Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 16:17, контрольная работа
"Восток" и "Запад" - две во многом противоположные культурные традиции,
два типа духовности, две системы мировоззрения, две системы миропонимания,
что находит свое выражение в образе жизни народов, их психологии,
нравственных принципах и ценностных ориентациях. Восток, оставаясь для Запада загадкой , оказывал тем не менее огромное влияние на поиски
Западом путей самобытного духовного развития, а Запад, в свою очередь, как
бы "подстегивал" Восток в процессе переосмысления своих традиций,
1. Понятия «Восток» и «Запад» в истории и культурологи……………………………3
2. Крито-микенская культура – ранняя цивилизация Запада………………………….4
3. Греческая культура доклассического, классического и эллинистического периодов.
3.1. Доклассический период ………………………………………………………….7
3.2. Классический период …………………………………………………………….9
3.3. Эллинистический период………………………………………………………..11
4. Особенности полисной организации и мировоззрение древних греков
( космологизм, антропоцентризм, гармония и мера)……………………………….12
5. Искусство Древней Греции
5.1. Пластика как ведущее средство формирования в искусстве………………….14
5.2. Основные достижения древнегреческой культуры …………………………...15
Заключение ……………………………………………………………………………...16
Список использованной литературы …………………………………………………..17
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
Центр
дистанционного образования
Контрольная
работа
по дисциплине:
на тему: «
Культура греческой
Античности»
Содержание
1. Понятия «Восток»
и «Запад» в истории и
2. Крито-микенская
культура – ранняя цивилизация
Запада………………………….4
3. Греческая
культура доклассического,
3.1. Доклассический
период ………………………………………………………….
3.2. Классический
период ……………………………………………………………
3.3. Эллинистический
период………………………………………………………..
4. Особенности
полисной организации и
( космологизм,
антропоцентризм, гармония и
5. Искусство Древней Греции
5.1. Пластика
как ведущее средство
5.2. Основные
достижения древнегреческой
Заключение …………………………………………………………………………….
Список использованной
литературы …………………………………………………..17
1.
Понятия «Восток» и
«Запад» в истории и
культурологи.
"Восток" и "Запад" - две во многом
противоположные культурные традиции,
два типа духовности, две системы мировоззрения,
две системы миропонимания,
что находит свое выражение в образе жизни
народов, их психологии,
нравственных принципах и ценностных
ориентациях. Восток, оставаясь для Запада
загадкой , оказывал тем не менее огромное
влияние на поиски
Западом путей самобытного духовного
развития, а Запад, в свою очередь, как
бы "подстегивал" Восток в процессе
переосмысления своих традиций,
универсализации своего уникального опыта.
Можно сказать, что при всем своем
различии Восток и Запад как бы дополняют
друг друга, с одной стороны,
помогая осознать себя в общем цивилизационном
процессе, с другой - придавая
мировому культурному процессу дополнительную
глубину, объемность,
многокрасочность.
Обладая огромным, техническим,
земледельческим, духовным потенциалом,
Восток зачастую получал плоды индустриальной
цивилизации от Запада. Научно-исследовательская,
познавательная деятельность для народов
Востока всегда имела самостоятельную
ценность, независимо от практического
применения. Восточные общества всегда
уделяли особое внимание науке, образованию,
вообще духовной сфере человеческой жизнедеятельности,
развивая производство
материальных благ до определенного предела.
На Востоке не было
материально-технических и социальных
условий для обособления отдельных семей
от общины. Единение человека с общиной
и природой обуславливали и дополняли
друг друга. Отсюда проистекало благоговейное
отношение как к правилам
совместного коллективного общежития,
так и к природе, преклонение перед ее
красотой и таинственностью.
Связь человека и природы
на Востоке проявлялись в том, что практически
вся деятельность человека увязывалась
с окружающей средой. Государство на Востоке
было предметом общественного производства,
а в его руках была
сосредоточена вся собственность на землю.
Собственность и власть были в
традиционных восточных обществах слиты
воедино. Абсолютная власть
царя-деспота была непререкаемой, она
освящалась и религией, и философией. Тотальная
регламентация всех сторон общественной
жизни и отмеченные выше особенности бюрократии
традиционных восточных
государств всегда были связаны с главной
целью восточного общества -
стремлением к стабильности и неизменности
во всем Поддержанию стабильности
восточного общества служили и деспотизм
правителей, и религия, и обычаи, и
законы. Ключевую роль в общественной
стабилизации играла система социальных
корпораций - от общин до каст и сословий.
