Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:04, реферат
Духовная и материальная культура XX в. — это продолжение социокультурных процессов века XIX, который не оправдал надежд человечества и породил новый кризис и потрясения: противоречия, накопившиеся внутри общества, не могли решаться ходом естественных исторических изменений. В конце XIX в. произошли необратимые изменения, касающиеся нового понимания человека, его отношения к миру, нового языка искусства.
Культура ХХ века как общий исторический тип
XX столетие — самое
динамичное в истории
Общая характеристика XX в.: торжество науки,
человеческого интеллекта, эпоха социальных
бурь, потрясений, парадоксов. Современное
общество, формируя высокие идеалы любви
к человеку, равенства, свободы, демократии,
одновременно породило упрощенное понимание
этих ценностей, поэтому процессы, происходящие
в современной культуре, столь разносторонни.
Поскольку XX в. - век быстро меняющихся
социальных систем, динамических культурных
процессов, давать однозначные оценки
развитию культуры этого периода очень
рискованно и можно выделить лишь некоторые
характерные особенности.
В истории культуры XX в. можно выделить
три периода:
1) начало XX в — 1917 г. (острая динамика социально-политических
процессов, многообразие художественных
форм, стилей, философских концепций);
2) 20—30 гг. (коренная перестройка, некоторая
стабилизация культурной динамики, образование
новой формы культуры — социалистической),
3) послевоенные 40-е гг. — вся вторая половина
XX в. (время формирования региональных
культур, подъем национального самосознания,
возникновение международных движений,
бурное развитие техники, появление новых
передовых технологий, активное освоение
территорий, слияние науки с производством,
смена научных парадигм, формирование
нового мировоззрения). Культура — это
система, в ней все взаимосвязано и взаимоопределено.
Духовная и материальная культура XX в.
— это продолжение социокультурных процессов
века XIX, который не оправдал надежд человечества
и породил новый кризис и потрясения: противоречия,
накопившиеся внутри общества, не могли
решаться ходом естественных исторических
изменений. В конце XIX в. произошли необратимые
изменения, касающиеся нового понимания
человека, его отношения к миру, нового
языка искусства. Пример такого нового
отношения дала французская живопись,
которая стала не только активно темпераментной,
но окрашенной субъективными переживаниями
человека: появляется импрессионизм, главная
цель которого — запечатлеть мгновение
жизни.
Прорыв за границы привычного искусства,
сложившегося в XIX в., происходит и в начале
XX в. На рубеже XIX—XX вв. происходят принципиальные
перемены: культура становится интернациональной,
интегрируя духовные ценности практически
всех этнических региональных типов и
от этого становясь еще более разнообразной.
Это многообразие не могло не отразиться
на искусстве, литературе, философии, т.
е. на культуре в целом, отобразивших и
культурный упадок, и деградацию техногенной
цивилизации на рубеже двух последних
веков II тысячелетия, и метафизический
подход к решению глобальных проблем,
попытку осознания новой роли человека
в мире. В культурологии, искусствоведении
и науке этот культурный процесс рубежа
XIX — XX вв. получил название «декаданс»,
а искусство и литература — декадентские.
Главное свойство и особенность декаданса
— растерянность перед резко изменявшимся
миром: общество оказалось неспособным
рационально, научно объяснить происходившие
перемены в политике и экономике, новые
социальные отношения, новую картину мира.
Сложилось противоречивое сознание, затронувшее
важнейший элемент мировоззрения, — вопрос
о закономерностях в природной и социальной
действительности. Поэтому и происходит
всплеск иррационализма, мистики, возникают
новые религиозные течения. В начале XX
в. Философская, художественная и литературная
мысль были тесно связаны (особенно в России).
Это объясняется тем, что в основе развития
и философии и художественной культуры
был кризис общественного сознания. На
этой теоретической основе и сложился
декаданс.
Искусство декаданса является отражением
всех социальных и мировоззренческих
противоречий. В 1909 г. появляется футуризм,
его «крестный отец» - итальянский писатель
Ф. Маринетти. Позже возникает новое общество
экспрессионистов «Синий всадник», появляются
приверженцы дадаизма, аудизма и др. В
1915 г. в Париже заявляют о себе фовисты
—«дикие», в этом же году в Дрездене появляется
«Мост» - группа объединившихся художников-экспрессионистов.
Тремя годами позже «Моста» формируется
кубизм. В России инновационные процессы
в культуре схожи с западноевропейскими:
в лирическом духе творили М. Нестеров,
И. Левитан, в духе импрессионизма писал
К. Коровин. Формируется образно-романтический
метод М. Врубеля, сложная символика В.
Борисова-Мусатова. Вновь появившийся
журнал «Мир искусства» ориентировал
на нетрадиционное для России отстранение
от реальных жизненных впечатлений, иллюзорность,
маскарадность. И, наконец, выставка «Бубновый
валет», состоявшаяся в Москве, определила
новое направление в развитии искусства.
В литературе, театре, музыке протекали
схожие процессы.
Культура в XX в. развивалась в нескольких
параллельных направлениях. При этом ни
один из рядов стилевой эволюции искусства
и литературы не исчерпывает собой всего
их развития и не охватывает его в целом,
только во взаимодействии они формируют
целостную историю культуры XX в.
В отличие от примерно однотипных в идейном
и стилевом началах движений в культуре
XIX в. — романтизма, академизма, реализма,
художественная культура XX в., распадаясь
на ряд течений, являет собой различное
отношение художественного творчества
к действительности. Многообразие стилей
и методов в культуре XX в., отошедших от
классических приемов художественного
творчества, получило название модернизм.
В переводе с французского модернизм —
«новый, современный». В целом это совокупность
эстетических школ и течений конца XIX —
начала XX вв., характеризующихся разрывом
с традиционными реалистическими течениями.
Модернизм объединил различное творческое
осмысление особенностей времени декаданса:
ощущение дисгармонии мира, нестабильность
человеческого существования, бунт против
рационалистического искусства и растущая
роль абстрактного мышления, трансцендентальность
и мистицизм, стремление к новаторству
любой ценой.
В своих крайних проявлениях и в искусстве,
и в литературе, и в театре модернизм отрекается
от осмысленности и визуальной оригинальности
образов, от гармонии, естественности.
Сущность модернистского направления
— в расчеловечивании человека, о чем
писал в «Философии культуры» X. Ортега-и-Гассет.
Нередко модернизм функционирует и в рамках
реалистического отражения, но в своеобразной
форме. Кроме того, следует различать модернизм
как метод и модернизм как течение. Если
модернизм в широком смысле подразумевает
все разнообразие нереалистических направлений
в художественной культуре, то модернизм
в узком смысле представляет собой художественную
систему, обладающую определенным единством,
цельностью, общностью художественных
приемов.
К понятию «модернизм» близко другое понятие
— «авангард» (фр. передовой отряд), объединяющий
наиболее радикальную разновидность модернизма.
Модернизм — характерная черта эстетики
XX в., независимая от социальных слоев,
стран и народов. В своих лучших образцах
искусство модернизма обогащает мировую
культуру за счет новых выразительных
средств.
Наравне с модернизмом, параллельно с
ним, существовал и продолжал развиваться
реализм. На рубеже столетий он претерпел
многоаспектные изменения, по-разному
себя проявляя, но ярче всего — как неореализм,
особенно в кинематографе (Л. Висконти,
М. Антониони, Р. Росселини, Ст. Крамер,
А. Куросава, А. Вайда). Неореализм выполнял
задачу правдивого отражения социального
бытия, борьбу за социальную справедливость
и достоинство человека. Принцип неореализма
нашел свое выражение и в искусстве (Р.
