Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 11:39, сочинение
Сочинение посвящено всеобъемлющей сущности феномена игры (нидерл. Spel) и универсальному значению её в человеческой цивилизации. Хёйзинга считает, что игра не может быть редуцирована к феноменам культуры, поскольку она древнее их и наблюдается еще у животных.
Культура
и Цивилизация Йохана Хёйзинга
Выполнила:
Студентка 334гр.
пед. ф-та
Бастрикова Ю.А.
Йохан
Хейзинга
нидерландский историком
и культуролог
Человек
играющий (лат. Homo Ludens)
— трактат, опубликованный в 1938 г. нидерландским
Природа
и значение игры как
явления культуры
Сочинение посвящено
всеобъемлющей сущности феномена игры (нидерл. Spel) и универсальному
значению её в человеческой цивилизации.
Хёйзинга считает, что игра не может быть
редуцирована к феноменам культуры, поскольку
она древнее их и наблюдается еще у животных.
Напротив, сама культура (речь, миф, культ,
наука) имеет игровую природу. Сущность
игры Хёйзинга сначала определяет как
несерьезность, однако поясняет, что играющие
животные в отличие от человека не смеются,
т.е. игра все же может включать в себя
серьезность. Затем он определяет игру
как "свободное действие", поскольку
она лишена принуждения и ей предаются
в "свободное время" и в особом "игровом
пространстве". Вместе с тем, игра подразумевает
строгий внутренний порядок, что подразумевает
присутствие некоего игрового сообщества.
Концепция
и выражение понятия
игры в языке
Переходя к анализу слова
"игра" Хёйзинга замечает, что оно
встречается у всех народов. Начинает
он с языка античной цивилизации, где игра
обозначается тремя способами как пайдиа
("ребячества"), атюрма ("ерунда")
и агон ("состязание"). Хёйзинга замечает,
что некоторые исследователи античности
(Болкестейн) противопоставляют пайдию
и агон, т.е. игру и состязание (нидерл. Wedijver), но эти два
понятия, все же выражают единое явление.
Разные слова для обозначения игры встречаются
и в санскрите: kridati (забавы детей и животных),
divyati (бросать жребий), tandeln (подражать,
высмеивая). В японском игра совпадает
с вежливостью, а в семитских языках - с
издевательством. В германских языках
нет обобщающего для игры слова, а в романских
языках оно есть. Размышляя о сексуальной
игре, Хёйзинга подчеркивает в ней избыточность
над биологическим спариванием. Он также
противопоставляет игру всякой биологической
необходимости, будь то самозащита или
добывание пропитания.
Игра
и состязание как
культуросозидающая
функция
Размышляя над соотношением
Игра
и правосудие
Рассматривая судопроизводство, Хёйзинга
также замечает там элемент игры, лицедейства
(мантии и парики) и состязания ("тяжбы").
В античности неотъемлемым элементом
любого суда также являлась случайность
и жребий богов.
Игра
и ратное дело
Сравнивая
войну и игру, Хёйзинга приводит
в пример средневековые турниры, где изначально
кровавая борьба выродилась в пышное состязание
напоказ. Вместе с тем он замечает, что
состязание возвышает распрю до культурного
уровня, подразумевая уважение к противнику
и понятие чести. Именно на этом вырастают
понятия рыцарства и международного права,
которые составляют суть человечности.
Игровой
элемент современной
культуры
Не
обходит своим вниманием
Характеристики
игры
Спасибо за Внимание!))