Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:39, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении культуры и цивилизации.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
1) рассмотреть взаимосвязь культуры и цивилизации;
2) изучить культурно-исторические типы;
3) охарактеризовать теорию «локальных цивилизаций».

Содержание

Введение 3
1. Взаимосвязь культуры и цивилизации 5
2. Культурно-исторические типы 7
3. Теория «локальных цивилизаций» 8
Заключение 9
Список литературы 10
Приложение 11
Глоссарий 11

Работа содержит 1 файл

339 Культура и цивилизация.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

Оглавление 

 

Введение

 

      Понятия «культура» и «цивилизация» относятся  к одним из самых многозначных, имеющих разнообразные толкования.

      Актуальность  работы. В истории человечества существовало множество культур ― самобытных, не похожих одна на другую... На Земле одновременно соседствуют самые разные культуры. Как они возникли? Какова их судьба? Способны ли они воспринимать друг друга? Богатство культуры, накопленное человечеством за многие века, неисчерпаемо, оно ждет еще своего осмысления. Самое главное в работе ― это показать взаимосвязь культуры и цивилизации.

      Цель  работы состоит в изучении культуры и цивилизации.

      Достижение  цели предполагает решение ряда задач:

      1) рассмотреть взаимосвязь культуры и цивилизации;

      2) изучить культурно-исторические типы;

      3) охарактеризовать теорию «локальных цивилизаций».

      Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее значение. Так, римский оратор и философ М. Цицерон в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) связывал культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией. Он считал, что философия есть культура души. Под культурой стали понимать просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово «культура» вошло почти во все европейские языки, в том числе и в русский. В работе И. Нидермана «Культура, становление и изменение понятия и заменяющие его понятия от Цицерона до Гердера» показано, как менялась семантика этого слова. Начиная с XVII в. в немецкой просветительской мысли (С. Пуффендорф) понятие «культура» использовалось в более широком смысле – для всего, что создано человеком и что существует наряду с нетронутой человеком природой.

      Значение  научного понятия термин «культура» приобрел в XVII-XVIII вв. В науке Нового времени формируется представление, что между природой и личностью существует особый мир человеческой деятельности, который называют «культурой».

      В современной науке сформировано более 300 определений культуры, что  свидетельствует о многообразии подходов к изучению культуры. С  конца XIX в. влиятельной становится американская школа культурной антропологии (Ф. Боас, А. Кребер, М. Мид и др.). В ней на первый план выдвигаются вопросы динамики развития культуры, механизмы ее передачи через поколения.

 

1. Взаимосвязь культуры и цивилизации

 

      Цивилизация и культура ― понятия тесно связанные друг с другом. В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения.

      В условиях цивилизации достигается  высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и  духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и  цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.

      Для выработки более или менее  точного определения цивилизации необходимо в свою очередь изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер ― развитыми культурами, А. Тойнби ― цивилизациями, П. Сорокин ― метакультурами [2; с. 342].

      О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» сформировал свое понимание  цивилизации. Для Шпенглера цивилизация ― это такой тип развития общества, когда на смену эпохе творчества, воодушевления приходит этап закостенелости общества, этап оскуднения творчества, этап духовного опустошения. Творческий этап ― это культура, которой на смену приходит цивилизация.

      Обычно  исследователи цивилизаций указывают  на трудности их истолкования: сложность  внутреннего состава каждой из цивилизаций; напряженную внутреннюю борьбу в рамках цивилизаций за господство над природными и людскими ресурсами; напряженную борьбу за гегемонию в символической сфере в виде идеологии и религии. Причем в такой борьбе враждующие группировки, коалиции и клики часто ищут внешней поддержки против собратьев по цивилизации, ищут пути самоутверждения в субцивилизационных раздорах. Материал для такого рода размышлений дают истории арабо-исламской цивилизации: индостанская, индонезийская XX в.

      По  существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить два направления: «теория стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций» [1; с. 173]. К одному из них можно отнести американского антрополога Ф. Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому ― Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби.

      Стадиальные теории изучают цивилизацию как  единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс  начался в глубокой древности, когда  стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социально-экономических отношений, духовной и материальной культуры.

      Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. 

 

2. Культурно-исторические типы

 

      Существенный  вклад в осмысление проблемы соотношения культуры и цивилизации внес русский философ Н.Я. Данилевский (1822-1885 гг.). В частности, он сформулировал принципиально новую культурологическую концепцию, которая знаменовала разрыв с предшествовавшей традицией. Данилевский считал, что в мире одновременно существует множество разнородных культур, или культурно-исторических типов, т.е. «особых культур, которые раскрывают свои возможности в конкретные исторические периоды» [4; с. 217].