Гуттузо, Э. Уайет), и в литературе (А. Миллер,
Э. Хемингуэй, А. Зегерс, Э.М. Ремарк). С позиций
неореализма творили писатели и художники:
Ж. Амаду, Г. Маркес, Д. Сикейрос.
Декадентская литература рубежа веков
представлена и символизмом, формирование
которого связывают с именами А. Рембо,
П. Верлена, О. Уайльда.
В литературном процессе XX в. произошли
перемены, обусловленные социально-экономическими
и политическими причинами. Среди основных
особенностей литературы этого времени
можно выделить:
• политизацию, усиление связи литературных
направлений с различными политическими
течениями,
• усиление взаимовлияния и взаимопроникновения
национальных литератур, интернационализацию,
• отрицание литературных традиций,
• интеллектуализацию, влияние философских
идей, стремление к научному и философскому
анализу,
• слияние и смешение жанров, многообразие
форм и стилей,
• стремление к жанру эссе.
В истории литературы XX в. принято выделять
два крупных периода:
1)1917—1945гг.
2) после 1945г.
Литература в XX в. развивалась в русле
двух основных направлений — реализма
и модернизма.
Реализм допускал смелые эксперименты,
использование новых художественных приемов
с одной целью: более глубокого постижения
реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).
Модернизм в литературе наиболее ярко
представлен творчеством Д Джойса и Ф.
Кафки, для которых характерно представление
о мире как об абсурдном начале, враждебном
человеку, неверие в человека, неприятие
идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.
Из ведущих литературных направлений
середины XX в. следует назвать экзистенциализм,
который как литературное направление
возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).
Особенностями этого направления являются:
• утверждение «чистого» немотивированного
действия,
• утверждение индивидуализма,
• отражение одиночества человека во
враждебном ему абсурдном мире.
Авангардистская литература была продуктом
начинающейся эпохи социальных перемен
и катаклизмов. Она основывалась на категоричном
неприятии действительности, отрицании
буржуазных ценностей и энергичной ломке
традиций. Для полной характеристики авангардистской
литературы следует остановиться на таких
течениях, как экспрессионизм, футуризм
и сюрреализм.
Для эстетики экспрессионизма характерен
приоритет выражения перед изображением,
на первый план выдвигается кричащее «Я»
художника, которое вытесняет объект изображения.
Футуристы полностью отрицали все предшествующее
искусство, провозглашалась вульгарность,
бездуховный идеал технократического
общества, наив. Эстетические принципы
футуристов основывались на ломке синтаксиса,
отрицании логики, словотворчестве, свободных
ассоциациях, отказе от пунктуации.
Сюрреализм связан с творчеством французского
поэта Г. Апполинера, который впервые использовал
этот термин. Ведущим эстетическим принципом
сюрреализма было автоматическое письмо,
основывающееся на теории 3. Фрейда. Автоматическое
письмо — творчество без контроля разума,
запись свободных ассоциаций, грез, сновидений.
Излюбленный прием сюрреалистов — «ошеломляющий
образ», состоящий из несопоставимых элементов.
Авангардизм продолжал существовать и
во второй половине XX в.
В целом для литературы XX в. характерно
стилевое и жанровое многообразие, нестандартность
литературных направлений, находящихся
в сложных взаимоотношениях.
В искусстве XX в. происходили перемены
в традиционном подходе к отражению реальности.
Они проявились:
• в заметном увеличении стремления к
обобщенности образа,
• исчезновении детализации,
• возрастании интереса к упрощениям
или преувеличениям отдельных деталей,
• перемещении центра внимания автора
в сторону внутренней жизни образа,
• сдвиге в сторону преобразований внешнего
вида предмета за счет индивидуального
видения художника
Живописное искусство отличалось крайней
сложностью, противоречивостью, многообразием,
стремлением к модификации и трансформации
традиций, протестом против академизма
и поиском новых форм. Вследствие этого
внутри самого искусства назрел кризис,
связанный, с одной стороны, со сложными
взаимоотношениями в художественной среде,
с другой — с трудностями для понимания
инноваций широкой публикой, не сумевшей
отойти от привычных академических идеалов.
Неудивительно, что любая художественная
выставка сопровождалась бурными обсуждениями
и критикой.
Искусство XX в. развивалось по нескольким
направлениям, но ни один стиль не вытекал
из другого, ни один метод не был причиной
возникновения новых. Но главное: ни одно
из направлений стилевой эволюции не охватывает
всего развития искусства в целом. Для
осмысления цельности необходимо рассмотреть
совокупность всех существующих методов
и стилей: лишь во взаимодействии они образуют
историю искусства XX в.
Судьба наиболее ярких художественных
стилей оказалась различной: одни (кубизм,
дадаизм) — ярко блеснули, но развития
не получили, другие (реализм) — подверглись
многочисленной модификации и, модернизируясь,
«дожили» до конца XX столетия.
К рубежу веков реализм перестал быть
единой системой, а функционировал в разных
формах. Иногда это движение принимало
разные формы, но цель была одна и та же.
Импрессионизм (П. Сезанн, В. ван Гог, П.
Гоген, О. Ренуар) меняет стилевые характеристики.
В этот период началось интенсивное переосмысливание
задач искусства, движение «в глубь» личности
человека с целью раскрытия всех его потенциальных
возможностей. Это стало предметом острых
дискуссий о судьбе искусства и культуры.
Все формы и все течения искусства декаданса,
бунтующие против традиций, получили название
модернистских. В чем их сущность? Во-первых,
в субъективистском видении мира, во-вторых,
в переключении внимания на эстетическое
бытие самого произведения искусства,
его колористическую и пластическую конструкцию,
в-третьих, в провозглашении безусловной
роли воображения и фантазии при создании
произведения. В итоге происходит противопоставление
мира художественного миру реальному.
Модернизм развивался в нескольких этапах
и проявился во множестве течений. Начиная
с 60-х г. модернизм вступает в стадию постмодернизма.
В лабиринтах модернистских течений разобраться
нелегко. Целесообразно рассмотреть наиболее
яркие его проявления: абстракционизм
и авангардизм.
Абстракционизм — крайняя форма модернизма,
возник как вызов обществу и как последовательное
разрушение реального образа, отражающего
мир привычными средствами. Можно сказать,
что абстракционизм возник на обломках
кубизма, футуризма и ряда других модернистских
течений достигших своего упадка. В. Кандинский,
К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов,
Р. Делоне, П. Мондриан и др. стояли у истоков
абстракционизма.
Они, утверждая значение подсознательного,
рассматривали творческий процесс как
погружение в мир интуитивных движений
души, автоматическую передачу своих ощущений.
Они исходили из того, что связь искусства
с формами жизни себя уже исчерпала и человек
осознать мир не способен, а тем более
не способен воплотить его в пластических
образах в силу многообразия нового мира.
Средства отображения смутного подсознательного
образа могут быть любые: от классических
красок и холста до камня, проволоки, мусора,
труб и т. п. Главное в абстракционизме
— сочетание цветов, линий, пятен, штрихов,
оторванных от природной и социальной
реальности. Это беспредметное и бесформенное
искусство.
В абстрактном искусстве исключается
образная основа, составляющая суть художественного
творчества.
Ранний (1920 — 1930 гг.) абстракционизм широкое
распространение получил в архитектуре
и прикладном искусстве. Его питательной
средой были настроения буржуазной интеллигенции.
