Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 20:03, контрольная работа
Культура и личность – это психоаналитическое направление в американской культурной антропологии, изучает связь личности, символического окружения и процесса социализации. Отвечает на вопрос о том, как культура влияет наиндивидуальный или национальный характер. Основы закладываются в 30 – 40гг. XX в.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Культура и личность……………………………………………………………3
2. Культура Запада и Востока…………………………………………………….9
3. Проблемы и перспективы развития современной российской культуры….12
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….18
СОДЕРЖАНИЕ
1. КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ
Культура и личность – это психоаналитическое направление в американской культурной антропологии, изучает связь личности, символического окружения и процесса социализации. Отвечает на вопрос о том, как культура влияет наиндивидуальный или национальный характер. Основы закладываются в 30 – 40гг. XX в.
Культура
- исключительно многообразное
"Личность
- целостность социальных
Проблема личности всегда находится в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны. С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности. Общее историческое прошлое, историческая память, пространственно-временные отношения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, биосоциальный опыт, система общезначимых моделей-образцов, особенности географического пространства, особенности социальных институтов, групповая совесть, преобладающие экономические модели, коллективные мнения и ощущения, предрассудки, семейные образцы, исторические традиции, идеалы и ценности, отношение к чужим ценностям — вот далеко не полный список тех факторов, которые влияют на формирование личности в культуре.
С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. «Самореализация человека осуществляется в культуре, и только в культуре в том смысле, конечно, что сама культура протекает в истории. Хотя история содержательно есть личностный процесс, но все-таки собственно личностный процесс — это процесс культуры, а история выступает как сфера объективации культуры» (М.Б. Туровский).
Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, как это свойственно всему живому, но сама создает свой собственный «микромир». Она способна выйти из своего мира в чужой неупорядоченный, проникнуть в иные культуры, в чужую духовную жизнь и определить свое отношение к ним, создать «новое» на основе этого отношения. Подлинное творчество не может не осознавать себя как воссоздание ценностей из истории прошлого. Это имеет огромное значение для понимания и созидания собственной культуры, ибо своя культура строится в соединении двух возможностей — возможности отграничить себя от другой культуры и возможности открыть себя в другой культуре.
Человек отличается тем, что отделяет себя как деятеля культурных и исторических процессов от результатов своей деятельности. Он отдает продукты своего труда другим. Поэтому возникает неизбежная множественность, отчуждение даже в рамках «своего» (когда писатель недоволен своим произведением, художник переписывает картину, а философ отрицает свою принадлежность тому или иному направлению).
Началом
подлинной истории человечества
стало возникновение
Единственным универсальным способом постичь целостность окружающего мира стал способ межчеловеческого общения в культуре.
Важно отметить, что взаимовлияние культуры и личности невозможно без систем общения в культуре. Эта система общения состоит из систем передачи, распространения и хранения информации; системы социальной и межкультурной коммуникации.
Жизнь самой культуры длится во времени и пространстве, выражается в символах, передается с помощью механизмов общения, усиливается с помощью создания новых элементов в коммуникации. В ходе развития культуры создаются разнообразные предметные и знаковые средства, которые обеспечивают косвенное общение.
Через информационные и коммуникационные средства люди развивают общий язык, опыт, ценности, осваивают социальное пространство и время. Информационные и коммуникативные системы становятся базисным средством сохранения, передачи коллективного знания и опыта — важнейшего фактора в развитии культуры. С их помощью взаимообмен стал взаимообогащением. Накопление культурных результатов, фиксируемых материально и идеально, культурная память человечества — условие нашего вовлечения в непрерывное «поле значений и смыслов» (М. К. Мамардашвили), условие развития творческой деятельности человека.
Творчество — создание новых образов, знаний, средств общения, ценностей. Творчество — продуктивная деятельность по обновлению бытия в культуре. Именно в процессе творчества происходит саморазвитие и самореализация личности. В истории философии и в теории культуры творчество рассматривается, во-первых, как глубинный, истинно человеческий, «божественный» процесс, не поддающийся рациональному объяснению; во-вторых, как результат развития общества, искусства, науки и техники, результат нарастания требований в создании нового (начиная с эпохи Возрождения).
Сущность
творчества заключена в сотворчестве,
в совместной деятельности людей
по обновлению жизни, в понимании
ответственности перед
Творческий процесс в культуре определенного периода в истории зависит от: социального заказа на новацию; наличия определенных форм культуры для осуществления новаций; особенностей социальной или профессиональной группы, в которой рождается творческая личность; системы воспитания и условий для творчества в обществе.
В этой связи особую актуальность приобретает изучение вопросов об источниках творчества, взаимодействии личности и общественного и культурного окружения, свободы и ответственности личности. Главной темой будущего должна стать тема места человека в мире культуры, в новом мире, его осознанного права и ответственного выбора.
Для этого важна проблема инкультурации. Это понятие означает постепенное вовлечение человека в культуру, постепенную выработку им навыков, манер, норм поведения, форм мышления и эмоциональной жизни, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода.