Стремление восточного общества к
стабильности наложило отпечаток и на
развитие труда, и на развитие личности
на Востоке. Разделение труда в рамках
общины не подрывало, как это было в
Европе, а сплачивало ее. Общественные
отношения на Востоке в целом
препятствовали уже в столетия нашей эры
развитию рынка и капиталистического
способа производства. Для перехода на
путь капитализма Востоку понадобился
толчок извне.
На Востоке существовала своя система
норм и правил поведения человека.
Они сдерживали стремление человека к
богатству, поддерживали уклад жизни.
Труд был естественным свойством человека
и освящался волей богов. Полезность
для восточного человека определялась
тем, что обеспечивало ему гармонию с
окружающим миром. Важнейшей чертой общественного
сознания на Востоке,
сознания архаического аграрного общества
было представление о неизменности
человеческого бытия, цикличности жизни.
Отсутствовало жесткое
противопоставление души и тела, игнорировалось
различие между человеческим и
божественным. Особенностью восточной
цивилизации был относительная
религиозная терпимость. Личное, индивидуальное
на Востоке - это, прежде
всего, духовное совершенство, проявляющееся
в творчестве, искусстве. Религия
считалась здесь искусством жизни, а созерцательное
мироощущение требовало
полного слияния с природой. Тип личности,
сформировавшейся на Востоке,
практически исключал грабительское отношение
к природе, забвение духовной
жизни во имя приращения материального
богатства, совершенствование
технологии, которое нарушало бы установившийся
порядок вещей и образ жизни.
История культуры народов Востока восходит
к далекой древности и
связывается многими историками с переходом
человечества от стадии
первобытности к цивилизации. В IV-III тыс.
до н.э. в поймах рек - Нила,
Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхе и
Янцзы возникают великие культуры
древности - "речные цивилизации".
Это были аграрные цивилизации с элементами
урбанистической культуры. Для создания
сложных ирригационных систем
требовалось умение управлять массами
людей, организовывать все население
долины, держать в повиновении непокорных,
а также иметь определенные знания
в области математики, строительной и
других наук, уметь письменно
фиксировать результаты.
Именно на Востоке появилась
письменная культура, которая на многие
тысячелетия определила культурные ритмы
не только Востока, но и Запада.
Изобретенная в Шумере в виде клинописи,
письменная система
совершенствовалась, дав возможность
финикийцам изобрести алфавит, который
впоследствии стал основой большинства
современных алфавитов. Вся
культура древневосточных обществ была
тесным образом связана с религией,
обслуживая ее потребности. Архитектура,
скульптура и живопись здесь были
подчинены строгим религиозным канонам.
Искусство цивилизаций Древнего
Востока роднит стремление к реализму
при сохранении условности,
плоскостность изображения, ограничение
красочной гаммы локальными тонами,
неумение передавать светотень и перспективу.
В древневосточной
земледельческой культуре появляется
портретное изображение конкретного
человека - царствующей персоны, фараона,
потом обычного человека в виде
пластической маски или живописного портрета.
Одной из самых самобытных
и самых загадочных культур Древнего Востока
была индийская культура, основанная прежде
всего на религии индуизма.
Поклонение многим божествам, обожествление
природы, как мы говорим,
своеобразный пантеизм, - обстоятельно
разработанное представление о
переселении душ, отношение к мирозданию
как высшей ценности и высшей
загадке, представление об изначальной
смертности всего живого и
животворящего, в том числе и богов (этот
мотив присутствует в древних
ведических гимнах) - основные составляющие
индуизма, легшие в основу одной
из крупнейших мировых религий - буддизма.
"Будда" имеет в данном случае
двоякий смысл. Во-первых, это имя, означающее
буквально "просветленный",
данное основателю буддизма как целостного
мироучения Сиддхартхе Таутаме,
жившему в VI веке до н.э., а во-вторых, это
любое существо, достигшее
состояния высшего совершенства. Это совершенство
достигается лишь спасением
через нирвану, спасти человек себя может
только сам, не надеясь на
какую-либо внешнюю, пусть даже божественную
силу. Путь к нирване ведет через
жизнь - страдание, отрешение от земных
радостей, интенсивное самоуглубление,
самопознание.
Основа китайской культуры
- философия конфуцианства. Конфуцианство
-
государственная религия, освящающая
власть земного правителя, императорскую
власть как власть Сына Неба, утверждающая
неизменность иерархического строя
в государстве.
Отмеченная специфика миропонимания
обусловила и особенности культурного
развития каждого из крупнейших культурных
регионов Древнего Востока.