Поздний (послевоенные годы) абстракционизм
представлен тремя потоками:
1) экспрессивная живопись и графика (вольное,
спонтанное сочетание линий и пятен),
2) сюрреализм (тяготение к загадочности,
магии, кошмарным психологическим видениям,
бредовым ассоциациям, абсурдному взаимосочетанию
различных предметов и образов), который
наиболее полно представлен в творчестве
С. Дали и Р. Могритта,
3) абстрактно-геометризированное, технизированное
искусство (чисто декоративные решения,
абстрактная скульптура из различных
видов металла с применением современных
средств его обработки). Наиболее полное
развитие абстракционизм получил в США.
На смену абстракционизму пришел авангардизм
Яркий всплеск этого направления модернизма
пришелся на конец 60-х г Авангардизм лежит
в основе идей контркультуры хиппи, выражающих
протест против всего на свете, протест
ради протеста. Авангардизм — это суррогат
искусства, которому чужда красота, понятие
прекрасного, гармония. Представители
авангардизма творят между искусством
и не-искусством.
В результате появляются.
• оп-арт (оптическое искусство) - орнаментально-геометрические
композиции,
• пространственное искусство,
• земляное искусство,
• искусство новой фигуральности,
• поп-арт (популярное искусство).
Из перечисленных видов авангардизма
наиболее известно популярное, или поп-арт.
Художники, творящие в этом стиле, используют
в своем творчестве реальные предметы,
рекламу, фотографию, любые другие изображения,
вырванные из естественной им среды, и
создают из них произвольные комбинации,
пытаясь найти взаимосвязь, или же без
всякой взаимосвязи. В результате возникает
так называемый артефакт (искусственно
скомпонованная композиция, конструкция),
а не произведение искусства. Эта композиция
должна вызывать определенные ассоциации,
переживания, возникающие помимо художественного
впечатления.
Поп-арт сложился как своеобразная реакция
на явление абстракционизма, выступив
против его крайней отвлеченности. Ярким
представителем поп-арта является R Раушенберг,
американский художник.
Поп-арт проявился как агрессия массовой
культуры, явил собой все, что она несла,
превратив искусство в зрелище, отражая
непримиримость к современности.
В Советском Союзе авангардизм проявился
тоже как протест против официоза в культуре,
против социального реализма, но как «катакомбное»,
т. е. нелегальное, современное искусство.
Реализм как художественное явление в
искусстве объединяет в себе два начала
— идейное и методологическое.
Реализм в культуре XX в — это продолжающееся
влияние культуры XIX в. Наряду с прямой
традицией, доставшейся от этого века,
выдвигаются два новых течения в реализме.
Живописный реализм — тяготеет к эмоциональной,
импульсивной трактовке образа, как бы
под влиянием идей импрессионизма,
Соцреализм — акцентирует внимание на
решении социальных проблем.
В произведениях первого мир представлен
натуралистически, импульсивно, эмоционально,
ярко. Художников этого направления интересовали
прежде всего не события и действия, а
состояние среды, объединяющей предметы
и фигуры в живописное целое, не требующее
строгого построения пространства. Этот
вид реализма тяготеет к многоцветности,
сочной красочности, широкому мазку, графичности
линии и силуэта.
О манере художников этой школы можно
сказать, синтез импрессионизма и модерна.
Существенное место в их творчестве занимал
народ как носитель устойчивой красоты
Народные мотивы в их работах предстают
в красочном, праздничном виде (А. Цорн,
А. Архипов, К. Юон). В русле живописного
реализма особого подъема достигла пленэрная,
пейзажно-лирическая живопись, в которой
характер и состояние природы сопрягались
с настроениями и чувствами человека (И
Грабарь, К. Юон). В жанре театрального
портрета работали М. Врубель, П. Кустодиев,
В Серов
Социальный реализм представляет форму
реализма, ориентирующего на отражение
социальной реальности, пропагандирующего
социалистические идеи в формах художественного
идеала. Для соцреализма характерны аллегорические,
символические композиции, воспевающие
свободу и труд Понятия и суждения о жизни
выражаются в этом искусстве опосредованно
в художественной теме произведения, содержащей
в себе мыслимый, желаемый мир. Демократические
убеждения или настроения художников
соцреализма, их гуманистические взгляды,
ощущения драматизма бытия находят отражение
в их творчестве (ранний Пикассо, А Матисс,
М Сарьян, П Кузнецов).
И события, и герои изображаются такими,
как есть, без налета романтики и красивого
вымысла (Н. Касаткин, Э Мунк, А Архипов)
В искусстве соцреализма последовательно
развивалась тема пробуждения народа,
пробуждения его сознания
Одной из разновидностей реализма является
неореализм, представителями которого
были П Пикассо, Ф Леже, А Фу-жерон, А Цицинато.
Особо нужно выделить мексиканскую школу
неореализма - муралисты), суть которой
состояла в оформлении общественных зданий
циклами фресок из истории страны, жизни
народа, его борьбы. Монументалисты воссоздали
искусство ацтеков, майя, обратились к
монументальному искусству Возрождения.
Главным героем этих фресок является народ.
Философски обобщив социальные явления
и исторические события, проникнув в их
глубинный смысл, художники этой школы
заложили основы демократического национального
искусства (Д. Ривера, Д. Сикейрос, X. Ороско,
Р. Гуттузо).
В 80-е гг. возникли новые формы реализма,
названные «сердитый реализм», гиперреализм,
или фотодокументальная живопись, наивный
реализм, фольклорный реализм и т. п. Отсюда
напрашивается вывод, что к тому конгломерату
реалистических школ и направлений термин
«реализм» можно применить в условном
виде. Но, тем не менее, реалистическое
искусство сейчас развито очень широко.
Культура Европы ХХ века
В уходящем веке культура европейского
типа распространилась и на другие
континенты — в страны Азии и
Америки, а также в Австралию
и Новую Зеландию В течение XX в. сформировались
общие черты, тенденции, типичные для западной
культуры в целом, проявляющиеся в различных
сферах жизни всех стран мира, охваченных
ею. В.И. Вернадский писал в своей программной
работе «Научная мысль как планетное явление»
(1938): «В XX в., впервые в истории Земли, человек
узнал и охватил всю биосферу, закончил
географическую карту планеты Земля, расселился
по всей ее поверхности Человечество своей
жизнью стало единым целым» (Вернадский
В.И. Научная мысль как планетное явление.
М., 1991.С.240).
Действительно, человеческая деятельность,
опирающаяся на сферу разума, сформировала
в уходящем столетии единую общечеловеческую
культуру, которая включила в себя
— индустриализацию производства и массовое
потребление;
— единые средства передвижения и передачи
информации;
— интернациональную науку и доступное
практически всем образование;
— стилевое и жанровое разнообразие в
искусстве.
Западная культура XX в., основанная на
предпринимательстве, исключительно мобильна
и динамична. Ее главными героями являлись
люди, занимающиеся бизнесом и умеющие
делать деньги Их поведение отличало индивидуализм,
практицизм, стремление к постоянному
комфорту, успеху и обогащению Вместе
с тем западная культура XX в. была открыта
для генерации новых идей, образцов, концепций,
ориентации. Ее доминантой явилась идея
преобразующей деятельности человека,
как главное его предназначение. В свою
очередь, культура рассматривалась в качестве
посредника между человеком и природой.
