Культура и искусство при Екатерине 2

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 20:39, доклад

Описание работы

Просвещенный абсолютизм- политика, принимавшая форму следования идеям Просвещения; выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты.Представляет собой совокупную память, связанную с раскрытием, передачей и сохранением идеалов, ценностных ориентаций, эстетических представлений, а также морального поведения, присущих просвещенному дворянству как элитарной социальной группе .

Работа содержит 1 файл

Цели доклада.docx

— 22.32 Кб (Скачать)

Цели  доклада: изучение культуры и искусства при Екатерине 2, в том числе живописи, театра, образования, науки, литературы

Задачи  доклада: проинформировать аудиторию об особенностях культуры и искусства середина 18 века

Введение

Екатери́на II Великая (Екатерина Алексе́евна; при рождении София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская)-одна из выдающихся императриц России, правившая в 1762 — 1796 годах. Она проводила политику просвещенного абсолютизма.

Просвещенный  абсолютизм- политика, принимавшая форму следования идеям Просвещения; выражалась в проведении реформ, уничтожавших некоторые, наиболее устаревшие феодальные институты.Представляет собой совокупную память, связанную с раскрытием, передачей и сохранением идеалов, ценностных ориентаций, эстетических представлений, а также морального поведения, присущих просвещенному дворянству как элитарной социальной группе .

Образование и просвещение.

Во второй половине XVIII в. в России существовало несколько типов учебных заведений, коренным образом отличавшихся друг от друга.

Первым  типом являлись общеобразовательные  школы (училища). Согласно Уставу 1786 г. в губернских городах открывались Главные четырехклассные училища, приближенные по типу к средней школе, в уездных — Малые двухклассные училища, в которых преподавали чтение, письмо, священную историю, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. В народных училищах преобладали дети мастеровых, крестьян, ремесленников, солдат, матросов и т.п. Немалую роль в развитии просвещения в России сыграли так называемые солдатские школы — общеобразовательные училища для солдатских детей. Это —начальная школа, которая обучала не только чтению, письму, арифметике, но и геометрии, , артиллерии. К типу солдатских школ принадлежали также национальные военные школы, открытые на Северном Кавказе.

К общеобразовательным  школам, хотя и с рядом оговорок, можно отнести и создававшиеся  во второй половине XVIII в. так называемые миссионерские школы для детей  татар, чуваш и других нерусских  народов Поволжья.Положительное их значение состояло в том, что они давали минимум общеобразовательных знаний, в них изучали русский язык. Наибольшего распространения просвещение достигло у татар. Школы содержались за счет населения, поэтому были платными и доступными только для зажиточных людей.

Второй тип  школ в России в XVIII в. — это дворянские учебные заведения: частные пансионы, шляхетские корпуса, институты благородных  девиц и т.д., всего более 60 учебных  заведений, где обучалось около 4,5 тыс. дворянских детей. В шляхетских корпусах (Сухопутном, Морском, Артиллерийском, Инженерном) готовили главным образом  офицеров для армии и флота, но одновременно давали широкое по тому времени общее образование. Сословными учебными заведениями были благородные  пансионы — частные и государственные: Смольный институт благородных девиц, Благородный пансион при Московском университете. Екатерина II впервые  в России создает закрытое светское учебное заведение как сугубо женское по западному образцу, но, в отличие от французского колледжа, для дворянок именитых семей, под названием Смольного института благородных девиц. Светская направленность института выразилась прежде всего в самой Программе и содержании обучения, которое определялось, как циклом преимущественно светских гуманитарных дисциплин (за исключением закона Божьего), включающих грамматику, иностранные языки, географию и литературу, так и предметами, которые развивали навыки светского поведения и общения. К ним относились музицирование и танцы, с изначальными основами хореографии, и, наконец, даже риторика. Смольный монастырь, в котором находился институт благородных девиц, несмотря на светский характер, накладывал особый дух аскетизма на существующие в нем правила. Воспитанницы должны были скрупулезно соблюдать дисциплинарный кодекс поведения института, что было весьма нелегко, поскольку запрещались хотя бы какие-нибудь небольшие отклонения от существующих в нем норм поведения. Например, необходимо было вовремя, без малейших опозданий, соблюдать строгий распорядок дня, предусмотренный правилами. Поскольку заведение было закрытым и вход посетителям, даже родственникам в течение всего срока обучения в него строго запрещался, царившая, в заведении подобного типа, атмосфера уединения накладывала особый отпечаток на девушек, воспитывая в них строгость и целомудренность.

Широкое распространение  в дворянских семьях получило домашнее воспитание с помощью учителей и  гувернеров.

К третьему типу учебных заведений относятся  духовные семинарии 1-й школы. Их насчитывалось 66, в них обучалось более 20 тыс. человек. Это были также сословные  школы, предназначаемые для детей  духовенства. Главной задачей этих школ была подготовка священников .Четвертый тип учебных заведений составляло сравнительно небольшое количество (около десятка) специальных школ (горные, медицинские, штурманские, межевые, коммерческие и др.), а также основанная в , 1757 г. Академия художеств. Важным этапом в процессе развития русской светской высшей школы было основание в 1755 г. Московского университета. В отличие от всех европейских университетов обучение в нем было бесплатным. С момента открытия университет имел три факультета: философский, медицинский и юридический.

Наука.