Так, Двуречье, где возникли культуры Шумера
и Аккада, Вавилона и
Ассирии, всегда было открыто внешним
влияниям и воздействиям. Гончарный круг
и колесо, металлургия бронзы и железа,
боевая колесница как принципиально новое
средство ведения войн , различные формы
письма - все это и многое другое восходит
именно к Западной Азии, откуда эти нововведения
распространялись далее по остальному
миру.
В Месопотамии родились
клинопись, уникальное храмовое
строительство, многие мифы, ставшие затем
основой библейских сказаний
(вспомним, хотя бы знаменитые мифы о вселенском
потопе и Вавилонской башне),
высокого уровня достигла бронзовая скульптура
и изделия из терракоты,
всевозможного рода поделки из золота
и серебра.
Ирригационное земледелие
и скотоводство, а вместе с ними хозяйственная
и этническая стабильность, сильная государственная
власть - все это стало
важнейшим условием прочной культурной
традиции в Древнем Египте. Уже в
глубокой архаической древности зародились
и сохранились на протяжении
нескольких тысячелетий все виды знаков
египетского иероглифического письма,
система счета, записи текстов на свитках
папируса, строгий канон (незыблемый
свод правил) в искусстве, монументальные
сооружения. В духовной жизни особую
роль играли культ фараона и храмы. Храмы
выступали в Египте и как
своеобразные центры знаний - здесь составлялись
религиозно-магические,
литературные, медицинские и другие тексты,
находились библиотеки, архивы,
велись погодные записи.
В Индии высокого развития
достигла литература, многообразная по
жанрам,
масштабная и глубоко поэтическая. Знаменитые
фрески пещеры Аджанты,
сохранившиеся до наших дней, демонстрируют
чрезвычайно высокий уровень
научных познаний индийцев, проявившихся
и в широко известной десятичной
системе исчисления с применением нуля.
Интересно, что такие математические
термины, как "цифра", "корень",
"синус" имеют индийское происхождение.
В свою очередь Китай достиг
особых успехов в
пейзажном искусстве, пейзажной архитектуре
и даже пейзажной поэзии.
Достижения китайской науки также напрямую
связаны с углубленным постижением
природы - изобретение компаса, сейсмографа,
небесного двигателя,
водоподъемного насоса, бумаги, шелка
и т.д.
2.
Крито-микенская культура -
ранняя цивилизация
Запада
Греческие мыслители и ученые, использовав достижения древневосточной науки и во многом превзойдя своих учителей, заложили основы научных знаний и дали названия различным отраслям науки, например; грамматика — наука о правилах письма, арифметика - наука о числах, география — описание земли и т. д. Такие имена, как Платон, Сократ, Аристотель, Гераклит и др. обрели авторитет символов начала истории философии как науки, а их суждения продолжали влиять на эволюцию основных направлений философской мысли и после гибели античного общества. Сочинения греческих историков, географов, философов, поэтов переведены на многие языки мира. Во многих европейских языках латинский язык сохранился в терминологии. В русском языке насчитываются тысячи древнегреческих и латинских слов. Греческая и латинская письменности легли в основу современной письменности.
Из греческого алфавита возник славянский, а затем и русский Латинским алфавитом пользуются многие народы мира.
Именно в античной Греции впервые возник театр. Бессмертны памятники греческой скульптуры и архитектуры. Искусство греков неразрывно связано с образом человека, с утверждением красоты и значимости его облика, с раскрытием его гармоничного начала.
Римская поэзия оказала огромное влияние на многих поэтов европейских народов, в т. ч. и на таких выдающихся русских поэтов, как Г. Р. Державин, А. С. Пушкин и др.
Без знания истории Древней Греции и Рима, без изучения той эпохи, в которой наиболее ярко выразились исторически неповторимые и наиболее значительные ценности античной художественной культуры, современный человек не может в полной мере понять и оценить вклад древних греков в культурную сокровищницу мира.
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют две с половиной тысячи лет. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной, Античность остается и вечной школой художников. Мастера снова и снова обращаются к образам античности, разгадывая тайну гармонии и совершенства линий.
Центром раннего этапа античности (конец Ш — середина II тыс. до н. э.) был остров Крит, а несколько позже — та часть греческого материка, где находится город Микены. Б целом культуру этого периода (примерно XV в. до в э.) называют крито-микенской.