Иначе говоря, это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни. Древнее искусство практики — основа человеческого самоутверждения в истории. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы в жестовой, телесной коммуникации, устной речи, письме и чтении.
Инкультурация
предполагает наличие таких социально-
Первым условием инкультурации является самоутверждение человека во времени. Для этого человеку необходимо присваивать обретенные умения, способности, готовить возможности для творчества и таким образом обретать определенную независимость от природных, общественных условий в постоянно меняющихся обстоятельствах. Это покорение времени человеком происходит через создание автономного культурного пространства.
Следующим
условием инкультурации становится
присвоение различных способов овладения
пространством, его «видение». Иметь
возможность видеть — значит иметь
возможность предсказывать, бежать
впереди времени и путем «
Но наиболее важным в этом процессе для человека становится овладение знанием, опытом, нормами, умениями для того, чтобы переводить неопределенности истории в понятные человеку время и пространство мира культуры.
Оно осуществляется как социализация — процесс выработки человеком социальных норм и правил общественной жизни для развития активного, полноценного члена общества, для формирования культурной личности.
В процессе социализации происходит постепенное вовлечение индивида в жизнь общества, приобщение его к истории и традициям, передача основных форм социокультурного опыта.
В семье, в школе, в высшем учебном заведении индивид осваивает необходимые навыки, приобретает знания, приобщается к культурным нормам и традициям. Социализация — это также идентификация индивида с «другими». Ими могут быть родители, учителя, сверстники, любимые актеры, образцы поведения, взятые из литературных произведений, из телевизионных передач и т.д.
Существует множество трактовок процесса социализации. Г. Тард считал, что в основе социализации лежит принцип подражания. Т. Парсонс видел в нем процесс восприятия общественных норм, вбирание информации о значимых «других». Дж. Смелзер отмечал, что социализация — приобретение людьми опыта и ценностей, требуемых для выполнения социальных ролей. Социализация дает нам возможность взаимодействовать друг с другом, а также способствует передаче опыта от поколения к поколению.
В процессе социализации личностная, или частная, и социальная сферы находятся в постоянном взаимодействии, взаимоопределении. Частная сфера (система личностных взаимоотношений) выражает общественное (публичное) мнение, вступая с общественными институтами в публичные диалогические отношения (Ю. Хабермас).
В каждом обществе и культуре постепенно формируется свой характер процесса социализации личности. Особенности типов социализации зависят от исторически-конкретной структуры общества и от типа культуры.
В современном мире социализация и инкультурация осуществляются в условиях культурных «расколов» и социокультурных кризисов, растущей роли нестабильности социальных процессов, столкновения и мутации культурных парадигм. Все это усугубляется катастрофизмом влияния на сознание человека информационных потоков, все более затрудняющих культурную самоидентификацию.
В
этих условиях едва ли не единственным
средством спасения личности, ее выживания
и развития становится приобщение к истокам
родной культуры, понимание опасности
потери культурной идентичности, критическое
отношение к культурной глобализации.
2. Культуры Запада и Востока
Запад
есть запад, восток есть восток, Не встретиться
им никогда. Лишь у подножья Престола Божья
в день страшного суда. Эти строки, принадлежащие
великому английскому писателю Редьярду
Киплингу, и по сей день привлекают внимание.
Одни соглашаются с Киплингом, говоря,
что Востоку и Западу действительно не
понять друг друга. Другие, наоборот, протестуют,
указывая на то, что Восток европеизируется,
а Запад проявляет все больший интерес
к традициям востока (философии, искусствам,
медицине). Под восточной цивилизацией
подразумевается прежде всего Индия, Китай
и Япония на протяжении гигантского временного
промежутка: с середины 2 тысячелетия до
н.э. - по 17 век н.э. - 3000 лет. За это время
на Западе успели одна за другой смениться
несколько цивилизаций. В устойчивости
Восточной цивилизации и состоит первая
особенность Востока. Запад движется вперед
как бы рывками. И каждый рывок (Античность,
Средневековье и т.д.) сопровождается крушением
старой системы ценностей, а также политических
и экономических структур. Развитие Востока,
напротив, предстает как сплошная линия.
Новые веяния здесь не разрушают устои
цивилизации. Напротив, они органично
вписываются в старое и растворяются в
нем. Восток очень гибок, он способен вобрать
и переработать многие чуждые себе элементы.
Так, по замечанию одного из крупнейших
востоковедов, нашествия "варваров"
( кочевых племен, живших на границах Китая
и переживавших период разложения первобытнообщинного
строя ) не только не уничтожили китайское
государство, но даже не прервали его существования...