В общественном сознании XX в. появляются
новые взгляды и течения, среди которых
теоретически оформляются следующие:
фрейдизм — общее обозначение школ
и теорий, стремящихся применить психологическое
учение австрийского философа 3. Фрейда
о врожденных бессознательных структурах
для объяснения явлений культуры и процессов
творчества в обществе;
феноменология — наука об исследовании
сознания, согласно результатам которой
достоверность теоретических предположений
основывается на опыте самого сознания;
экзистенциализм — поставивший в
качестве исследования сугубо человеческие
проблемы, связанные с бытием личности
в ее специфичности, которая очень часто
обнаруживала себя в так называемых «пограничных
ситуациях», связанных с необходимостью
выбора, принятия решения, с состоянием
озабоченности, беспокойства, страха и
тревоги человека.
Практически все, кто отслеживал и описывал,
анализировал и прогнозировал функционирование
западной культуры XX в., едины в том, что
она страдала серьезными недугами, ей
были свойственны кризисные состояния,
которые способны были свести на нет все
ее достижения. В ряде западноевропейских
стран (Италия, Германия) в 20-х гг. XX в. складывались
тоталитарные государственные режимы
Тоталитаризм (лат. totalitas — целый, полный)
представляет собой антигуманную общественно-политическую
систему, которая ради целей своих создателей
нарушает нормы человеческого бытия, осуществляя
при этом полный (тотальный) контроль над
жизнью общества и судьбой отдельного
человека.
Слово «тоталитарный» было впервые употреблено
в Италии, когда Муссолини утверждал однопартийную
систему в стране и провозглашал своей
целью создание «тоталитарного государства»
(Stato totalitario). Позднее термин «тоталитарное
государство» стали употреблять нацистские
правители при создании фашистского режима
в Германии. Главными признаками тоталитарного
государства являются:
— сращивание партийного и государственного
аппарата;
— ликвидация гражданских свобод,
— полный контроль государства над всеми
областями человеческой жизнедеятельности
(хозяйственной, политической, семейной);
— создание в стране активно действующего
механизма репрессий.
После Второй мировой войны, в условиях
«холодной воины», между Западом и Востоком
происходит более расширенное употребление
понятия «тоталитаризм», которое содержит
как политологическую, так и социологическую
характеристику данного явления. Однако
социокультурный опыт XX в показал не только
несостоятельность тоталитарных режимов,
но и выработал у западноевропейцев устойчивое
неприятие насилия и репрессий Развитие
демократии, признание прав человека определяющими
в жизни общества, гуманизация всех сфер
общественной жизни создают фундамент
для самого главного социокультурного
завоевания Западной Европы XX в. — свободы
человека.
Не менее сложной проблемой ушедшего столетия
стала и возможность самой жизни человека
на Земле. XX в., с его большими и малыми
войнами, революциями, слепой верой в научно-технический
прогресс, не только стал временем массового
уничтожения людей, но и исподволь подготовил
сознание оставшихся в живых к разрушению
цивилизации в целом. После окончания
Второй мировой войны стало ясно, что международное
сообщество должно совместно, согласованно
разрешить ряд глобальных проблем (от
фр global — всеобщий; лат globus — шар), затрагивающих
его жизненные интересы. К первоочередным
из них относятся:
— предотвращение угрозы войны с применением
оружия массового поражения, сохранение
и упрочение мира;
— установление справедливого порядка
в экономических отношениях между народами;
— преодоление экологического кризиса,
связанного с катастрофическими последствиями
человеческой деятельности;
— обеспечение сбалансированного роста
народонаселения;
— защита здоровья людей от особо опасных
массовых заболеваний и от негативных
последствий научно-технического прогресса;
— обеспечение растущих потребностей
мирового хозяйства в энергии и природных
ресурсах и т. д.
Чтобы предотвратить глобальные катастрофы
и сохранить положительные тенденции
в развитии современной цивилизации, в
1968 г. была создана международная организация,
объединившая ученых разных стран и получившая
название — Римский клуб. Он стал ведущим
в глобальном моделировании перспектив
развития человечества. Среди представленных
исследований и разработок был и проект
американского ученого О. Тоффлера. В ряде
своих сочинений, и прежде всего, в книге
«Future Shoke» (1970), Тоффлер пишет, что человечество
переживает новую технологическую революцию,
ведущую к созданию сверхиндустриальной
цивилизации. По мысли ученого, в эпоху
супериндустриализма будут применены
такие высокие технологии, которые изменят
не только лицо планеты, но и саму суть
человека как социального существа. В
эпоху супериндустриальнои цивилизации
любой дефицит материальных благ будет
устранен и общество столкнется с прежде
невиданным, гипертрофированным выбором
материальных и духовных благ, который
в сочетании с колоссально высоким темпом
социально-экономических, политических
и культурных изменений грозит сломать
саму способность индивида адаптироваться
к ним. Разрешению этой проблемы и посвящена
работа О. Тоффлера.
В послевоенный период японцем Е. Масудой
и канадцем М. Мак-Люэном разрабатывается
концепция информационного общества,
основой которого станут материальные
ценности. В своих книгах «Галактика Гутенберга»
(1962), «Понимание средств связи» (1964), «Культура
наше дело» (1970) Мак-Люэн утверждал, чго
смена культурных эпох в истории человечества
определяется господствующими средствами
коммуникация, языком, печатью, компьютером,
телевидением и т. д. Динамично развивающаяся
в конце XX в. компьютеризация всех сторон
жизни современных высокоразвитых стран
на практике вновь и вновь подтверждает
многие аспекты культурологической теории
Мак-Люэна. Формирование информационной
культуры значительно меняет представления
человека о природе, обществе и о самом
себе.
Панорама художественной культуры XX в.
весьма разнообразна Ее специфической
особенностью явилось наличие двух художественных
систем: модернизма и постмодернизма.
Модернизм (от фр modern — новейший, современный)
— общее условное обозначение направлений
искусства XX в., для которых характерен
отказ от традиционных методов художественного
отображения мира. Модернизм как художественная
сие тема был подготовлен двумя процессами
своего развития.
— декадентством (dekadentia — упадок) — т.
е. бегством, еприятием реальной жизни,
культом красоты как единственной ценности,
отторжением социальных проблем;
— авангардом (фр avantgarde — передовой отряд)
— манифеcты которого призывали порвать
с наследием прошлого и создать ечто новое,
противоречащее традиционным художествен-ым
установкам.
Основные направления и течения модернизма
либо отвергли, либо до неузнаваемости
преобразили всю систему художественных
средств и приемов. Конкретно в различных
видах искусства это выразилось.
— в изменении пространственных изображений
и отказе от художественно-образных закономерностей
в изобразительном искусстве;
— в пересмотре мелодической, ритмической
и гармонической организованности в музыке;
— в появлении «потока сознания», внутреннего
монолога, ассоциативного монтажа в литературе
и т. д.
Наиболее яркие направления модернизма,
проявившие себя наиболее динамично в
первой половине XX в.: дадаизм, сюрреализм,
экспрессионизм, фовизм, супрематизм.
Большое влияние на практику модернизма
оказали:
— идеи иррационалистического волюнтаризма
А. Шопенгауэра и Ф. Ницше;
— учение об интуиции А. Бергсона и Н. Лосского;
— психоанализ 3. Фрейда и К.Г. Юнга;
— экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П.
Сартра и А. Камю;
—теории социальной философии Франкфуртской
школы Т. Адорно и Г. Маркузе.
