Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:49, реферат
Термин "цивилизация" ввел в науку в середине XVIII в. шотландский историк и экономист А. Фергюссон.
I. Происхождение
и значение слова цивилизация.
Термин "цивилизация"
ввел в науку в середине XVIII в. шотландский
историк и экономист А. Фергюссон. Термин
"цивилизация" произошел от латинского
слова "civilis", что означает "гражданский",
"государственный", "общественный".
В европейской науке XIX-XX вв. понятие "цивилизация"
употреблялось в разных значениях, как
правило, через сопоставление с понятием
"культура". В науке сформировался
широкий спектр мнений от отождествления
этих понятий до их противопоставления.
Рассмотрим основные позиции.
1.Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на культурологические концепции
Н. Я. Данилевского и А. Тойнби.
2.Цивилизация рассматривается как уровень, ступень развития общества, его материальной и духовной культуры (в этом смысле мы говорим об античной или современной цивилизации).
3.Цивилизация рассматривается как ступень исторического развития человечества, следующая за варварством. Традиция такого понимания цивилизации восходит к римскому историку К. Тациту. По мнению Тацита, цивилизацию от варварства отличают высокий уровень материального благосостояния общества, создание государства и появление письменности. Сходную с Тацитом постановку вопроса мы находим у М. Монтеня (1533 - 1592). Оба мыслителя обращают внимание на то, что переход от варварства к цивилизации связан не только с приобретениями, но и потерями.
В дальнейшем понимание цивилизации как высшей по сравнению с варварством ступени общественного развития встречается в работах Л. Моргана, в книге Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884). В качестве основополагающего начала цивилизации Энгельс рассматривал товарное производство. Он называет и другие признаки цивилизации: разделение труда и отделение умственного труда от физического, возникновение городов, появление классов и государств. Поскольку Ф. Энгельса интересовала проблема возникновения классов и государства, то вопрос о культуре и ее соотношении с цивилизацией им здесь не рассматривался.
4.Существуют теории,
в которых цивилизация рассматривается
как социальный феномен, противостоящий
культуре. Традиция противопоставления
цивилизации и культуры восходит к И. Канту.
Кант считал, что главной целью культурного
развития человечества является нравственной
совершенствование. Он предлагает свой
критерий нравственности: поступок оценивается
как нравственный только в том случае,
если человек, совершивший его, руководствовался
лишь чувством долга и в мотивах его действий
отсутствовала корыстная цель - например,
надежда на вознаграждение. Культура проявляется
в умении человека преодолевать свои эгоистические
потребности, в стремлении подчиниться
нравственному долгу. Культура в своей
основе нравственна.
II. Различия восточной
и западной цивилизации.
С древних времен различались
Восточная и Западная цивилизация. Исследования
историков свидетельствуют, что с самого
начала специфика цивилизаций была связана
с особенностями трудовой деятельности
людей, на которую влияли географическая
среда, плотность населения и другие факторы.
Системы рисового орошения, требующие
управления снабжением водой из одного
центра, во многом стимулировали развитие
азиатского способа производства, для
которого было характерно единоначалие
и «общественный» характер работ, иерархия
социальных привилегий, а в духовной сфере
-- ориентация на подчинение личностного
самосознания мировому абсолюту -- Богу
(Небу, Солнцу) и его наместнику на земле
-- императору или феодалу, господину. Как
видим, на специфику общественной жизни
оказывали воздействие технологические
и социально-экономические способы освоения
материальных ценностей: организация
орошения рисовых полей, сбора риса, управленческие
иерархические структуры и т.п.
Западная цивилизация ориентирована на понятие отдельной личности.
Каждый человек существует как личность, а не как винтик в массе людей. Человек несёт персональную ответственность за свои поступки, а закон призван охранять его права (хотя на практике это очень часто нарушается). В области научных и технических достижений, западная цивилизация дала миру таких гениев, как Евклид, Пифагор, Галилей, Ньютон, Эйнштейн,
Рентген, Пастер, и
всему богатству технической оснащенности
современного мира мы обязаны практически
западной цивилизации. Огромно также культурное
наследие: архитектура, скульптура, литература,
живопись, музыка.
Восточная цивилизация ориентирована на понятие массы людей.