И даже в северной части страны, где образовались
"варварские" королевства, эти королевства
очень скоро перестали быть "варварскими",
превратившись в те же китайские. Коренное
китайское население этой части страны
ассимилировало пришельцев и привило
им свою цивилизацию. Кроме того, в отличие
от Европы, на Востоке сосуществовало
множество религий, и даже ислам, непримиримый
в отношении западного христианства, довольно
спокойно уживался с традиционными восточными
верованиями. Таким образом, какие бы потрясения
не происходили, основы цивилизации оставались
незыблемыми. Второй важной особенностью
Востока являлось то, что общество здесь
не утеряло связи с природой. Любимым доводом
европейских колонизаторов в пользу завоеваний
было утверждение, что они облагодетельствовали
людей Востока тем, что те были неспособны
создать сами (машинами, новейшим оружием
и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитивную
попытку оправдаться. Однако большинство
европейцев были в свое время свято в этом
убеждены. Так в чем же здесь дело? Разгадка
в принципиальной разнице психологии
представителей двух цивилизаций. Европейцы
в своем развитии пошли самым простым
путем. Свое несовершенство и слабость
перед силами природы они начали возмещать
созданием громоздких машин. Они резко
выделили себя из природы, перестали чувствовать
себя ее частью. Более того, природа в их
понимании стала чем-то вроде врага. Ее
надо было одолеть, победить, поставить
себе на службу. Убедив себя, что человек
есть венец творения и все в этом мире
создано исключительно для него, европейцы
принялись перекраивать природу на свой
лад и расхищать ее богатства, не считаясь
ни с загрязнением окружающей среды, ни
с другими потерями. еще бы - природа ведь
"не храм, а мастерская", как выражался
Базаров в романе Тургенева "Отцы и
дети". В отличие от европейцев человек
Востока никогда не терял связи со средой
обитания. Свои помыслы он направил не
на создание механизмов, возмещающих собственное
несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать
свои душу и тело. Мир воспринимался им,
как единое целое, и человек в этом целом
не господин, а лишь одна из составных
частей. А раз так, то цель человека - не
вражда, а стремление быть с природой в
гармонии и, познав основные ее законы,
постараться не противоречить им. Так,
философы Востока считали, что народы
и государства должны развиваться естественным
(природным) образом, беря пример с растений
и животных, в жизни которых нет ничего
лишнего, случайного. Стили различных
боевых искусств Востока сложились в результате
наблюдений за движениями диких зверей
(тигра, медведя, обезьяны и т.д.) Досконально
изучив окружающую среду, человек Востока
знал, как она воздействует на его организм.
Например, эффективность ударов (в боевых
искусствах) в различные точки тела рассчитывалась
в зависимости от времени дня. Люди Востока
были убеждены в том, что лишь тогда человек
может совершенствовать мир, когда путем
совершенствования обретет гармонию и
цельность в себе самом. Ибо ему полностью
чужды зло и стремление разрушать. Культура
Древнего Китая достигла высокого уровня.
Уже в очень давние времена ученые Китая
сделали многие важные открытия в области
астрономии, математики, медицины и других
наук. Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала
уже иероглифическая письменность. Несколько
позднее были изобретены компас, а затем
сейсмограф. В середине первого тысячелетия
до н.э. был составлен первый в мире звездный
каталог, насчитывавший 800 светил. Третьей
особенностью Востока является приверженность
традиции. Традиция встречалась и в Европе,
однако в цивилизациях Востока была возведена
в далеком прошлом, в мифическом "золотом"
веке. И все новое получало оправдание
только тогда, когда можно было подыскать,
что-нибудь подобное в древности. Все здесь
непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь,
но сохраняя обязательно черты сходства.
Человеку европейского Средневековья
в голову не могло прийти писать в стиле
Гомера. А на Востоке на протяжении 3000
лет можно встретить в стихах одни и те
же размеры, мелодии и т.д. Любое неоправданное
нарушение традиций ( даже самых незначительных)
воспринималось как сущий кошмар. Так,
великий китайский философ Конфуций повествует
об одном сановнике, устраивавшем "в
храме танцы, в которых танцоры выстраивались
в восемь рядов". Поскольку в древности
такие праздники мог давать только император,
Конфуций с возмущением заявляет: "Если
это можно вынести, то что же тогда нельзя
выносить?!". Он же создал целую теорию
(до сих пор имеющую на Востоке огромное
влияние) о том, что общество должно жить
по раз и навсегда установленному ритуалу
поведения. Без ритуала, по его мнению,
обесценивается все. "Почтительность
без ритуала приводит к суете. Осмотрительность
без ритуала превращается в боязнь. Смелость
без ритуала выглядит грубостью". Ритуал
властвует не только в человеческом обществе,
но и в природе. Ему подчинены смена времен
года, расцвет и увядание. Свою теорию
Конфуций также воспринимал не чем-то
новым, а лишь возрождением учений прежних
веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью
и верой отношусь к древности". Отношение
к религии является одним из важнейших
показателей в характеристике цивилизации.
На Востоке оно весьма отличается от западного.
Да и сами религии здесь разнообразны
и непохожи на христианство. Вот, к примеру,
конфуцианство. Его называют религией,
но это скорее набор правил и норм, определяющих
жизнь человека в обществе.