Культура и цивилизация

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:40, реферат

Описание работы

Культура и цивилизация в жизни человечества очень тесно переплетены, более того вырастают из одного корня. Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация - без культуры, в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. В то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Культура ……………………………………………….................... 5
Глава II. Цивилизация …………………………………………………..…………………………..7
Глава III. Соотношение культуры и цивилизации ………………………………………9
Заключение ………………………………………………………………….12

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 31.01 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ТВЕРСКОЙ  ФИЛИАЛ

 

Факультет юридический

 

 

РЕФЕРАТ

Студентки  1 курса группа ЮБ-161 факультета юридического

Давыдовой Натальи Дмитриевны

Специальность Юриспруденция 

Учебная дисциплина: Культурология

Тема: Культура и цивилизация

 

«____»___________ 2010   Руководитель________________

____________________________ 

 

 

Оценка «___________»

 

Тверь 2010

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………….  3

Глава I. Культура ……………………………………………….................... 5

Глава II. Цивилизация …………………………………………………..…………………………..7

Глава III. Соотношение культуры и цивилизации ………………………………………9

Заключение ………………………………………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура и цивилизация в жизни человечества очень тесно переплетены, более того вырастают из одного корня. Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация - без культуры, в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость.  В то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.

С тех пор как  человек стал человеком, он выделился  из природы, хотя продолжал и до сих пор продолжает в известной мере быть ее частью. Возникла чрезвычайно значимая оппозиция «человек - мир», которой раньше не было: для того, чтобы этот величайший переворот совершился, необходимо возникновение сознания, обращаемого на самого себя. Человек и только человек оказался способным к тому, чтобы провести и, главное, осознать грань между «я» и «не-я», между собой и природой, - ни одно животное, насколько нам известно, на это не способно.

Человек как биологическое  существо был очень слабым и беззащитным перед лицом природы - пожалуй, любое насекомое лучше приспособлено для борьбы за существование если не отдельной особи, то хотя бы рода. В самом деле, долго ли продержится голый и безоружный человек в океане, в пустыне, в тайге, при пятидесятиградусной жаре или хотя бы десятиградусном морозе? У рода человеческого изначально не было и нет своей собственной биологической, природной экологической ниши, он должен был сам ее себе создавать и создает до сих пор. Поэтому возникшее противопоставление «я - мир» изначально означает враждебность мира к человеку. Этой враждебности Ноmо Sарiеns противопоставил два человеческих способа выживания - цивилизацию и культуру.

Актуальность темы говорит сама за себя. В данной работе рассмотрим культуру и цивилизацию и сопоставим одно с другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Культура

 

Латинское слово  «cultura» вошло в обиход европейской  мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым  языком и даже - универсальным средством  интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни («возделывание, обрабатывание, уход, разведение» - словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения «культурное» стало означать нечто противоположное «природному».

«Культура» как  термин - определенная совокупность социально  приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

«Культура» как  понятие - употребляется для характеристики определенных исторических эпох, конкретных обществ, наций, а также специфических сфер деятельности или жизни.

Субъект культуры - человек - он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.

«Культура» как  категория - созданная людьми искусственная  среда существования и самореализации, источник регулирования социального  взаимодействия и поведения.

Однако надо помнить, что культура - это семи аспектное понятие, которое является и результатом, и процессом, и деятельностью, и способом, и отношением, и нормой, и системой.

Главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры - природа.

Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Цивилизация

 

Цивилизация - (с  лат.) - межэтническая культурно-историческая общность людей, основанием и критерием для выделения которой разнятся в зависимости от применения этого термина. Понятие цивилизации появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения.

В эпоху Просвещения цивилизация - как характеристика высшей степени социокультурного развития.  Шпенглер, Тойнби - цивилизация как локальная моно или полиэтническая общность с выраженной социокультурной спецификой, то есть, концепция исторической цивилизации. В последнее время цивилизация как локальная межэтническая общность, формирующаяся на основе единства исторической судьбы народов в одном регионе…

Понятие цивилизация –  это одно из самых ключевых понятий  современной социально-гуманитарной науки. Это понятие очень многогранно  и на сегодняшний день осмысление его неполно. В обыденной жизни  термин цивилизация употребляется  эквивалентом слова культурный и  чаще используется как прилагательное (цивилизованная страна, цивилизованный народ). Научное понимание цивилизации  связано со спецификой предмета исследования, то есть напрямую зависит от той  области науки, которая раскрывает это понятие: эстетика, философия, история, политология, культурология. В зависимости  от специфики исследования в цивилизации  видят:

-          культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),

-          смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),

-          взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),

-          логику эстетического развития (Бродель).

Наш соотечественник Лев  Мечников полагал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации  являются реки, которые в любой  стране являются совокупностью всех физико-географических условий: климата, почвы, рельефа и т.д., которые  в конечном итоге определяют состояние  частной и общественной жизни. В  современных направлениях науки  все больше отходят от понятия  цивилизации как способа производства и современный подход предполагает понимание под цивилизацией качественного  этапа в истории общества, в  котором существуют разные слои культуры, различающиеся по социальному или  историческому происхождению и  в конечном итоге комбинации взаимовлияния, слияния этих структур ведут к  синтезу и становлению цивилизации.

Цивилизация - многозначное понятие, употребляется в культурологии  и политологии, во-первых как синоним  культуры, как ее ступень, следующая  за варварством, и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией.

Современный уровень  цивилизации характеризуется научно-техническим  прогрессом, а также наличием определенных признаков, основными из которых являются - урбанизация, социальная стратификация, хозяйственная и политическая активность, типизация человеческой личности, внешняя жизнедеятельность.

