Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:54, контрольная работа
В приведенной ниже работе мы попытаемся рассмотреть понятие «цивилизация» в контексте культуры, отношения этих двух понятий между собой, их схожесть и различие. Попытаемся узнать что такое «цивилизация» и с чем её едят. Рассмотрим некоторые точки зрения вполне уважаемых людей, что они думают о цивилизации, о её особенностях (я сейчас говорю о цивилизации в целом, не беря в расчет отдельные народы). Выделим несколько признаков цивилизации и кратко опишем типологию. «Понятие «цивилизация» является одним из ключевых терминов в культурологии.
Введение 3
Понятие «цивилизация» 4
Типология цивилизаций 6
Культура и цивилизация 9
Заключение 13
Список литературы 14
Министерство образования и науки Российской Федерации
Оренбургский государственный университет
Машины и аппараты пищевых производств
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Культура и цивилизация
Выполнил студент
1 курса, МС-1 группы,
Дмитриев Артур Валентинович
Научный руководитель
Каримов Махмут Миниахметович
(доцент)
Уфа – 2012
Содержание
Введение 3
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
В приведенной ниже работе
мы попытаемся рассмотреть понятие
«цивилизация» в контексте
Понятие «цивилизация», как и культура, имеет довольно большое число значений. Однозначной его трактовки нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. Как и понятие культуры, оно имеет латинские корни. Древние римляне называли гражданином (civis) жителя крепости или полиса, имевшего гражданские (civilis) обязанности перед другими людьми и соблюдавшего общепринятые правила поведения, совместной жизни и нормы вежливости (2, стр188). То есть имеет место противопоставление цивилизации не цивилизации, то есть варварству. «Принято считать, что впервые это слово употребил маркиз де Мирабо» (1, стр.50). В работах Вольтера цивилизация стала отождествляться с хорошим поведением, хорошими манерами человека. Интересно, жаргонное словечко «цивильный» этимологически происходит от «цивилизации»? Или модель «Civic» автопроизводителя «Honda»? Вы наверное замечали про себя, что слова «цивилизация» и «культура» не звучат как синонимы, а прилагательные – наоборот, ведь иногда о культурном человеке говорят «цивилизованный». Хотя это не одно и тоже. «Культурным человека делает «внутренняя культура» личности — превращение достижений человеческой культуры в коренные установки бытия, мышления и поведения личности. Цивилизованный же человек — это человек, обладающий лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе» (1, стр. 51). Ведь культура сопровождает человека с момента его рождения, а цивилизация появляется всего несколько тысячелетий назад. Скажем так, «цивилизация – вполне оправданная, хотя и условная единица трактовки истории, некий условный теоретический конструкт» (3, стр.55). Условная, потому что никто на земле не может точно сказать, сколько же цивилизаций на Земле. Даже один и тот же исследователь может в своем научном труде называть различное их число. К вопросу о понятии «цивилизация», на мой неискушенный взгляд, наиболее близко подходят приведенные ниже слова: - «Цивилизация означает полный социальный контроль и самоконтроль человека над своей жизнью и поведением, а также достаточно высокий уровень развития производства» (2, стр. 189).
Таким образом, можно отметить
несколько смыслов понятия «
а) стадия всемирно-исторического процесса, наступающая вслед за состоянием дикости и варварства и характеризующаяся достаточно высоким уровнем развития материального производства;
б) материальная, утилитарно-технологическая сторона общества, противостоящая культуре как сфере духовных ценностей;
в) период деградации и гибели той или иной локальной культуры;
г) идеал общественного развития, под которым понимается общество, основанное на принципах разума и справедливости;
д) прогресс человечества и общества в целом, формирующий единую мировую цивилизацию;
е) синоним культуры определенного народа в конкретный период времени (локальные цивилизации);
ж) наиболее широкая социокультурная общность, представляющая собой высший уровень культурной идентичности людей.
Здесь же можно выделить несколько признаков, характерных для любого из этих смыслов понимания:
а) общественное разделение труда и порожденный им рынок;
б) государство как политико-
в) город как радикальное изменение бытия человеческих популяций;
д) письменность как ведущий способ трансляции культуры.
Иными словами, в самом общем виде цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира (2, стр. 190-191). Далее мы попытаемся увидеть различные типы цивилизаций.
Здесь также нет единого мнения среди людей, занимающихся изучением данного вопроса. Сколько исследователей, столько и мнений по поводу деления и количества типов цивилизаций. Поэтому остановимся на общих понятиях. Например, взяв за основу экономический строй общества можно обнаружить рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую цивилизацию.
Можно встретить деление на аграрные и индустриальные цивилизации. В аграрной цивилизации господствует культура патриархального типа. Характерные черты – близость к природе, консерватизм, прочность традиций и обычаев, большая роль семейных и клановых связей. Разновидностями аграрных цивилизаций являются земледельческая цивилизация и скотоводческая цивилизация кочевых народов. Индустриальная цивилизация отличается приоритетом городской культуры, ускоренным темпом жизни, большей свободой нравов и выбора жизненных ценностей, развитыми средствами коммуникации и информации, высокой мобильностью населения. (От себя поспорю, вряд ли кто сравнится в мобильности с кочевыми народами, все-таки городские жители себя крепко привязали к окружающим вещам и полностью от них зависят).
По характеру политической власти различают деспотические и демократические цивилизации. В первую группу входят цивилизации стран Востока, Древнего мира, во вторую – древнегреческие демократии, Новгородская республика, современные демократические государства (очень даже может быть, что и наша с вами страна, только не смейтесь…).