В развитии отечественной  науки выдающееся место занимал  М.В.Ломоносов, а среди иностранных  ученых — Л.Эйлер, вырастивший целую  плеяду талантливых учеников. Среди  них С.К.Котельников, разработавший  вопросы теоретической механики и математической физики, С.Я.Румовский — основоположник отечественной астрономии.

Пристальным вниманием  пользовалось изучение природных ресурсов страны. Вторая половина XVIII в. примечательна небывалым взлетом технической мысли. В 60-е годы развернулась деятельность великого русского изобретателя И.И.Ползунова, прославившегося изобретением первой в мирe универсальной паровой машины, которой можно было приводить в действие любые заводские механизмы. Другим крупным изобретателем того, периода был И.П.Кулибин, творческая мысль которого охватывала Разнообразные отрасли техники.

Художественная  культура.

Во второй половине XVIII века по сравнению с его началом  возрастала воспитательно-нравственная роль литературы и искусства. Появляются «просвещенный» читатель. В моде были домашние спектакли и музыкальные вечера. В столицах и провинции появился интерес к собиранию книг и коллекционированию произведений искусства. С конца 60-х гг. в Академии художеств начали устраиваться ежегодные выставки живописи. Русская художественная культура этого времени развивалась в направлении, совпадающем с европейскими стилями, и подчинялась общим закономерностям их развития. В условиях феодально-крепостнического строя литература была дворянской, развивавшейся главным образом в русле классицизма, четко проявляя при этом особенности, присущие русскому классицизму. Идейной основой его была борьба за национальную государственность под эгидой абсолютизма. В 70-80-е годы на смену классицизму приходит новое течение — сентиментализм, отличающийся большим вниманием к человеческим чувствам, личной добродетели. Наиболее полное выражение сентиментализм получил в произведениях Н.И.Карамзина. Сентиментализм появился в качестве направления, противостоящего классицизму.Наряду с этими течениями все больше выявляются реалистические тенденции русской литературы.

Театр

Во второй половине XVIII в. в России широкое развитие получило театральное искусство. Замечательным событием в истории русского театра является возникновение в Петербурге в 1756 г. публичного театра во главе с русским актером Ф.Г.Волковым. Но первоначально этот театр не был общедоступным. Его спектакли обслуживали придворные круги.

Постепенно происходит слияние любительских и частных  трупп и образование профессиональных театров. В Москве действовал «Российский  театр», в 1779-1783 гг. в Петербурге — театр на Царицыном лугу. В 1783 г. открывается многоярусный каменный театр («Большой театр»). Тогда же переходит в казну театр К.Книппера («Малый театр»).Любительские и профессиональные театры возникают в Нижнем Новгороде, Калуге, Харькове, Тамбове, Воронеже, Казани и других городах. В одной лишь Москве их было около пятнадцати. Известнейший театр с великолепной труппой крепостных актеров был у графов П.В. и Н.П.Шереметьевых в Останкино.

Архитектура

В русской архитектуре  складывается новый стиль — классицизм. Блеск и парадность барокко перестают  удовлетворять требованиям времени. На смену пышности и праздничности  барокко приходит строгость, простота и величие классицизма. Его отличает четкое сочетание архитектурных  членений, подчинение второстепенных элементов главному, наличие портиков и колоннад. В стиле классицизма  возводились столичные ансамбли, загородные дворцы, общественные здания в провинции, жилые постройки  в мелкопоместных усадьбах. Большую  роль в архитектурном зодчестве  северной столицы сыграли иностранные  специалисты Выдающиеся скульпторы: В.И.Баженов, Ф.И.Шубин, М.И.Козловский, Жан Валлен-Деламот, Юрий Фельтен.

Живопись

Русская живопись во второй половине XVIII в. вступила в новый этап своего развития. Он характеризуется прежде всего совершенствованием портретной живописи. Портреты, выполненные русскими художниками (Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский), стояли на уровне лучших образцов мировой живописи. Новшество состояло в появлении ранее почти отсутствовавших жанров: пейзажей (С.Ф.Щедрин), полотен на сюжеты из отечественной истории ^Г.И.У трюмов), картин с бытовыми сюжетами (М.Шибанов). Повышению профессионализма живописного искусства и постепенному вытеснению иностранных мастеров и в творческом, и в педагогическом процессе способствовала Академия художеств.

Вывод: В эпоху Екатерины второй  происходили активные изменения в области науки и искусства. Она уделяла огромное внимание образованию. Однако оно было доступно не в сем. В осном , Екатерина придерживается западных традиций и идеалов.

Заключение: Тема требует дальнейшего рассмотрения, так как нельзя однозначно оценивать, все екатерининские преобразования

                         Список литературы

  • Все монархи мира. Россия. 600 кратких жизнеописаний. Константин Рыжов. Москва, 1999. С. 277-330;
  • Заичкин И., Почкаев И. Русская история. От Екатерины Великой до Александра II
  • Т.Е. Смольянинова - Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологии и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.113-123
  • Записки императрицы Екатерины Второй. (London, 1859)
  • Лаппо-Данилевский А.С. Собр. и Свод законов Рос. империи, сост. в царств. Императрицы Екатерины II
  • Журнал Родина- выпуск №1 1993 год
  • Боханов « История России с древнейших времен до наших дней»

Информация о работе Культура и искусство при Екатерине 2