Культура и глобальные проблемы современности

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:13, реферат

Описание работы

В конце ХХ века стало очевидным, что культура как интегральный аспект развития общества начинает охватывать не только сферу духовного, но во все большей степени – материальное производство. При этом в самом материальном производстве зарождаются новые технологические формы.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 60.00 Кб (Скачать)


Культура и глобальные проблемы современности

В конце ХХ века стало очевидным, что культура как интегральный аспект развития общества начинает охватывать не только сферу духовного, но во все большей степени – материальное производство. При этом в самом материальном производстве зарождаются новые технологические формы. Техногенная цивилизация существует чуть более 300 лет, но она оказалась очень динамичной, подвижной и очень агрессивной: она подавляет, подчиняет себе, поглощает традиционные общества и культуры. Сегодня этот процесс идёт по всему миру, что ведет к гибели традиционных аграрных культур как самобытных ценностей. Культура начинает выходить из – под контроля человека и превращается в стихию «нового типа». В наше время она оказалась нарушителем природного равновесия планеты. Кризис культуры, о котором с тревогой пишут современники, выражается прежде всего в функциональных нарушениях механизмов адаптации на социальном и природном уровне. Симптомами кризиса культуры и конца цивилизации являются «катастрофы», которые захватывают не только отдельные народы, а все человеческое сообщество в ХХ веке: мировые войны, международный терроризм, экономические депрессии, экологические потрясения т. д., в цепочке этих изменений на земле оказался кризис экосистемы, который в современных условиях приобретает все более необратимый характер.

В ХХ веке немалое число концепций подчеркивало позитивное значение развития техники и её прогрессивного влияния на жизнь людей.

Научно-технический прогресс ведет к изменениям в социальной жизни общества, нарушению исторически сложившегося соотношения между системой власти и культурным наследием.

Основная проблема современности, считает А. Печчеи, заключается в самом человеке, а не вне его.

В нынешнем столетии стало ясно, что взаимопонимание и общение между различными культурными образованиями, а также духовное сближение культурных регионов возможно только на основе диалога.

Диалог как принцип культурного развития позволяет не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и вынуждает человека внутренне переосмыслить свои культурные ценности.

Три аспекта (направления), которые помогут преодолеть внутренний кризис человека и разрешить затем кризис человечества нового гуманизма: это – понимание глобальности, как основы жизни на планете; безусловное стремление к справедливости по отношению к жизни; отвращение к насилию как способу разрешения конфликтов. Человеку предстоит открыть в себе силы, способные помочь ему покончить с внутренним кризисом, составить о себе правильное представление как о части природы и всего мироздания. Достижение справедливости и свободы человека исключает насилие. Это является главной самоценностью нового гуманизма. Новая философия гуманизма должна способствовать новому экономическому порядку в мире и переосмыслению нынешнего экономического мышления, привести к изменению ценностей и ориентаций человека.

В конечном итоге культурная эволюция человека и мировая солидарность человечества представляются как единственное средство спасения жизни планеты и выживания человека, его цивилизации, радикального духовного обновления всего человечества.

1) Культура и природа как две формы бытия.

Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:

- непосредственное присвоение человеком объектов природы

- опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.

Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:

- присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда

- производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.

Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».

Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

2) Влияние природы на культуру.

Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.

Природа влияет на материальную культуру:

- состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства

- состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда

- полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества

- климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.

Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.

Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.

Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».

3) Влияние культуры на природу.

Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, т.е. преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:

- Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).

- Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).

В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.

Причины образования ноосферы:

- экспансия разума во все уголки вселенной; - объединение человечества; - развитие науки

4) Экологический кризис.

Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:

- Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.

- Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.

- Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.

- Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.

- Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.

- Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.

Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису. 

 

 

 

 

 

 

 

Помимо западного и восточного типов культур существуют специфические срединные типы, совмещающие в себе черты того и другого. Для них характерны следующие особенности:

- полиэтничность (много народов)

- поликонфессиональность

- толерантность

- открытость

- способность к культурной адаптации

К числу таких культур относится и российская культура.