Можно выделять цивилизации по языковой общности, которая обусловливает близость многих других сторон жизни людей. Так, выделяют испанскую и португальскую цивилизации, которые включают в себя помимо собственно Испании и Португалии, соответственно ряд стран Латинской Америки.
Природные условия также являются основанием для выделения цивилизаций. Примером служат цивилизации горных народов, жителей Крайнего Севера.
И, наконец, в основе выделения цивилизаций лежит религиозная принадлежность народов, так как именно религиозная общность скрепляет разные народы лучше всего. Так формируется буддийская, христианская, исламская цивилизации.
Разнообразие типов говорит о том, что куча народа трудится над пониманием процесса образования цивилизаций. Историки, философы, антропологи etc. Приведем несколько подходов к познанию данного предмета:
а) этнопсихологический –
его представители связывают
понятие цивилизация с
б) географический – сторонники
географического детерминизма считают,
что решающее воздействие на характер
цивилизации оказывает
в) социологический –
его приверженцы рассматривают
цивилизацию как синоним
г) культурологический – цивилизация понимается как историческое социокультурное образование, в основе которого лежит уникальная однородная культура (2, стр.193).
У каждого типа есть несколько подтипов, каждый ученый привносит что-то свое, в использованной литературе насчитывается около тридцати имен только мастодонтов теории по данному вопросу, а сколько не столько известных, но от этого не менее уважаемых изыскателей и у каждого есть что сказать по этой теме. К сожалению, невозможно привести все точки зрения, поэтому приведу свою (на основе полученных знаний из учебников и записанных лекций, конечно). Типы цивилизаций настолько разнятся, что вряд ли могут полностью слиться и образовать что-то новое. Взаимопроникновение культур никогда не может быть абсолютным, поэтому каждая цивилизация должна идти вперед, развиваться (во многих смыслах) и сама менять свой тип на более прогрессивный, более качественно лучший (что такое «лучший» - тоже понятие более чем субъективное, которое я даже для себя не смогу внятно объяснить). Не впадать в прострацию, не застывать, главное динамика!
Остался третий и последний вопрос, в котором проведем обзор плюрализма (как пахнет перестройкой от этого термина…) мнений по поводу отношений «культура» и «цивилизация».
Существует три позиции по этому вопросу: отождествление, противопоставление и взаимообусловленность.
Бердяев в своих работах подчеркивал разность этих понятий, но отмечал, что развиваются они синхронно. Для культуры характерны качественность, выразительность, эстетичность, стремление к стабильности, консерватизму. Цивилизация же связанна с развитием материального, социально-коллективного, демократического. В силу этого цивилизация стремится к тиражированию, общедоступности, утилитарности, она ориентирована на прогресс. Поэтому, как говорит Бердяев, происхождение цивилизации мирское, она родилась в борьбе человека с природой вне храмов и культа. Если культура имеет душу, то цивилизация – лишь методы и орудия.
Еще резче выразился Меркузе, для которого цивилизация – это жестокая, холодная, повседневная реальность, а культура - вечный праздник. Он противопоставляет духовный труд культуры материальному труду цивилизации, как будний день противоположен празднику, царство необходимости – царству свободы, природа – духу (2, стр. 195). Ниже приведена таблица ключевых пунктов противопоставления культуры и цивилизации.
Критерии |
Ценности цивилизации |
Ценности культуры |
Парадигма |
Преобладающая парадигма – технократическая идеология |
Альтернативная парадигма- |
Базовые ценности |
Экономический прирост
Природная окружающая среда ценится как ресурс Превосходство над природой |
Нематериальные (самовыражение) Природная окружающая среда ценится как таковая Гармония с природой |
Экономика |
Рыночные отношения Риск и вознаграждение Награда за успех
Различие Самообеспечение Иерархия
Закон и порядок |
Общественные интересы Гарантии безопасности Согласованность доходов с потреблением Равенство
Неиерархическая организация Свобода |
Общество |
Централизованное Крупномасштабное Ассоциативное Упорядоченное |
Децентрализованное Мелкомасштабное Коммунальное Гибкое |
Природа |
Неограниченные ресурсы Природа враждебна или нейтральна Управляемая окружающая среда |
Ограниченные ресурсы Природа дружественна
Природа тонко сбалансирована |
Знания |
Вера в науку и технику Разумность средств Разделение факта и ценности, мысли и чувства |
Наука имеет пределы Разумность целей Объединение факта и ценности, мысли и чувства |
На мой взгляд, некоторые ценности могут относиться как к одной категории, так и к другой, например единение с природой возможно и в техногенный век, просто нужно к этому стремиться.
а) структура производственной деятельности и её технико-технологическое оснащение;
б) социально-управленческая деятельность;
в) репрессивная деятельность правовых учреждений, следящих за соблюдением принятых в обществе законов и норм;
г) деятельность религиозных учреждений;
д) научно-познавательная деятельность;
е) образовательная деятельность;
ж) военная деятельность;
з) медицинская деятельность;
к) спортивная деятельность;
л) организация досуга.
Итак, цивилизация находится не вне культуры, а внутри неё, представляет систему обслуживающих культуру механизмов. Иными словами, цивилизация представляет собой материальное тело и социальную организацию жизни людей, а культура дает ценностные ориентации для жизни в мире (2, стр.197).
Заключение
Понятие «цивилизация»
столь же многозначно, как и понятие
«культура». Они зачастую толкуются
как синонимы или разделяются
и даже противопоставляются. Культуру
рассматривают как духовный феномен,
а цивилизацию как