Человек обязан сознавать
себя частицей этой массы, а не отдельной
личностью. Права отдельного человека
не существуют. Его поведение диктуется
сверху. С точки зрения научных и технических
достижений, восточная цивилизация дала
миру таких гениев как Авиценна, Аль-хорезми,
велики были также достижения в литературе
и архитектуре. Но вот уже с 16-го - 17-го веков
наблюдается застой. Восточный мир использует
достижения западной цивилизации.
Восточный и западный
типы цивилизаций взаимодействуют между
собой. Результатом этого взаимодействия
является возникновение различных «гибридных»
обществ, усваивающих на основе своей
культуры новую культуру.
Сегодня Запад -- это
синоним понятия «развитые страны». По
этому признаку некоторые политологи
стали относить Японию к Западу, что совсем
неправомерно. Несмотря на общий с западными
странами технологический базис, Япония
остается страной Восточной цивилизации.
даже по способу усвоения общечеловеческих
ценностей.
III. Показатели цивилизованности
общества.
Идея цивилизованного общества - это идея непротиворечивого общества; это идея открытого общества в более конкретном содержании, с более позитивной концептуальной основой. Руководящим моментом поиска цивилизованного состояния общества стал принцип, заимствованный из природного мира.
Цивилизованность
предполагает необходимость самыми мирными
из возможных в каждый данный момент способов
общаться взаимодействовать с другими
индивидами и народами, разрешать возникшие
и упреждать возможные конфликты.
Показателей цивилизованного
общества является его отношение к инвалидам,
старикам, социальной поддержки общества,
отношение к различным субкультурам, сохранение
культурного наследие своих народов.
Основы появления
цивилизации:
- появление государства;
- появление классов;
- наследственная собственность
на землю;
- налоговая система;
- развитие торговли;
- появление ремесленников,
специалистов;
- письменность;
- появление городов;
- монументальные сооружения;
- зачатки искусства
и науки.
В 1958 г. в Чикаго имела
место дискуссии, посвященная вопросам
цивилизации. На ней была поднята проблема
о сокращении перечисленных признаков
в более общие. Из списка Чайлда были выделены
три основные характеристики цивилизации:
- появление городов;
- появление письменности;
- появление монументальных
сооружений.
Важнейшей особенностью цивилизации и признаком цивилизованности жизни является то, что индивиды, народы, страны, неустанно стремясь к удовлетворению растущих потребностей(тела и духа), делают свою повседневную жизнь все более обеспеспеченной необходимыми для их удовлетворения благами, все более обустроенной, удобной, красивой, комфортной и в этом смысле все более достойной человека.
Историческая тенденция
состоит не просто в увеличении средств
и возможностей такого цивилизационного
благоустройства и комфорта, а в предоставлении
их максимально большему числу людей.
IV. Цивилизация и
культура.
Культурная, духовно-нравственная
компонента цивилизации - это деятельность
по созданию всеобщих идеальных образцов
(по-гречески - парадигм) предметной деятельности
и норм, и принципов человеческого общежития
и общения.
Цивилизация по своему содержанию противостоит культуре. Если в основе культуры лежит гуманистическое начало, то сущностью цивилизации является практицизм и прагматизм. Если в культуре развивается искусство и гуманитарные знания, то в цивилизации доминирующую роль начинают играть естественные науки и техника. В отличие от культуры цивилизация лишена творчества. "Она ничего не создает, она только перетолковывает". К другим признакам цивилизации Шпенглер относил: урбанизацию (огромный рост городов), омассовление всех сфер жизни, насилие человека над природой, войны и иные конфликты. По мнению Шпенглера, цивилизация является неизбежной судьбой каждой культуры. Так произошло с античной культурой, она закончила свое развитие римской цивилизацией. Не избежал этой судьбы и современный Запад. Европа в XX веке вступила в период своего заката.
Как взаимоисключающие
начала рассматривает цивилизацию и культуру
Н. А. Бердяев (1874 - 1948). В своей работе "О
культуре" Бердяев утверждает, что
культура родилась из культа и имеет религиозные
основы. Генезис же цивилизации связан
с утилитарным началом человеческой деятельности,
с борьбой человека с природой. И эта борьба
за выживание приходила вне храма и культа,
поэтому цивилизация оказалась не столь
благородного происхождения как культура.
