Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 15:36, доклад
Типичными представителями чешского искусства этого периода стали Адольф Забранский и Макс Швабинский. Графические портреты деятелей культуры новой Чехословакии М.Швабинского (например портер Юлиуса Фучика) являются образцом искусства социалистического реализма в новой Чехословакии. А.Забранский – представитель традиций чешского монументального искусства. Его сграффито, посвященное теме «С Советским Союзом на вечные времена» (1955), изображает встречу пражан с советскими танкистами 9 мая 1945 г. Монументальностью отличается и серия картонов (1955), посвященная памятным событиям чешской истории и представляющая собой проект росписи для Музея чешской письменности в Праге.
Культура и
искусство Чехословакии в 50е-60е г.г.
ХХ века
С 1948 г. в искусстве Чехословакии наступила эпоха тотальной цензуры. "Социалистический реализм" стал единственным художественным стилем.
Живопись и архитектура
Типичными представителями чешского искусства этого периода стали Адольф Забранский и Макс Швабинский. Графические портреты деятелей культуры новой Чехословакии М.Швабинского (например портер Юлиуса Фучика) являются образцом искусства социалистического реализма в новой Чехословакии. А.Забранский – представитель традиций чешского монументального искусства. Его сграффито, посвященное теме «С Советским Союзом на вечные времена» (1955), изображает встречу пражан с советскими танкистами 9 мая 1945 г. Монументальностью отличается и серия картонов (1955), посвященная памятным событиям чешской истории и представляющая собой проект росписи для Музея чешской письменности в Праге.
Одним из примеров произведений этого периода стал Мавзолей вечной славы, воздвигнутый в 1954 г. в память советских воинов, павших за освобождение Праги: бронзовые двери, украшенные рельефами К. Покорного, мраморный саркофаг (его же работы), помещенный в центре полукруглого зала, приглушенное сияние мозаик В. Сыхры, воплотивших образы советских воинов, стихотворные подписи.
Неизбежная реакция многих художников на ускоренное насаждение в качестве единственного возможного метода реализма, привела в поисках обновления искусства к временному усилению авангардистских направлений, связанных с западным искусством. В 1960-е господствующее положение в чехословацкой живописи занимает Новая фигурация (движение в бельгийском и нидерландском изобразительном искусстве), самыми яркими представителями которой являются Балкар, Шимотова, Назерадски, Вожняк, Бриксиус и др.
Литература
«Оттепель», наступившая в 1953 после смерти И.В.Сталина, породила поколение оппозиции, которая не соглашалась с линией Коммунистической партии Чехословакии. В 1956 конференция союза писателей подвергла критике систему коммунистической цензуры, а Ян Дрда, видный представитель социалистического реализма, был снят с поста председателя Союза. После 1956 партийный контроль над писателями был полностью восстановлен. Писатели играли большую роль в движении за реформы в 1968; отказ чехословацкого коммунистического руководства признать манифест «2000 слов», в котором содержалась критика репрессий и коррупции, в значительной мере послужил импульсом, вызвавшим советскую оккупацию страны в 1968. После 1968 многие ведущие писатели, в том числе прозаики Милан Кундера и Людвик Вацулик, а также драматурги Вацлав Гавел и Павел Когоут, не могли больше печатать свои произведения в Чехословакии. Однако продолжал публиковаться Ярослав Сейферт, заслуживший признание как национальный поэт. В своих зачастую эротических книгах Кундера выступает с критикой коммунистического режима. Великий рассказчик Кундера испытывает влияние Богумила Храбала, известного презрительным отношением к войне, о которой он с черным юмором поведал в новелле «Поезда под пристальным наблюдением» (1965).
Телевидение и кино
Телевизионное вещание началось в Чехословакии в 1953. После 1968 вещание Чешского государственного телевидения и Словацкого государственного телевидения велось по двум каналам.
После 1945 г. чешским кинорежиссерам пришлось бороться за свободу самовыражения в условиях тоталитарного режима. В более либеральные 1960-е гг. наступила золотая эра чешского кинематографа, но вторжение советских войск в 1968 г., быстро положило конец этому ренессансу. Своим успехом тогдашнее чешское кино было обязано группе молодых режиссеров, которые создали стиль, известный как "Новая волна". В своих фильмах они решали вечные вопросы, а также затрагивали моральные и социальные аспекты развития общества. Одним из этих молодых кинорежиссеров был Милош Форман, который покинул страну после 1968 г., а позднее добился международной известности в качестве автора таких фильмов, как «Пролетая над гнездом кукушки» и «Амадей». Другими великими фильмами, созданными в тот период, были «Алмазы ночи» Яна Немца и «Поезда под пристальным наблюдением» Иржи Менцеля.
Наука
В 1953 была
создана Чехословацкая Академия
наук, использовавшая опыт создания и
функционирования Академии наук СССР.
В Чехии и Словакии функционировала развитая
сеть научно-исследовательских и общеобразовательных
учреждений. Академия наук Чешской Республики
объединяла десятки академических институтов,
работали 23 высших учебных заведения,
в том числе один из старейших и хорошо
известных в Европе Карлов университет
в Праге, 670 средних специальных учебных
заведений, 4 тыс. начальных и средних школ.
Словацкая академия наук включала более
40 академических институтов и лабораторий;
функционировали 14 высших учебных заведений,
в том числе университет им. Яна Коменского
в Братиславе, 234 средних специальных учебных
заведения, 165 гимназий, 247 общеобразовательных
школ.
Информация о работе Культура и искусство чехословакии в 50е годы двадцатого века