Культура и личность

Автор: Al Pol, 10 Июня 2010 в 14:48, реферат

Описание работы

В нормальном сознании культура выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. В культурологии используется понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы Именно культура отличает человека от всех остальных существ .

Содержание

1. Культура и личность………………………………..3
2. Объект культурологии……………………………...8
3. Список литературы…………………………………11

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

Получается  что при определённых условиях индивидуум (отдельный живой организм, особь) может стать личностью. Это наглядно демонстрирует нам развитие образования в целом. Чем выше уровень образования в обществе, тем больше концентрация личностей.

Что касается ценностей личности, то не раскрыв  полностью внутренний мир личности, трудно говорить о чём-либо конкретном, или обобщающим огромнейший внутренний мир. Можно попытаться укрупнением масштаба добиться каких-либо результатов, но по ним будет очень трудно сделать общие выводы. Поэтому я предложу наиболее важные (на мой взгляд) ценности - права и свободы личности.

   Теперь немного официальных понятий личности:

Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время  театрального представления в древнегреческой  драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько  с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность" куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в  восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии "личность" был включен внешний, поверхностный  социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

Интересно отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию "гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man" производится от "manus" (рука). В  русском языке слово "человек" имеет корень "чело", т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую  нагрузку в зависимости от той  или иной культуры и цивилизации.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразные "социальный атол", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. в истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает  сначала как особь, "случайный индивид"  (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность  не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность  и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет индивидуальности…нет единого большого Я". Человек разделен на множество малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: «Ты сам – последняя из всех тайн».

Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос, – когда рождается личность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку  термин «личность» не приложим, хотя все  люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

   Принадлежащие личности права  и  свободы  можно  разделить   на  три группы: социально-экономические,  политические и личностные.  К первой группе относятся такие права,  как право на труд,  отдых, образование, охрану здоровья.  Обеспечение  социально-экономических  прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные  потребности, создать достойные для человека условия для существования.

    Политическими являются право  избирать и быть избранным  в высшие и местные органы  государственной власти, право объединяться  в общественно-политические организации,  право на проведение митингов  и демонстраций, право участвовать в управлении государственными  и  общественными делами и др.  Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию человека,  как общественно- политического  деятеля,  создать предпосылки для его политического участия,  развития общественно-политической активности.

     Третья группа прав - личные права  (право  на  неприкосновенность  личности, жилища,  право на тайну  переписки,  телефонных переговоров  и др.). Осуществление их способствует  созданию  условий  для  свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человеческая жизнь невозможна.

2. Объект культурологии.

   

     Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем  
УАЙТ ЛЕСЛИ АЛВИН (1900-1975) - амер. культурантрополог и культуролог.

Позитивной  чертой неоэволюционистской концепции  У. является стремление обосновать характер культуры. Так, он утверждал понятие "культуры" как объективную категорию. 

      У. подразделял культуру на  три подсистемы:

1) технологическую  (орудия производства, средства существования,  материалы для постройки жилищ,  средства для нападения и защиты и т. п.);

2) социальную (типы  коллективного поведения);

3) идеологическую (идеи, верования, знания).

   

       В этой иерархии подсистем  основной является технологическая.  а остальные, производные от  первой, вторичными.

      У. сформулировал общий закон развития культуры: "Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе".

          В кн. "Наука о культуре" (1949) ввел в науч. обиход понятие  "культурология", которое органически  вошло в понятийный аппарат  гуманитарных и общественных  наук.        

     У.  определил различие между социологией  и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.); следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.  
        В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией

         Науки о культуре - социальная  и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).  
 

Основная  задача культурологии

 
     Методология культурологии  выделяет одну, основную задачу  культурологии как отрасли научного  знания - анализ процессов и тенденций  социокультурной среды современности.

 
     Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм.

      Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений).

       Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека.

 
      Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.

 
      Предмет культурологии - изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса. 
      - Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей.  
      - Исследование    общества     с     точки       зрения                его     способностей    к созданию    условий для духовного творчества развитой личности.  
     - Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.  
     - Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.  
     - Исследования      культурного      контекста       различных      исторических явлений, теорий социальных систем.
 
 

Направления культурологии

 
     Социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.

 
    Гуманитарная - концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных "текстах" культуры.

 
   Фундаментальная - разрабатывает категориальный аппарат и методы исследования, изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого предмета.

 
    Прикладная - использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.  
       Социальные перспективы культурологии - в ходе "информационной революции" неизбежно наступит этап "революции" в области прогнозирования и проектирования, который поднимется на новый уровень эффективной методики управления любыми процессами, где собственно и будет востребована культурология.
 
 

Методы  культурологии 

1.  Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

 
2.  Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

 
3.  Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

Информация о работе Культура и личность