Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:40, реферат
Культура и цивилизация в жизни человечества очень тесно переплетены, более того вырастают из одного корня. Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация - без культуры, в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. В то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.
Введение ……………………………………………………………………. 3
Глава I. Культура ……………………………………………….................... 5
Глава II. Цивилизация …………………………………………………..…………………………..7
Глава III. Соотношение культуры и цивилизации ………………………………………9
Заключение ………………………………………………………………….12
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
Факультет юридический
РЕФЕРАТ
Студентки 1 курса группа ЮБ-161 факультета юридического
Давыдовой Натальи Дмитриевны
Специальность Юриспруденция
Учебная дисциплина: Культурология
Тема: Культура и цивилизация
«____»___________ 2010 Руководитель___________
____________________________
Оценка «___________»
Тверь 2010
Введение ………………………………………………………
Глава I. Культура ………………………………………………............
Глава II. Цивилизация …………………………………………………..………………………
Глава III. Соотношение культуры и цивилизации ………………………………………9
Заключение …………………………………………………
Культура и цивилизация в жизни человечества очень тесно переплетены, более того вырастают из одного корня. Культура невозможна без цивилизации, а цивилизация - без культуры, в этом выражается их взаимодействие и взаимозависимость. В то же время это существенно разные явления, отражающие разные стороны отношения человека к действительности.
С тех пор как человек стал человеком, он выделился из природы, хотя продолжал и до сих пор продолжает в известной мере быть ее частью. Возникла чрезвычайно значимая оппозиция «человек - мир», которой раньше не было: для того, чтобы этот величайший переворот совершился, необходимо возникновение сознания, обращаемого на самого себя. Человек и только человек оказался способным к тому, чтобы провести и, главное, осознать грань между «я» и «не-я», между собой и природой, - ни одно животное, насколько нам известно, на это не способно.
Человек как биологическое существо был очень слабым и беззащитным перед лицом природы - пожалуй, любое насекомое лучше приспособлено для борьбы за существование если не отдельной особи, то хотя бы рода. В самом деле, долго ли продержится голый и безоружный человек в океане, в пустыне, в тайге, при пятидесятиградусной жаре или хотя бы десятиградусном морозе? У рода человеческого изначально не было и нет своей собственной биологической, природной экологической ниши, он должен был сам ее себе создавать и создает до сих пор. Поэтому возникшее противопоставление «я - мир» изначально означает враждебность мира к человеку. Этой враждебности Ноmо Sарiеns противопоставил два человеческих способа выживания - цивилизацию и культуру.
Актуальность темы говорит сама за себя. В данной работе рассмотрим культуру и цивилизацию и сопоставим одно с другим.
Латинское слово «cultura» вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенное и усвоенное классицистическим веком Просвещения, оно, казалось, навсегда утратило основную часть своих смысловых наполнений и обрело существенно изменившийся смысл. В латинском языке это слово означало живую связь человека с природой, отводя первому роль разумного существа, всемерно содействующего развитию многообразных форм растительно-животной жизни («возделывание, обрабатывание, уход, разведение» - словесный ряд, истолковывающий первое его значение). В интерпретации века Просвещения «культурное» стало означать нечто противоположное «природному».
«Культура» как термин - определенная совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.
«Культура» как
понятие - употребляется для
Субъект культуры - человек - он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.
«Культура» как
категория - созданная людьми искусственная
среда существования и
Однако надо помнить, что культура - это семи аспектное понятие, которое является и результатом, и процессом, и деятельностью, и способом, и отношением, и нормой, и системой.
Главным и единственным субъектом, и преимущественным объектом является человек. Второй объект культуры - природа.
Культура является основным отличительным признаком, разделяющим человека и животный мир, она является специфически человеческая деятельность. Но не всякая деятельность человека создает культуру.
Цивилизация - (с лат.) - межэтническая культурно-историческая общность людей, основанием и критерием для выделения которой разнятся в зависимости от применения этого термина. Понятие цивилизации появилось в античную эпоху как определенное качественное отличие античного общества от варварского окружения.
В эпоху Просвещения цивилизация - как характеристика высшей степени социокультурного развития. Шпенглер, Тойнби - цивилизация как локальная моно или полиэтническая общность с выраженной социокультурной спецификой, то есть, концепция исторической цивилизации. В последнее время цивилизация как локальная межэтническая общность, формирующаяся на основе единства исторической судьбы народов в одном регионе…
Понятие цивилизация –
это одно из самых ключевых понятий
современной социально-
- культурно-исторический тип (Данилевский, Тойнби),
- смену культурной парадигмы, проявляющуюся через форму и стиль (Шпенглер),
- взаимозависимость ментальности и хозяйственного уклада (Вебер),
- логику эстетического развития (Бродель).