 

 

Глава III. Соотношение культуры и цивилизации

 

Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных. Этот радикальный скачок от животного к человеку изменил мир принципиально: в мире появились новые сущности, которые человек развивал, постепенно все более и более приспосабливая мир к себе и своим потребностям. Физические предметы и явления меняли свой смысл, а вернее, его обретали. Так, палка, которая просто валяется на земле, и та же палка, при помощи которой выкапывают съедобные коренья, различаются по сути; огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, чтобы отпугнуть хищников, - принципиально разные сущности, и с этим природе приходится, так сказать, считаться: отныне медведь не только может съесть человека, но и рискует сам стать его добычей. От примитивного очага до ядерного реактора, от тигровой шкуры до бального платья, от сладких кореньев до шоколада и т.п. - все это принадлежит к достижениям цивилизации. К ее области относятся позитивные науки (науки о природе), техники и т.д.

При помощи цивилизации  человек «подгоняет» мир под себя. Цивилизация, таким образом, обеспечивает человеку физический комфорт.

Культура представляет собой прямо противоположный  способ выживания. Ее сущность - приспособление человека к враждебному миру и, как результат, обретение душевного, психологического комфорта. Культура приобретает свое значение там, где бессильна цивилизация: можно найти способ защититься от хищника (действует цивилизация), но нельзя защититься, например, от смерти - значит, надо изменить самого себя, чтобы смириться с этим фактом и не испытывать перед ним постоянного ужаса (здесь вступает в действие культура). Подчеркнем, что приспособление человека к миру имеет не биологический (как, например, появление и закрепление в процессе естественного отбора защитной окраски), а духовный характер. Культура – это, в конечном счете изменение личности и ее мышления о мире, обретение человеком внутренней устойчивости. Она тоже порождает новые сущности, но не материального, а идеального характера, что ясно видно, например, на характере мотивации поведения. Так, человек может преодолевать страх смерти, если на смерть его ведет долг, честь, патриотизм, надежда на загробное существование и т.п., что животному, разумеется, не свойственно, хотя страх смерти присущ и ему. Разница между человеком и животным здесь, в сущности, в одном: человек создает ценности, которые превыше индивидуального существования. Тем самым Ноmо Sарiеns преодолевает ужас перед враждебным бытием и обретает относительно устойчивый душевный комфорт: его поддерживает сознание, что он живет не зря, и его страдания найдут награду в памяти потомков или просто в их физическом существовании, или в воздаянии в загробной жизни, или еще в чем-нибудь. Только человек способен обретать психологический комфорт и внутреннюю устойчивость даже в физических страданиях и самой смерти: он идеально преодолел их, и это преодоление есть действие механизмов культуры.

Живя в мире, человек  постоянно и регулярно испытывает страдания, болезни, различного рода несчастья, от которых его не может защитить цивилизация. Более всего враждебность мира по отношению к человеку проявляется, очевидно, в непреложном факте смерти. С мыслью о прекращении физического существования человеку труднее всего примириться, а смерть окружающих, особенно близких, не только психологически травмирует его, но и постоянно напоминает человеку о бренности его собственного бытия. Иными словами, человек боится мира, и это - естественная реакция на его непредсказуемую враждебность, которую до сих пор не удалось и вряд ли когда-нибудь удастся устранить развитием цивилизации. Следовательно, чтобы жить, не уподобляясь Щедринскому «премудрому пескарю», который «жил - дрожал и умирал - дрожал»; чтобы жить и быть по возможности счастливым или хотя бы примиренным с действительностью, человек должен измениться внутренне, найти для себя удобную позицию в мире, обрести некоторую устойчивую мироориентацию. Этот процесс и составляет сущность культуры.

Особо отметим, что  понятие счастья - чисто человеческое. Оно объединяет в себе и физический, и душевный комфорт. Применительно к животному можно говорить не о счастье, а о довольстве: животное ощущает себя достаточно комфортно, если оно сыто, находится в своем естественном тепловом режиме, удовлетворило инстинкт размножения и т.п. Человеку этого мало. Помимо физического комфорта он должен ощущать еще и комфорт душевный, то есть, попросту говоря, быть в ладу и с миром, и с самим собой. Человеку для счастья необходимы такие условия, как самоуважение, уважение авторитетных для него людей, чистая совесть, примиренность с Богом, счастье ближних и т.п. - то есть некоторые духовные сущности, которые он может обрести только в системе культуры.

Итак, если дело цивилизации - это преимущественно материальное бытие, то дело культуры - идеально-духовный мир. Поэтому и первобытная магия, и современная религия, и фольклорные песни, и симфонии XX в., литература, искусство, философия, нормы морали, регламентация поведения и т.п. - все это принадлежит сфере культуры.

 

 

 

 

Заключение

 

Понятиями «культура» и «цивилизация»  обозначены чрезвычайно важные точки  роста на нескончаемой нити человеческого  познания. Феномены культуры и цивилизации  стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы  творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда —  стремление выявить их потенциал  и способы возможного полного  использования. Культурные и цивилизационные  особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие  и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление. Поэтому судьбы мира во многом связаны  с философским постижением сущности культуры и цивилизации, их соотношения  и взаимодействия. Философия исследует  сущность культуры и цивилизации, характер их воздействия на природу, историю, выявляет онтологические и экзистенциональные основания человеческой жизни, разрывы  между самочувствием реального  индивида и объективным, зачастую обезличенным потоком культурного творчества.1

Информация о работе Культура и цивилизация