По мнению Н. А. Бердяева,
культура - явление индивидуальное и неповторимое,
цивилизация же - явление общее и повсюду
повторяющееся. Переход от варварства
к цивилизации имеет общие признаки у
всех народов и признаки по преимуществу
материальные (например, он связан с употреблением
железа). Культура в своей основе духовна.
У культуры есть душа, у цивилизации - методы
и орудия.
Развивая тему близости
культуры и культа, Бердяев отмечает, что
культура - это культ предков, почитание
могил и памятников. Чем древнее культура,
тем она значительнее и прекраснее. Культура
гордится древностью своего происхождения,
неразрывной связью с прошлым, преемственностью.
Цивилизация, напротив, дорожит своим
недавним происхождением. Она не ищет
древних и глубоких истоков, а гордится
своими сегодняшними изобретениями. Цивилизация
всегда имеет такой вид, словно она возникла
сегодня или вчера.
Бердяев считает, что
поскольку в основе культуры лежит религиозное
начало, то она всегда стремится к воскресению.
Примером тому является культура Древнего
Египта. Она вся основана на жажде вечности,
жажде воскресения, борьбе со смертью.
Египетские пирамиды пережили долгие
тысячелетия и сохранились до наших дней.
Цивилизация не строит пирамид и не дорожит
тем, чтобы ее памятники сохраняли тысячелетнюю
прочность. Цивилизация футуристична,
устремлена в будущее. По мнению Бердяева,
в культуре действуют два начала - консервативное,
обращенное к прошлому, и творческое, нацеленное
на будущее и созидающее новые ценности.
Но в культуре не может действовать начало
разрушительное, революционное.
По мнению Н. А. Бердяева
цивилизация и культура - явления несовместимые
еще и потому, что представляют разные
стадии исторического прогресса. Высший
подъем культуры остался в прошлом, для
буржуазно-демократического этапа современной
истории характерно господство цивилизации.
Эти идеи Бердяев развивает в работе "Новое
средневековье". В ней отмечается, что
главной силой Нового времени становится
техника. Человек попадает в зависимость
от тех сил, которые создает сам. Он превращается
в придаток машины, становится беспомощным
без технических средств. В жертву техническому
прогрессу приносятся гуманитарные ценности.
Традиционная культура вытесняется массовой,
которую Бердяев называет варварской
культурой - более доступной, но низкой
по качеству. Совокупность этих изменений
и составляет перерождение культуры в
цивилизацию.
Таким образом, существуют
разные подходы к проблеме соотношения
культуры и цивилизации. Однако, во всех
рассуждениях по этому поводу можно найти
некоторые достаточно бесспорные моменты.
Они сводятся к следующему:
1. Понятие "культура" семантически шире, чем понятие "цивилизация". Оно применимо как к небольшому племени, так и к целым континентам (например, "культура Европы", "африканская культура" и т. п.).
2.Понятие "культура" включает в себя как научно-технический прогресс, так и духовно-гуманистическую преемственность между поколениями. В понятии "цивилизация" явно ощущаются материально-производственные приоритеты.
3. Понятие "культура" тесно связано с национально-этнической спецификой человеческих групп, в то время как понятие "цивилизация" тяготеет к общечеловеческим, глобальным масштабам.
В отличие от бытующего
на Западе (на уровне повседневного сознания)
отождествления культуры с цивилизацией
для россиян культура - явление в основе
своей идеальное, а цивилизация в конечном
счете - материальное, связанное с бытовыми
удобствами и потребительством. Мы придерживаемся
первоначального, идущего от античности
понимания культуры как "возделывания"
души и духа человека, в то время как цивилизация
является возделыванием лишь среды и условий
обитания.
Процесс развития цивилизации до сих пор был непрерывным. Цивилизация человечества всеобща в смысле всемирно-исторического континуума и непременной (хотя и неравномерной, в разное время неодинаковой) причастности разных стран, народов, эпох к формированию ее результатов, форм, словом, к возникновению и обогащению цивилизационного опыта. Правда, очаги локальных цивилизаций, в какие-то времена разгоревшись особенно сильно, потом могли или вовсе исчезнуть, или ослабеть , но никогда не затухал "общий очаг" мировой цивилизации: сохранялось, множилось, обновлялось предметное, духовно-нравственное ее богатство. Отсюда следует, что исконный исторический интерес всех народов требует сохранения нашего общего очага-мировой цивилизации на планете Земля.