Восточные черты РК:

- подавляющая роль государства

- общинно-коллективистское сознание общества

- негативное отношение к товарно-денежным отношениям, к частной собственности

- восприятие человека как «винтика системы»

- огромная роль духовных ценностей

Западные черты РК:

- доминирующая религия – христианство, но христианство восточного типа (православие)

- элементы светской культуры – театр, музыка, живопись, литература

- стремление использовать достижения западной цивилизации для усовершенствования различных сфер жизни. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика российской культуры

Национальное своеобразие русской культуры узнаваемо и на стадии Крещения Руси, и в период монголо-татарского ига, и в царствование Ивана Грозного, и во время петровских реформ, и при жизни Пушкина, и на современном этапе. Таким образом, речь идёт о цивилизационном развитии России, а именно о ментальных предпосылках сложившейся в России цивилизации. В этом отношении ментальные факторы цивилизации оказываются общими для ряда народов и даже этносов и в случае России носят определенно надэтнический и межэтнический характер, т.е. оказываются действующими и системообразующими – для целого ряда генетически различных культур, которые связаны между собой общей исторической судьбой, единством территории, сходными геополитическими и природными условиями, принципами земледелия и скотоводства, а постепенно и особенностями государственного устройства. Так, обладая своеобразными культурами, многие народы, населявшие Россию – тюркские и финно-угорские, закавказские и  среднеазиатские – оказались причастными единой, общей для них российской цивилизации. Особенность России вытекает из пограничного положения России между Востоком и Западом, пограничного положения русской культуры между восточной и западной цивилизациями. Россия и русская культура выпадают за пределы как Запада, так и Востока. Россия имеет посредническое назначение – «в отношениях между Западом и Востоком, т.е. своего рода отрицательная и положительная исключительность России по отношению к мировой цивилизации и её глобальной антиномии (Восток – Запад). Сама бинарность в строении цивилизации – несомненный результат «пограничного» положения Руси – России между Востоком и Западом и приобретенного в течение многих веков столкновения и взаимопроникновения черт той и другой «суперцивилизации».

В пространстве российской Евразии, как в геополитическом, так и в духовном встретились два разнонаправленных потока мировой истории. Подобное столкновение выражает глобальный конфликт двух «предельных» типов человеческой цивилизации; оно стало своего рода мировым цивилизационным «водоворотом», источником всемирно-исторической «турбулентности». Иных аналогов подобному гигантскому всемирному «вентилятору» на Земле пока нет.

Русская Евразия – это единство и борьба цивилизационных процессов, берущих начало как на Западе, так на Востоке. Поэтому все процессы социально и культурно-исторического характера, развертывающиеся в России, имеют далеко идущие последствия как для Запада, так и для Востока, фактически же для всего мира. По мнению историка М. Гефтера, Россия стала «миром миров», т.е. сложной и внутренне противоречивой системой, более универсальной и всеобщей, нежели Восток и Запад, взятые по отдельности.

«Историческое значение опыта России – писал недавно современный отечественный философ истории, - в том, что в ней как в фокусе мировых проблем трагически отразился переход к либеральной цивилизации, который для иных стран и народов прошёл по российским меркам безболезненно. Человечество преломилось надвое между народами, но может быть и пороховым погребом, который находится в

слабом месте мирового сообщества. Отсюда необходимость возрастающего внимания к проблемам России, которые, по сути, затрагивают весь мир».

 

 

Модернизация – это изменение, усовершенствование, отвечающее современным требованиям. Но в социальной философии под модернизацией принято понимать переход общества от традиционного к современному.

Традиционное общество – это общество, ориентированное на традицию, на воспроизводство общественной жизни в устоявшихся веками формах.

Современное общество – это общество, ориентированное на новации, постоянное развитие и совершенствование всех сфер жизнедеятельности.

Самыми первыми на путь модернизации стали страны Запада. Эта модернизация называется эндогенной, органической, так как была основана на внутренних источниках, на особенностях культуры.

Существует четыре типа модернизации:

1) С позиции Вебера, главным фактором западной модернизации стала протестанская этика, которая формировала такие качества личности, как трудолюбие, законопослушание, ответственность.

2) Вестернизация. Это полное последовательное копирование западного опыта, институтов, ценностей, образа жизни, всей культуры. Этот путь считается непродуктивным, так как приводит конфликту традиций и новаций.

3) Догоняющая модернизация. Когда акцент делается на развитии промышленности, науки, военных технологий, от которых зависит безопасность общества. Однако такая модернизация непродуктивна, поскольку она порождает откат назад в силу отсутствия внутренних источников развития (свободы личности).

4) В 60-ые – 80-ые годы 20 века в странах Юго-Восточной Азии возникает новый тип модернизации – модернизация на собственной культурной основе, основанная на соединений западных достижений с традиционными ценностями культуры. Этот путь считается наиболее продуктивным, так как:

Информация о работе Культура и глобальные проблемы современности