      Он  выдвинул идею о существовании множества  цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно богатого творческого гения человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы жизни (язык, способы общения, труда, формы быта и т.д.), свои моральные и духовные ценности, а затем погибает вместе с ними. Н.Я. Данилевский разделял все народы на три основных класса: 1) позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы; 2) негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций; и, наконец, 3) народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии и потому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории.

      Всего философ насчитывал десять цивилизаций: египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), романо-германская (европейская). К несомненнымгруппам он причислял два «сомнительных» типа цивилизаций: американскую и перуанскую (индейскую), погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития. Обоснование понятия культурно-исторического типа имело огромное значение для культурологии. Несомненно, на Земле существует множество культур, и они развиваются неодинаково.

 

3. Теория «локальных цивилизаций»

 

      К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего, теория А. Тойнби (1889-1975 гг.), который продолжает линию Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера. Истинной областью исторического анализа должны быть «общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства» [6; с. 384]. Они называются «локальными цивилизациями».

      Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати. Это ― западная, две православных (русская и византийская), иранская, арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская, мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре остановившиеся в своем развитии цивилизации ― эскимосскую, момадическую, оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».

      Тойнби  считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении или самовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост ― это непрерывное «отступление и возвращение» харизматического (богоизбранного, предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения. Интересна мысль Тойнби о том, что растущая цивилизация ― это постоянное единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему, большинство. Сам упадок ― это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая, согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и тысячелетия.

 

Заключение

 

      В гуманитарных науках нет единого  устоявшегося мнения о том, сколько  цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные  цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для  их существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций могут сильно различаться между собой. Цивилизация не обязательно совпадает с границами одного государства, не обязательно совпадает с существованием одного определённого народа.

      Для выработки более или менее  точного определения цивилизации необходимо в свою очередь изучение крупных социальных и культурных феноменов, существующих в виде целостностей, т.е. макроисторическое исследование. Н. Данилевский называет такие феномены культурно-историческими типами, О. Шпенглер ― развитыми культурами, А. Тойнби ― цивилизациями, П. Сорокин ― метакультурами.

      Цивилизация ― это прежде всего достижение культуры. А культура способна переживать государства и династии. Иногда к одной цивилизации относят разные государства сменявшие друг друга на протяжении тысячелетий, как это происходило в случае с цивилизациями Передней Азии. Цивилизация может распространятся захватывая всё новые и новые народы и государства. Цивилизация, как определённое общества с определенной системой элементов культуры может исчезнуть, передав свои достижения культуры другим цивилизациям. Иногда две цивилизации, различные с точки зрения одних исследователей, объединяются в одну единую цивилизацию (например, в греко-римскую цивилизацию). Цивилизации могут существовать параллельно, одновременно, и могут возникать одна за другой. Но в любом случае, история цивилизаций ― это история культуры. Изучение цивилизации ― это изучение ее культуры.

 

Список  литературы

 

1. Гуревич, П.С. Культурология / П.С. Гуревич. ― М.: Гардарики, 2009. ― 288 с.

2. Габидулин, Р. Культурология. Мировая культура: Курс лекций / Р. Габидулин. ― Архангельск: Изд-во Поморского госуниверситета, 2008. ― 416 с.

3. Культурология. XX век. Словарь. ― СПб.: Университетская книга, 2007. ― 640 с. ― (Культурология, XX век).

4. Культурология / Сост. и отв. ред. А.А. Радугин. ― М.: Центр, 2008. ― 304 с.

5. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века / под ред. В.И. Уколовой. ― М.: Дрофа, 2006. ― 400с.

6. Уткин, А.И. Запад и Россия: история цивилизаций / А.И. Уткин. ― М.: Гардарики, 2010. ― 574 с.

 

Приложение

Глоссарий

 

      1. Культура ― области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

      2. Культурно-исторические типы ― особые культуры, которые раскрывают свои возможности в конкретные исторические периоды.

      3. Культурология ― наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития.

      4. Локальные цивилизации ― общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства.

      5. Метакультура ― трансфизическое человеческое построение, образующееся над группой народов, объединенных совместной культурой.

Информация о работе Культура и цивилизация