Общее эмоциональное настроение модернизма
можно выразить следующей фразой: хаос
современной жизни, ее дезинтеграция способствуют
неустроенности и одиночеству человека,
его конфликты неразрешимы и безысходны,
а обстоятельства, в которые он поставлен,
непреодолимы.
Характерными чертами стиля модерн были:
— стремление к эстетизации окружающей
человека среды;
— подчеркнутая активность воздействия
на жизненные процессы;
— зрелищность и декоративность.
Стиль модерн реализовал себя в различных
видах искусства, проявив достаточную
гибкость и многоликость, принимая при
этом различные воплощения, что позволило
впоследствии теоретикам упрекать модернизм
в отсутствии стилевого единства, и даже
в праве именоваться стилем.
В архитектуре диапазон средств выразительности
модерна простирался от подчеркнуто декоративных,
раскованных и изощренных пластических
архитектурных форм до строгих, чисто
геометрических решений, воплотивших
представления об идеальной архитектурной
среде. Наиболее ярко эти черты просматриваются
в постройках архитекторов стиля модерн—X.
ван де Вельде в Бельгии, И. Ольбриха и
О. Вагнера в Австрии, А. Гауди в Испании,
Ф. Шехтеля в России.
В театральном модерне наблюдается тяга
к линии, узору, к своего рода визуализации
музыки, превращению игры актеров в фантасмогорическую
симфонию линий и красок. Такими были постановки
В. Мейерхольда в начале XX в.
Живопись стиля модерн была наполнена
поэтикой символизма, сочетая характерные
для него образы со сложным ритмом, линейной
композицией в союзе с декоративным цветовым
пятном.
Модерн обнаруживает пристрастие к определенным
сюжетам и темам Это аллегорические мотивы:
война, смерть, грех, любовь; мотивы, выражающие
импульсивные проявления страсти: трепет,
игру, вихревое движение; сюжеты, показывающие
объединение душ и тел: объятия и поцелуи.
Всю эту гамму тем и сюжетов олицетворяло
творчество К. Сомова, М. Врубеля, Б. Кустодиева,
В. Борисова-Мусатова.
Первым в XX столетии течением модернистского
искусства считается фовизм. Фовистами
назвала французская критика группу молодых
художников, в которую входили А. Матисс,
А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке и др. Их совместная
выставочная деятельность была наиболее
интенсивной в 1902—1907 гг
Фовисты не имели собственной теории,
манифеста. Участников группы объединяло
только стремление к изобразительным
экспериментам с цветом. Для фовистов
характерно стремление к яркому открытому
цвету, который они широко использовали
в жанре пейзажа. Максимальная выразительность
цвета, организация с его помощью художественного
пространства, активное влияние цветовой
гаммы на композиционное соотношение
частей художественного произведения
— все это и является характерными признаками
фовизма. Цветовые эксперименты художников-фовистов
оказали определенное влияние на формирование
изобразительного искусства XX в.
Другим направлением модернизма стал
дадаизм (фр dadaisme от duda — лошадка, конек;
в переносном смысле — бессвязный детский
лепет) — авангардистское направление
в западноевропейском искусстве, сложившееся
главным образом в Швейцарии, Франции
и Германии во время Первой мировой войны
(1916).
Дадаизм возник в Швейцарии в среде интеллигенции,
склонной в своем протесте против войны
к своеобразному художественному эпатажу
Основателями дадаизма являлись поэты
Т. Тцара И Р. Гюль-зенбек, художник Г. Арп
и др. Дадаисты выпускали манифесты и журнал
«Кабаре Вольтер» (1916—1917), своими импровизированными
скандальными театральными постановками
пытались сломать устоявшиеся представления
о существующих видах и жанрах искусства.
В 1919 г. во Франции образовалась группа
так называемых «абсолютных дадаистов»,
в которую входили Л. Арагон, А. Бретон,
П. Элюар и др. Группа выпускала литературные
журналы «Да-да», «Литература», «Поговорка»,
«Каннибал», в которых выступала за «чистое»,
лишенное социальных функций искусство.
В Герма-НИИ появились так называемые
«политические дадаисты» — Р. Гюльзенбек,
Р. Хаусман, В. Меринг, выступавшие против
буржуазного строя и военной угрозы. Характерный
для всех группировок дадаистов протест
против буржуазного искусства вылился
в отрицание искусства вообще и его художественно-образной
природы, в частности. Основой творческого
процесса становится алогизм, случайные
процессы, импровизация, фотомонтаж, набор
звуков. Среди живописцев-дадаистов лидером
стал М. Дюшан, пытавшийся ввести в художественную
культуру так называемую ready-made (англ. —
«вещь промышленного производства»), —
например, экспонировать на выставке сушилку
для посуды или велосипед и тем самым,
по его мнению, стереть грань между искусством
и жизнью. В 20-е гг. во Франции большинство
дадаистов переходит к сюрреализму, а
в Германии — к экспрессионизму.
Сюрреализм (от фр. surrealisme — надреализм,
сверхреализм) — авангардистское направление
в художественной культуре XX в, провозгласившее
изображение сферы бессознательного главной
целью искусства. Как самостоятельное
художественное направление сюрреализм
возник в 20-х гг. XX в. во Франции. В 1924 г.
в Париже был опубликован «Первый манифест
сюрреализма». Его автор французский поэт
А. Вретон провозгласил исходную модель
сюрреализма, опираясь на психоанализ
3. Фрейда и К.Г. Юнга.
В литературе данного направления определяющим
стал принцип «автоматического письма»,
т. е. скоростной записи первых пришедших
в голову слов или обрывков речи во всем
их причудливом сочетании. Ключевым понятием
сюрреализма становятся «грезы» или «сны»
(Л. Арагон «Волна грез» — эссе, 1924).Сновидения,
галлюцинации, бред, мистические видения
— весь этот опыт бессознательного выражения
духа и есть суть творчества поэтов-сюрреалистов.
Литературный образ сюрреализма — это
господство чистой случайности при его
возникновении. Весьма популярны были
произведения А. Бретона, Л. Арагона, П.
Элюара.
Очень ярко, эффектно сюрреализм проявил
себя в живописи. Сам принцип соединения
несоединимого нагляден, а следовательно,
живописен. Полотна сюрреалистов в одно
мгновение вызывали эмоциональный шок.
Сложные композиции сюрреалистических
картин сочетали в себе «хаос автоматического
выплескивания подсознания» с фотографически
точным воссозданием реальных деталей
и предметов. В этой связи особую популярность
получило творчество известного испанского
художника С. Дали.
На современном этапе сюрреализм как творческое
направление во многом себя исчерпал.
Однако его художественные приемы используются
в кинематографе (Л. Бунюэль, А. Сокуров),
театре абсурда (С. Беккет, Э. Ионеско),
книжной графике, ца телевидении и т. д.
Сюрреализм вошел в опыт искусства XX в.
как его неотъемлемая составная часть,
мобилизовав мощные силы человеческого
подсознания как одного из источников
художественного творчества.
Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение)
— художественное направление в искусстве
Германии, сложившееся в первой четверти
XX в. Начало новому направлению положила
деятельность художников дрезденской
группы «Мост» (1905). В нее вошли Э. Кирхнер,
Э. Хекель, О. Мюллер и др. В культурологических
трактатах экспрессионистов речь шла
о преображении мира силой человеческого
духа и делались попытки найти общее для
всех в сфере духовной и общественной
жизни. Согласно их представлениям, художественное
творчество выступало как напряженная
субъективность, основанная на эмоциональных
состояниях, импровизации и смутных настроениях
художника. И как следствие этого, живопись
О. Дикса, Г. Гросса, X. Нольде и Ф. Map -ка искажала
реальные пропорции, пьесы Г. Кайзера превращались
в публицистические драмы — в «драмы крика»,
поэзия Ф. Верфеля и И. Бехера напоминала
памфлеты и воззвания Мир воспринимался
экспрессионистами двояко: и как истерзанный,
изживший себя, и как способный к обновлению,
к пересозданию самого себя. Живописцы-экспрессионисты
с энтузиазмом продолжили эксперименты
в области цвета, которые начали французские
фовисты (Матис, Дерен и др.). Так же как
и для фовистов, для экспрессионистов
цвет стал основой организации художественного
пространства. Экспрессионизм как художественное
направление просуществовал до середины
20-х гг. XX в Однако главная его черта —
обостренно-контрастное видение мира
— серьезно повлияла на художественную
культуру многих стран Европы и Америки.
Супрематизм (от лат supremus — высший) — разновидность
абстрактной живописи, основу которой
составляет комбинация из простейших
геометрических элементов. Основоположником
супрематизма считается К. Малевич. Его
знаменитая картина-тезис «Черный квадрат»
стала своеобразным манифестом Супрематизма.
Текстовой вариант своего манифеста он
назвал «От разума и футуризма к супрематизму»,
тем самым подчеркнув, что рассматривает
новое направление как необходимое звено
в эволюции мировой живописи и как продолжение
«всеобщего движения к освобождению искусства
от действительности и возобладанию в
нем функций жизнестроения».
Будучи свидетелем проявлений различных
направлений и течений в искусстве начала
XX в., Малевич был одержим идеей создать
единый стиль эпохи. И решение этой проблемы
художнику виделось главным образом в
распространении принципов супрематизма
на новые сферы культуры архитектуру,
кинематограф, оформление быта. При этом
стройность и чистота супрематических
геометрических линий соединяется с отвергнутой
им ранее предметной живописью. Постепенно
в творчество супрематистов, в их картины
возвращается и человек.
Модерн помог стать одним из видов искусства
кинематографу. Весь сложный состав художественных
приемов, который сформировался к началу
нашего века, модерн реализовал и в новом
виде искусства, разгадав тайну светописи,
создав кинокадр и тем самым собственно
кино как искусство по преимуществу изобразительное
Модернистским, по сути, был дореволюционный
кинематограф русского режиссера Е. Бауэра,
чьи фильмы можно поставить в один ряд
с творениями Ф. Шехтеля, с полотнами В.
Борисова-Мусатова, с современными им
театральными постановками начала XX в.
Постмодернизм — понятие, обозначающее
новый, последний на сегодняшний день
сверхэтап в цепи закономерно меняющих
друг друга на протяжении истории направлений
культуры. Постмодернизм как парадигма
современной культуры представляет собой
общее направление развития европейской
культуры, сформировавшееся в 70-е гг. XX
в.
Возникновение постмодернистских тенденций
в культуре связано с осознанием ограниченности
социального прогресса и боязнью общества,
что результаты этого прогресса поставят
под угрозу уничтожения само время и пространство
культуры Постмодернизм как бы должен
установить пределы вмешательства человека
в процессы развития природы, общества
и культуры. Поэтому постмодернизму свойственны
поиски универсального художественного
языка;
— сближение и сращивание различных художественный
направлений;
— «анархизм» стилей, их бесконечное многообразие,
эклектизм, коллажность, царство субъективного
монтажа. Характерными чертами постмодернизма
являются
— ориентация постмодернистской культуры
на все слои общества (т. е. и на «массу»
и на «элиту»);
— существенное влияние искусства на
внехудожественные сферы человеческой
деятельности (на политику, религию, информатику
и т. д.);
— стилевой плюрализм;
— широкое цитирование в постмодернистских
творениях произведений искусства предшествующих
эпох;
— иронизирование над художественными
традициями прошлых культур;
— использование приема игры при создании
произведений искусства.
В постмодернистском художественном творчестве
происходит сознательная переориентация
с творчества на компиляцию и цитирование
Для постмодернизма творчество не равно
творению. Ее ли в до-постмодернистских
культурах работает система «художник
— произведение искусства», то в постмодернизме
акцент переносится на отношение «произведение
искусства — зритель», что свидетельствует
о принципиальном изменении самосознания
художника Он перестает быть «творцом»,
так как смысл произведения рождается
непосредственно в акте его восприятия.
Постмодернистское художественное произведение
должно быть обязательно увидено, выставлено
напоказ, без зрителя оно существовать
не может. Можно говорить о том, что в постмодернизме
осуществляется переход от художественного
произведения» к «художественной конструкции»
Постмодернизм как теория получил существенное
обоснование в работах Ж. Бодрийяра «Система
вещей» (1969), Ж.-Ф. Лиотара «Постмодернистское
знание» (1979) и «Спор» (1984), П. Слотердийка
«Волшебное дерево» (1985) и др.
В заключение следует подчеркнуть, что
на протяжении XX в культура Западной Европы
накопила огромный ценностный потенциал,
состоящий из следующих достижений
— сохранение среды обитания человека;
— создание благоприятных условий для
развития личности;
— формирование достойного качества жизни
людей;
— реализация творческого потенциала
во всех сферах человеческой дятельности.
Задача на будущее состоит в том, чтобы
использовать на практике в форме диалога
и сотрудничества все ценности западноевропейской
культуры, с учетом меняющихся исторических
условий.
Архитектура XX века
Говоря об основных характеристика
архитектуры XX в. и об основных тенденциях
в ее развитии, необходимо упомянуть главное:
архитектура не знала кризиса, подобного
живописи. Это объясняется, во-первых,
бурным развитием техники, ростом городов,
потребностью в строительстве, решении
художественно-планировочных задач и,
во-вторых, интенсивными послевоенными
восстановительными работами. Архитектурный
облик стран и восстанавливался, и создавался
заново.
Архитектуру XX в. характеризуют не только
новые строительные технологии, но и новые
строительные материалы и конструкции
их них: железобетон, цемент с различными
наполнителями, сталь, бетон, пенобетон,
стекло, полиматериалы, применение которых
привело к поиску новых стилей. Эклектика
конца XIX в. как архитектурный стиль теряет
свое значение. На смену ей пришел модерн,
суть которого состоит в соединении рациональных
конструкций, с применением современных
строительных материалов. В Германии этот
стиль называется югендстиль, или сецессион,
во Франции — ар нуво.
Модерн как стиль появился в конце XIX в.
Его суть — в противопоставлении старой
архитектуре новой, оригинальной и по-своему
логичной архитектурной формы. Модерн
явился средством преодоления эклектизма
и преследовал цель создания современного,
нового, универсального синтетического
стиля. Архитекторы модерна при формировании
планов и композиций зданий смело шли
на применение ассиметричных решений
в группировке объемов и архитектурных
деталей. Применялись манерные, абстрактные
и растительные мотивы, среди которых
отдавалось предпочтение вьющимся цветам,
болотным растениям, водорослям. В раннем
модерне легко утрируется форма, применяется
порой чрезмерная декорировка. В то же
время проявляется тенденция к постепенному
переходу от надуманных и усложненных
форм к более логичным, простым и четким
конструкциям. Модерн периода декаданса
переходит в свою позднюю стадию. Главное
внимание переносится на эстетическую
выразительность основных конструктивных
элементов, пропорции фасадных плоскостей,
окон, простенков, дверей, отдельно стоящих
опор. Обнаруживается стремление к простоте
и экономии композиционных эстетических
средств, выявлению назначения здания
и особенностей стройматериалов. Модерн
ознаменовал собой новый подход к проектированию
утилитарных сооружений - мостов, складов,
цехов, магазинов, вокзалов, выставочных
залов и т. п. Применение железного каркаса
в строительстве (сборных стальных конструкций)
и железобетона совершило переворот в
архитектуре.