В 1900 г. выдающийся английский археолог А. Эванс приступил к раскопкам древнего города Кносса, где он обнаружил обширный дворец, построенный в конце III тыс. до н. э. и полностью перестроенный около 1700 г. до н. э,
Кносский дворец заставил вспомнить греческий миф о Лабиринте. Согласно мифу, на Крите когда-то царствовал правитель Минас — царь, законодатель, глава морской державы. Пасифая, жена Миноса, воспылала безумной страстью к быку к навлекла на остров бедствия, породив чудовищного Минотавра. У Миноса был подземный дворец — Лабиринт, из которого найти выход было невозможно. Царь заключил ужасное чудовище в Лабиринт. Раз в девять лет Мииос отдавал ему на съедение семерых юношей и девушек. Афинскому герою Тесею удалось убить Минотавра и выйти из ЛабириЕ1та с помощью клубка ниток, который дала ему Ариадна. Это могло бы быть сказкой, если бы раскопки на Крите не показали, что Лабиринт действительно существовал. Сказание о чудовищном быко-человеке- Минотавре тоже имело историческую основу: на покрытых Фресками стенах Лабиринта, а также на каменных и золотых сосудах дворца постоянно встречаются изображения этого существа. Разумеется, Минотавр не результат экспериментов древних первопроходцев в области генной инженерии, а отражение их представлений о грозном божестве, являвшемся в образе гигантского быка, в чьей власти был подземный мир. Этот бык в гневе колебал земную твердь и вздымал огромные волны, захлестывавшие сушу. Крит -остров вулканического происхождения, и частые землетрясения породили миф о быке-колебателе, которого нужно было умилостивить, принося человеческие жертвы. На фресках, в скульптурных изображениям сохранилась информация о священном танце с быками, который исполнялся специально отобранными и обученными юношами и девушками - таврополами. Их жизнь была очень короткой - в 14— 15 лет они отдавали силы в последнем танце, где их партнерами были быки, выращенные в особых храмовых стадах. Таврополы погибали, принесенные в жертву подземным божествам.
Позднее дворцы, подобные кносскому, были обнаружены и в других местах Крита. Можно было сделать заключение, что уже с ХХП в. до н. а на Крите существовали раннеклассовые государства. Особенного могущества и культурного расцвета критское общество достигло в XVIII—XV вв. до н. э.
Раскопки на Крите и в Микенах показали связь двух культур. Возникло такое понятие, как крито-микенская культура. Стало ясно, что это была цивилизация эпохи бронзы с развитым общественным строем, с высоким уровнем техники и культуры.
В 1952 г. удалось прочитать и часть найденных при раскопках документов. Это сделали английские ученые М. Вентрис и Дж. Чэдвик. Оказалось, что они написаны на одном из ранних диалектов греческого языка. Открытие этой письменности составило целую эпоху в изучении: древнейшей цивилизации Греции, показав, как много правды таилось в легендах и преданиях.
Критские города и дворцы были разрушены в середине II тыс. до н. э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском морс и вызванного им землетрясения.
Критской культуры не стало, но еще около
трех столетий близкая ей микенская культура
существовала на греческом материке.
3.
Греческая культура
доклассического, классического
и эллинистического
периодов.
Ранний период античной культуры связан
сформированием и расцветом крито-микенской
культуры. Культуру этого периода принято
еще называть эгейской. Она процветала
в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром
раннего этапа античности являлся остров
Крит, а несколько позже — та часть греческого
материка, где находится город Микены.
В целом культуру этого периода (примерно
XV век до н. э.) называют крито-микенской
(хотя иногда ранний, критский, период
именуют еще эпохой минойской культуры).
Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода еще называют эгейской. Она процветала в эпоху бронзы ( ок. 2800-110 гг. до н.э.) Центром раннего этапа античности являлся остров Крит, а несколько позже – та часть греческого материка, где находится остров Микены.
Около 2300 года до н.э. на Крите начинается подъем экономики и культуры , который привел к расцвету общества в 2000-1600 годах до н.э. Присхождения народа , создавшего высокую культуру, названную минойской по имени царя Миноса, неизвестно. Центрами минойской цивилизации были дворцы, которые почему-то напоминали хитроумно-запутанные лабиринтов. В центре критских городов, вблизи дворца-резиденции правителя, располагались дома знати и придворных чиновником . Неподалеку находилась зрелищная площадка с ведущими к ней лестницами. Кносская аристократия строила дома в несколько этажей, иногда с подвальными помещениям. Внутри стены покрывали цветной штукатуркой, как правило красной . Стены дворцов и домов богатых критян украшали фаянсовыми табличками с рельефными изображениями и цветными рельефами в штукатурке. Улицы городов были вымощены камнем. Санитарное состояние городов было довольно хорошим. Система сточных обеспечивала чистоту в городе. По керамическим трубам вода из резервуаров, колодцев или источников поступала в жилища.