Наш соотечественник Лев
Мечников полагал, что основной причиной
зарождения и развития цивилизации
являются реки, которые в любой
стране являются совокупностью всех
физико-географических условий: климата,
почвы, рельефа и т.д., которые
в конечном итоге определяют состояние
частной и общественной жизни. В
современных направлениях науки
все больше отходят от понятия
цивилизации как способа
Цивилизация - многозначное понятие, употребляется в культурологии и политологии, во-первых как синоним культуры, как ее ступень, следующая за варварством, и во-вторых, как особый тип органической целостности, являющийся либо симптомом упадка культуры, либо ее высшей стадией.
Современный уровень
цивилизации характеризуется
Цивилизация представляет собой способ выживания человека в мире при помощи изменения мира. Она берет свое начало с создания орудий труда и охоты, с завоевания власти над огнем и приручения животных. Этот радикальный скачок от животного к человеку изменил мир принципиально: в мире появились новые сущности, которые человек развивал, постепенно все более и более приспосабливая мир к себе и своим потребностям. Физические предметы и явления меняли свой смысл, а вернее, его обретали. Так, палка, которая просто валяется на земле, и та же палка, при помощи которой выкапывают съедобные коренья, различаются по сути; огонь как стихийный пожар и огонь, зажженный у входа в пещеру, чтобы отпугнуть хищников, - принципиально разные сущности, и с этим природе приходится, так сказать, считаться: отныне медведь не только может съесть человека, но и рискует сам стать его добычей. От примитивного очага до ядерного реактора, от тигровой шкуры до бального платья, от сладких кореньев до шоколада и т.п. - все это принадлежит к достижениям цивилизации. К ее области относятся позитивные науки (науки о природе), техники и т.д.
При помощи цивилизации человек «подгоняет» мир под себя. Цивилизация, таким образом, обеспечивает человеку физический комфорт.
Культура представляет собой прямо противоположный способ выживания. Ее сущность - приспособление человека к враждебному миру и, как результат, обретение душевного, психологического комфорта. Культура приобретает свое значение там, где бессильна цивилизация: можно найти способ защититься от хищника (действует цивилизация), но нельзя защититься, например, от смерти - значит, надо изменить самого себя, чтобы смириться с этим фактом и не испытывать перед ним постоянного ужаса (здесь вступает в действие культура). Подчеркнем, что приспособление человека к миру имеет не биологический (как, например, появление и закрепление в процессе естественного отбора защитной окраски), а духовный характер. Культура – это, в конечном счете изменение личности и ее мышления о мире, обретение человеком внутренней устойчивости. Она тоже порождает новые сущности, но не материального, а идеального характера, что ясно видно, например, на характере мотивации поведения. Так, человек может преодолевать страх смерти, если на смерть его ведет долг, честь, патриотизм, надежда на загробное существование и т.п., что животному, разумеется, не свойственно, хотя страх смерти присущ и ему. Разница между человеком и животным здесь, в сущности, в одном: человек создает ценности, которые превыше индивидуального существования. Тем самым Ноmо Sарiеns преодолевает ужас перед враждебным бытием и обретает относительно устойчивый душевный комфорт: его поддерживает сознание, что он живет не зря, и его страдания найдут награду в памяти потомков или просто в их физическом существовании, или в воздаянии в загробной жизни, или еще в чем-нибудь. Только человек способен обретать психологический комфорт и внутреннюю устойчивость даже в физических страданиях и самой смерти: он идеально преодолел их, и это преодоление есть действие механизмов культуры.
Живя в мире, человек
постоянно и регулярно
Особо отметим, что понятие счастья - чисто человеческое. Оно объединяет в себе и физический, и душевный комфорт. Применительно к животному можно говорить не о счастье, а о довольстве: животное ощущает себя достаточно комфортно, если оно сыто, находится в своем естественном тепловом режиме, удовлетворило инстинкт размножения и т.п. Человеку этого мало. Помимо физического комфорта он должен ощущать еще и комфорт душевный, то есть, попросту говоря, быть в ладу и с миром, и с самим собой. Человеку для счастья необходимы такие условия, как самоуважение, уважение авторитетных для него людей, чистая совесть, примиренность с Богом, счастье ближних и т.п. - то есть некоторые духовные сущности, которые он может обрести только в системе культуры.
Итак, если дело цивилизации
- это преимущественно
Понятиями «культура» и «цивилизация»
обозначены чрезвычайно важные точки
роста на нескончаемой нити человеческого
познания. Феномены культуры и цивилизации
стремительно преображают окружающую
среду, оцениваются как факторы
творческого жизнеустроения, средство
человеческой самореализации, неиссякаемый
источник социальных новаций. Отсюда —
стремление выявить их потенциал
и способы возможного полного
использования. Культурные и цивилизационные
особенности конкретных обществ, составляющих
их народов или этносов, не только
придают значительное своеобразие
и специфику историческому