Культура и искусство чехословакии в 50е годы двадцатого века

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:36, доклад

Описание работы

Типичными представителями чешского искусства этого периода стали Адольф Забранский и Макс Швабинский. Графические портреты деятелей культуры новой Чехословакии М.Швабинского (например портер Юлиуса Фучика) являются образцом искусства социалистического реализма в новой Чехословакии. А.Забранский – представитель традиций чешского монументального искусства. Его сграффито, посвященное теме «С Советским Союзом на вечные времена» (1955), изображает встречу пражан с советскими танкистами 9 мая 1945 г. Монументальностью отличается и серия картонов (1955), посвященная памятным событиям чешской истории и представляющая собой проект росписи для Музея чешской письменности в Праге.

Работа содержит 1 файл

Культура и искусство Чехословакии в 50е.docx

— 18.43 Кб (Скачать)

Культура и  искусство Чехословакии в 50е-60е г.г. ХХ века 

  С 1948 г. в искусстве Чехословакии наступила эпоха тотальной цензуры. "Социалистический реализм" стал единственным художественным стилем.

Живопись и архитектура

  Типичными представителями чешского искусства этого периода стали Адольф Забранский и Макс Швабинский. Графические портреты деятелей культуры новой Чехословакии  М.Швабинского (например портер Юлиуса Фучика) являются образцом искусства социалистического реализма в новой Чехословакии. А.Забранский – представитель традиций чешского монументального искусства. Его сграффито, посвященное теме «С Советским Союзом на вечные времена» (1955), изображает встречу пражан с советскими танкистами 9 мая 1945 г. Монументальностью отличается и серия картонов (1955), посвященная памятным событиям чешской истории и представляющая собой проект росписи для Музея чешской письменности в Праге.

  Одним из примеров произведений этого периода стал Мавзолей вечной славы, воздвигнутый в 1954 г. в память советских воинов, павших за освобождение Праги: бронзовые двери, украшенные рельефами К. Покорного, мраморный саркофаг (его же работы), помещенный в центре полукруглого зала, приглушенное сияние мозаик В. Сыхры, воплотивших образы советских воинов,  стихотворные подписи.

  Неизбежная  реакция многих художников на ускоренное насаждение в качестве единственного  возможного метода реализма, привела  в поисках обновления искусства  к временному усилению авангардистских направлений, связанных  с западным искусством. В 1960-е господствующее положение в чехословацкой живописи занимает Новая фигурация (движение в бельгийском и нидерландском изобразительном искусстве), самыми яркими представителями которой являются Балкар, Шимотова, Назерадски, Вожняк, Бриксиус и др.

Литература

     «Оттепель», наступившая в 1953 после смерти И.В.Сталина, породила поколение оппозиции, которая не соглашалась с линией Коммунистической партии Чехословакии. В 1956 конференция союза писателей подвергла критике систему коммунистической цензуры, а Ян Дрда, видный представитель социалистического реализма, был снят с поста председателя Союза. После 1956 партийный контроль над писателями был полностью восстановлен. Писатели играли большую роль в движении за реформы в 1968; отказ чехословацкого коммунистического руководства признать манифест «2000 слов», в котором содержалась критика репрессий и коррупции, в значительной мере послужил импульсом, вызвавшим советскую оккупацию страны в 1968. После 1968 многие ведущие писатели, в том числе прозаики Милан Кундера и Людвик Вацулик, а также драматурги Вацлав Гавел и Павел Когоут, не могли больше печатать свои произведения в Чехословакии. Однако продолжал публиковаться Ярослав Сейферт, заслуживший признание как национальный поэт. В своих зачастую эротических книгах Кундера выступает с критикой коммунистического режима. Великий рассказчик Кундера испытывает влияние Богумила Храбала, известного презрительным отношением к войне, о которой он с черным юмором поведал в новелле «Поезда под пристальным наблюдением» (1965).

Телевидение и кино

     Телевизионное вещание началось в Чехословакии в 1953. После 1968 вещание Чешского государственного телевидения и Словацкого государственного телевидения велось по двум каналам.

     После 1945 г. чешским кинорежиссерам пришлось бороться за свободу самовыражения в условиях тоталитарного режима. В более либеральные 1960-е гг. наступила золотая эра чешского кинематографа, но вторжение советских войск в 1968 г., быстро положило конец этому ренессансу. Своим успехом тогдашнее чешское кино было обязано группе молодых режиссеров, которые создали стиль, известный как "Новая волна". В своих фильмах они  решали вечные вопросы, а также затрагивали моральные и социальные аспекты развития общества. Одним из этих молодых кинорежиссеров был Милош Форман, который покинул страну после 1968 г., а позднее добился международной известности в качестве автора таких фильмов, как «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадей». Другими великими фильмами, созданными в тот период, были «Алмазы ночи» Яна Немца и «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Менцеля.

Наука

В 1953 была создана Чехословацкая Академия наук, использовавшая опыт создания и  функционирования Академии наук СССР. В Чехии и Словакии функционировала развитая сеть научно-исследовательских и общеобразовательных учреждений. Академия наук Чешской Республики объединяла десятки академических институтов, работали 23 высших учебных заведения, в том числе один из старейших и хорошо известных в Европе Карлов университет в Праге, 670 средних специальных учебных заведений, 4 тыс. начальных и средних школ. Словацкая академия наук включала более 40 академических институтов и лабораторий; функционировали 14 высших учебных заведений, в том числе университет им. Яна Коменского в Братиславе, 234 средних специальных учебных заведения, 165 гимназий, 247 общеобразовательных школ. 
 
 
 

                                                                                  Латынина Мария 9 «В» класс

Информация о работе Культура и искусство чехословакии в 50е годы двадцатого века