным многообразием. Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества. Эту совокупность принято называть доминирующей культурой. Доминирующая культура – это сочетание основных элементов культуры, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.
Современные социологи выделяют такие виды культуры, как элитарная, народная и массовая. Элитарная культура ориентирована на определенную подготовленную аудиторию. Ее элементы создаются профессионалами. Элитарная культура включает в себя изящное искусство, так называемую серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества. Народная культура. Создается анонимными творцами. Ее создание и функционирование практически неотделимо от повседневной и практической жизни. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д. Фольклор – еще одно название народного творчества. Массовая культура (феномен общества XX века) создается профессионалами, однако общедоступна и ориентирована широкой аудитории. Потребление ее продуктов не требует специальной подготовки. Это кино, печать, поп-музыка и мода. Распространяется в основном с помощью электронных носителей.