Патент на выработку железобетонных изделий
был получен Ж. Монье в 1867 г. Эта дата открыла
эру железобетона, позволила проектировать
системы гигантских пролетов при минимальных
сечениях, делать летящие навесы и уменьшать
до предела размеры и сечения опорных
элементов — стен и столбов. Провозвестником
нового этапа в архитектуре стала Эйфелева
башня (высота 312м.), построенная их стальных
сборных конструкций инженером Г. Эйфелем.
Первый жилой дом, в котором были применены
новые строительные принципы и материалы,
был сооружен в Париже в 1903 г. Вершиной
архитектуры довоенного времени стали
огромные сводчатые ангары парижского
аэропорта Орли: тонкостенный «гофрированный»
железобетон, придавший сооружению выразительность
и прочность.
Наиболее известными архитекторами, работавшими
в стиле модерн, были О. Вагнер, И. Ольбрих,
Ванде Вельде, Ч. Макинтош, Л. Салливэн,
О. Перре, Ф.-Л. Райт.
Отказавшись от стилизаций, Ф. Райт рассматривал
архитектуру как трехмерное объемно-пространственное
искусство, призывал к установлению тесной
связи архитектуры с природой, стремился
к четкости и рациональности архитектуры.
Наиболее известное произведение Ф. Райта
«Дом над водопадом». Это - желание автора
«романтизировать» архитектуру, теснее
связывая ее с окружающей природой.
Мировая война приостановила развитие
модерна, но технический уровень архитектуры
продолжал повышаться.
Подъем строительства начался с 1924 г.,
когда в капиталистических странах начался
период относительной экономической стабилизации.
Новая архитектурная школа - баухауз —
стала центром архитектурной деятельности
в Германии. Ее творческой основой был
«функционализм», т. е. «то хорошо, что
хорошо функционирует». Архитекторам
баухауза свойственны геометризация форм
и контрастные сочетания гладких стен
с большими плоскостями зеркального стекла,
черты экспрессивности и романтики в архитектуре.
Одно из главных достижений архитектуры
этого времени — попытки решения проблемы
«минимального жилья», дешевого жилья,
соединявшего особую экономичность с
комфортом буржуазной квартиры, что не
могло не сказаться на решении жилищной
проблемы в капиталистических городах.
Широкую известность и руководящее положение
в архитектуре в эти годы приобретает
Ле Корбюзье, который видел истинную красоту
в четкой ясности геометрических объемов,
в простоте и логике современных железобетонных
конструкций: «Дом - это машина для жилья».
Единственным источником архитектурно-эстетической
выразительности, по его мнению, является
архитектурная конструкция. Он создавал
оригинальные, элегантные и красивые здания.
В качестве лидера «новой архитектуры»
Ле Корбюзье выдвинул пять тезисов, определяющих
современный стиль:
1. Столбы (здание на столбах, которые заменяют
первый этаж);
2. Плоская крыша (с использованием ее в
качестве сада),
3 Свободное оформление плана (свайная
каркасная система, доходящая до крыши,
что дает возможность располагать внутренние
стена в любых местах);
4. Удлиненное окно (вследствие каркасной
конструкции горизонтальные ленточные
окна могут располагаться по всему фасаду),
5. Свободное оформление фасада (каркас
дает возможность распределять окна «без
прямого отношения к внутреннему членению
здания»).
В своей книге «Урбанизм» он предложил
проект идеального многонаселенного города
с деловой частью, индустриальной зоной
и зоной садов. Именно ему принадлежит
идея домов-небоскребов.
Небоскребы раннего периода обладали
чертами ретроспек-тивизма, но со временем
их облик приобрел черты геометризации,
конструктивизма, а потом приблизился
и к ультралаконичному.
Кроме Ле Корбюзье и Ф. Райтта крупнейшими
архитекторами были К. Мельников, О. Нимейер,
В. Гропиус, осуществившие многие оригинальные
проекты.
Развитие архитектуры в послевоенное
время осуществлялось подлозунгом «новой
архитектуры», вобравшей в себя передовые
направления предыдущих лет, как универсального
«интернационального» стиля, стандартизации
и утилитарности. Технические возможности
обеспечивали высокий уровень строительства,
позволяли прибегать к самой широкой фантазии.
Для оценки качества архитектурных сооружений
была выработана специальная категория
«хайтек» — высококачественная технология.
Пришедший в архитектуру постмодернизм, предполагал
использование новых необычных конструкций
и материалов.
В СССР в послевоенное время в архитектуре
существовала одна глобальная проблема
— проблема обеспечения жителей жильем,
общественными зданиями, учреждениями
культуры в быстрорастущих городах и строительство
новых городов. Ускорение в решении этих
задач привело к стандартизации, однообразию
в жилищном строительстве, к появлению
скучных и одинаковых улиц, даже городов
(типовые застройки) не только в СССР, но
и в европейских странах социалистического
блока.
Кинематограф ХХ века
Одной из отличительных черт культуры
XX в. является расширение сфер ее воздействия
на людей через средства массовой
коммуникации, такие, как радио, кино,
телевидение, которые явились продуктами
научно-технической революции. Их значение
в усилении информационного обмена
трудно переоценить.
Кинематограф как вид искусства отличается
от других своей синтетичностью. В нем
синтезированы эстетические свойства
литературы, театра, изобразительного
искусства, фотографии, музыки, достижения
в оптике, механике, химии, физиологии.
Популярность кинематографа заключается
в свойственной только ему совокупности
и многообразию выразительных средств.
Кино, зародившись на рубеже XIX — XX вв.,
возникло под влиянием потребностей общества
осмыслить свою историю, жизнь и деятельность
и развивалось в русле культуры XX в., поэтому
его стили и направления отвечают основным
стилям искусства XX в.
Киноискусство исторически подразделяется
на виды. В нем сложились четыре основных
вида:
1) Художественный (игровой) кинематограф,
воплощающий средствами исполнительского
творчества замысел кинодраматического
произведения, или адаптированного произведения
поэзии или прозы.
2)Документальный, являющийся особым видом
образной публицистики.
3) Мультипликация или анимация, «одушевляющая»
графические или кукольные персонажи
(людей, животных, растения, вещи, даже
стихии).
4) Научно-популярный кинематограф, использующий
средства всех трех жанров для пропаганды
знаний.
Киноискусство многогранно по жанрам,
но для современного кино характерна тенденция
к их взаимопроникновению, реализующаяся
в основном посредством новаторских устремлений
и приемов. Степень новаторства зависит
от уровня творчества кинорежиссера и
всех участников творческого коллектива,
от качества и совершенства технических
средств.
Первые десятилетия после своего возникновения
кино как вид искусства лишь завоевывало
свою популярность. В 20-е г. кинематограф
становится не только популярным и модным
видом искусства, но и киноиндустрией:
формируются множество киностудий, сеть
кинопроката. В это время создаются шедевры
раннего, пока еще немого кино- «Броненосец
Потемкин» С. Эйзенштейна, «Большой парад»
К Видора с Ч. Чаплином, «Алчность» Э. Штрогейма.
Творчество режиссеров Д. Вертова, Я. Протазанова,
Л. Трауберга, В. Пудовкина, Г. Козинцева
складывается именно в это время Третье
десятилетие XX в входит в историю кинематографа
как начало эпохи звукового кино, что делает
его еще более массовым. Господствующее
положение в мировой киноиндустрии занимают
США. Коммерческие фильмы — экранизации
бродвейских мюзиклов — в тот период очень
популярны. Но создаются и настоящие произведения
искусства: «Новые времена» Ч. Чаплина,
«Гроздья гнева» Дж. Форда, «Хлеб наш насущный»
К- Видора. В СССР на экраны выходят шедевры
отечественного кино «Веселые ребята»,
«Волга-Волга» и «Цирк» Г. Александрова,
«Чапаев» братьев Васильевых и др.
В послевоенный период кинематографический
мир потрясли ленты итальянских мастеров
неореализма: Л. Висконти, В. де Сика, Р.
Росселини, Ф. Феллини, М. Антониони и др.
За последние десятилетия мировой кинематограф
обогатился не только новыми художественными
направлениями, но региональными, национальными
школами, которым присущи и прогрессивный
взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая
лирика. Конкурировать с кинематографом
может только телевидение, и по доступности
к зрительской аудитории, и по комплексу
выразительных средств.
В целом культуре XX в. присуще многообразие
ликов, различие способов отношения к
миру и к себе подобным, но при этом она
едина в своем многообразии, так как развитие
культуры как целостности — необходимое
условие ее существования.
Литература 20 века
Литература XX века по своему стилистическому
и идейному разнообразию несопоставима
с литературой XIX века, где можно
было выделить только три-четыре ведущих
направления. Вместе с тем современная
литература дала ничуть не больше великих
талантов, чем литература прошлого
столетия. Европейская художественная
литература XX века сохраняет верность
классическим традициям. На рубеже двух
веков заметна плеяда писателей, творчество
которых еще не выражало устремления и
новаторские поиски XX века: английский
романист Джон Голсуорси (1867—1933), создавший
социально-бытовые романы (трилогия «Сага
о Форсайтах»), немецкие писатели Томас
Манн (1875—1955), написавший философские
романы «Волшебная гора» (1924) и «Доктор
Фаустус» (1947), раскрывающие нравственные,
духовные и интеллектуальные искания
европейского интеллигента, и Генрих Белль
(1917—1985), сочетавший в своих романах и
повестях социальную критику с элементами
гротеска и глубоким психологическим
анализом, французские Анатоль Франс (1844—1924),
давший сатирическое обозрение Франции
конца XIX века, Ромен Роллан (1866—1944), отобразивший
в романе-эпопее «Жан Кристоф» духовные
искания и метания гениального музыканта,
и др.
В то же время европейская литература
испытала воздействие модернизма, что
прежде всего проявляется в поэзии. Так,
французские поэты П. Элюар (1895—1952) и Л.
Арагон (1897—1982) были ведущими фигурами
сюрреализма. Однако наиболее значительными
в стиле модерн была не поэзия, а проза
— романы М. Пруста («В поисках утраченного
времени»), Дж. Джойса («Улисс»), ф. Кафки
(«Замок»). Эти романы явились ответом
на события Первой мировой войны, породившей
поколение, получившее в литературе название
«потерянного». В них анализируются духовные,
психические, патологические проявления
человека. Общим для них является методологический
прием — использование открытого французским
философом, представителем интуитивизма
и «философии жизни» Анри Бергсоном (1859—1941)
метода анализа «поток сознания», заключающийся
в описании непрерывного течения мыслей,
впечатлений и чувств человека. Он описывал
человеческое сознание как непрерывно
изменяющуюся творческую реальность,
как поток, в котором мышление составляет
лишь поверхностный слой, подчиняющийся
потребностям практики и социальной жизни.
В глубинных же своих пластах сознание
может быть постигнуто лишь усилием самонаблюдения
(интроспекции) и интуицией. Основу познания
составляет чистое восприятие, а материя
и сознание суть явления, реконструированные
рассудком из фактов непосредственного
опыта. Его главная работа «Творческая
эволюция» принесла Бергсону славу не
только философа, но и писателя (в 1927 году
он был награжден Нобелевской премией
по литературе). Бергсон проявил себя также
на дипломатическом и педагогическом
поприще. Говорят, что признание ораторского
таланта Бергсона, покорявшего соотечественников
великолепным французским языком, в 1928
году вынудило Французский парламент
специально рассматривать вопрос о переносе
его лекций из актового зала Коллеж де
Франс, не вмещавшего всех желающих, в
здание Парижской оперы и об остановке
на время лекции движения по прилегающим
улицам.
Философия Бергсона оказала значительное
влияние на интеллектуальную атмосферу
Европы, в том числе на литературу. У многих
писателей первой половины XX века «поток
сознания» из философского метода познания
превратился в эффектный художественный
прием.
Философские идеи Бергсона легли в основу
знаменитого романа французского писателя Марселя
Пруста (1871—1922) «В поисках утраченного
времени» (в 14-ти томах). Работа, представляющая
собой цикл романов, служит выражением
его детских воспоминаний, выплывающих
из подсознания. Воссоздавая ушедшее время
людей, тончайшие переливы чувств и настроений,
вещный мир, — писатель насыщает повествовательную
ткань произведения причудливыми ассоциациями
и явлениями непроизвольной памяти. Опыт
Пруста — изображение внутренней жизни
человека как «потока сознания» — имел
большое значение для многих писателей
XX века.
Видный ирландский писатель, представитель
модернистской и постмодернистской прозы Джеймса
Джойс (1882—1941), опираясь на бергсоновский
прием, открыл новый способ письма, в котором
художественная форма занимает место
содержания, кодируя в себе идейные, психологические
и другие измерения. В художественном
творчестве Джойса использован не только
«поток сознания», но также пародии, стилизации,
комические приемы, мифологические и символические
слои смыслов. Аналитическому разложению
языка и текста сопутствует разложение
образа человека, новая антропология,
близкая к структуралистской и характерная
почти полным исключением социальных
аспектов. Внутренняя речь как форма бытия
литературного произведения вошла в активный
оборот литераторов XX века.
Произведения выдающегося австрийского
писателя Франца Кафки (1883—1924) при его жизни
не вызывали большого интереса у читателей.
Несмотря на это, он считается одним из
наиболее известных прозаиков XX века.
В романах «Процесс» (1915), «Замок» (1922) и
рассказах в гротескной и притчеобразной
форме показал трагическое бессилие человека
в его столкновении с абсурдностью современного
мира. Кафка с потрясающей силой показал
неспособность людей к взаимным контактам,
бессилие личности перед сложными, недоступными
человеческому разуму механизмами власти,
показал напрасные усилия, которые люди-пешки
прилагали для того, чтобы уберечь себя
от давления на них чуждых им сил. Анализ
«пограничных ситуаций» (ситуации страха,
отчаяния, тоски и т. д.) сближает Кафку
с экзистенциалистами.
Близким к нему, но своеобразным путем
к поиску нового языка и нового поэтического
содержания двигался австрийский поэт
и прозаик Райнер Мария Рильке (1875—1926), создавший
цикл мелодичных стихотворений в русле
символистской и импрессионистской традиции
первых десятилетий XX века. В них поэт
размышляет об экзистенциальных проблемах
человека, его трагической раздвоенности,
стремлении к взаимопониманию и любви.
Информация о работе Культура ХХ века как общий исторический тип