«Культура»: Философский и научные подходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 00:10, реферат

Описание работы

В современном словоупотреблении понятие культуры чрезвычайно многозначно, причём не только на обыденном уровне осмысления, но и научно-теоретическом. Дело в том, что каждая наука социально-гуманитарного цикла, рассматривающая культуру под собственным методологическим ракурсом, накладывает существенный отпечаток на понимание культуры.

Содержание

Введение………………………………………………….………………………..3
1. Глава 1. Философский подход…………………………………………………4
2. Глава 2.Разнообразие научных подходов…………………………………….9
2.1 Антропологический подход……………………………………………..9
2.2 Аксиологический подход……………………………………………...10
2.3 Деятельностный подход…………………………………………..……10
2.4 Знаково-символический подход……………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список использованной литературы.......………………………………………15

Работа содержит 1 файл

Реферат Культ.docx

— 35.26 Кб (Скачать)

    Аксиологический подход избегает выше упомянутой проблемы, поскольку исходит из оппозиции  «культурный – некультурный», разделяя социальные и культурные аспекты  в жизни человека. В качестве основы культуры здесь берётся система  ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях  – аксиологии). В таком случае сами по себе общественные отношения  и социальные группы относят к  жизнедеятельности общества, а всё, что связано с ценностным освоением  мира – к культуре. Современные  аксиологические трактовки склонны  усложнять данную схему, дополнительно  выделяя цивилизационную сторону  в общественном развитии .

    Аксиологические определения достоверно фиксируют  одну из предельных духовных основ  культуры (область высших идеалов  и устремлений), но, как правило, чрезвычайно  сужают сферу функционирования культуры, включая в неё одни позитивно-значимые ценности. Например, если широко известный  в истории институт рабства совершенно вычеркнуть из границ культуры как  антигуманный с позиции современного человека, то остаются не прояснёнными те общественные нормы и представления, благодаря которым стало возможным  его длительное существование. 8

    2.3 Деятельностный подход

    Принципиально иной взгляд на культуру предлагает нам  деятельностный подход, достаточно распространенный в отечественной культурологи (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов и  др.). Согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит  деятельность – целенаправленная, орудийная и продуктивная активность. Если всё бытие человека представляет собой деятельность, то культура –  это особый способ или технология деятельности человека. Понятие технологии в данном случае применяется в общетеоретическом смысле, обозначая исторически изменяющуюся совокупность тех приемов, процедур, норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности в конкретном обществе. Культура задаёт алгоритмы и модели деятельности в различных сферах общественной жизни (экономической, политической,  художественной, научной, религиозной и т.д.), тем самым выступая способом сохранения, воспроизводства и регуляции всей общественной жизни.

    Будучи  тоже весьма широким, деятельностный подход, в отличие от антропологических  определений, проводит различие между  социальной и культурной сферами  жизни человека, одновременно подчёркивая, что в реальности они создают  трудноразличимое диалектическое единство, как бы две стороны одной «медали» (деятельности человека).

    2.4 Знаково-символический подход

    Знаково-символический  подход интерпретирует культуру как  мир смыслов, либо особую негенетическую «память» человеческого общества, которая  кодируется, хранится и передаётся из поколение в поколение с  помощью знаков. Под знаком понимается материально воспринимаемый предмет (явление, действие), замещающий в сознании человека другой предмет или представляющий некий смысл, отношение к чему-либо. Знаком может выступать слово, жест или вещь. Поскольку одно и то же слово, жест или вещь могут иметь  совершенно различный смысл и  связь с другими знаками из-за особенностей сознания и мировосприятия людей, живущих в разных обществах, возникает необходимость «расшифровки»  их значений и реконструкции этих миров смыслов, которые и составляют основу различных культур.

    Среди знаково-символических определений  культуры наиболее известны символическое  определение Л. Уайта, а также  целый ряд семиотических определений, сложившихся в рамках науки о  знаках (семиотики). Семиотическое понимание культуры очень родственно символическому определению Л. Уайта, разница между ними заключается лишь в материале исследования культурной реальности. Если Л. Уайт рассматривает в качестве культурных «фактов» идеи и отношения, внешние действия и материальные объекты, связанные со сферой символического, то семиотика интересуется в первую очередь языком как носителем культуры. Отсюда и своеобразие терминологии:  в семиотике структурной единицей культуры считается «текст» (система знаков или символов), под которым могут подразумеваться как непосредственно письменный текст (художественное произведение, документ эпохи и т.п.), так и символика художественной картины или, скажем, архитектурного сооружения.9

    Подводя итог, важно отметить отсутствие общепризнанных универсальных определений культуры. В современной культурологии  признана сложность и многомерность  культуры, среди учёных господствует мнение о невозможности исчерпывающего объяснения культуры в рамках только одного методологического подхода. В качестве рабочего определения  для данного учебного пособия  хотелось бы предложить формулировку известного русско-американского социолога  П.А. Сорокина: культура – это «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения»10.

    Данное  определение выгодно тем, что  соединяет в себе положительные  стороны нескольких подходов (аксиологического, знаково-символического и антропологического). Считая ценности фундаментом любого типа культуры, оно включает в сферу культуры помимо ценностей любые значения и смыслы, пронизывающие социальные отношения между людьми. Идеи, представления, ценности, выражающие внутренний мир человека, как правило, материализуются в конкретных объектах (объективируются) и тем самым становятся всеобщим достоянием (социализируются). Поэтому культура – это и «совокупность носителей» значений и смыслов в виде искусственно созданных вещей. В этом заключается истина антропологического подхода. Данная трактовка подразумевает также проведение границы между культурой и обществом. Если общество строится на основе разнообразных социальных отношений между людьми (объединение и разделение на группы, кооперация, эксплуатация, управление, подчинение и т.д.) и формирует структуру совместной жизнедеятельности, то культура наполняет социальные формы ценностными ориентирами, смысловыми значениями, нормативными предписаниями, упорядочивая социальное взаимодействие, создавая единый язык общения и понимания между людьми. 11 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

  Исследование  культуры имеет глубокие философские  традиции (философия истории, философия  культуры) и привлекает внимание представителей других наук, прежде всего археологии, этнографии, психологии, истории, социологии. Однако только в XX веке появляются попытки  реализации все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.  
В настоящее время существует множество подходов к изучению культуры. Попытки связать понятие культуры с деятельностью, в том числе с ее результатами, безусловно, заслуживают внимания. Однако рассматривать культуру как разновидность человеческой деятельности, — значит, идти по пути сужения ее предметного содержания. Культура — это не только и не столько деятельность, сколько приобщение к ней. Сам момент деятельности превращает людей и их объединения в субъектов культуры, но средствами или результатами деятельности опять же не исчерпывается все богатство и содержание культуры.

  Таким образом, суть философского понимания  культуры заключается в разнообразных  попытках раскрыть целостным образом  ее сущность с точки зрения всеобщих связей и закономерностей. 
 
 
 
 
 

3. Список использованной литературы

 

1. Семечкин, Н. И. Культурология / Н. И.  Семечкин.// 2009, 608с.  
2. Мокшанцев, Р. И. Культурология / Р. И. Мокшанцев.// 2009, 408с.  
3. Столяренко, А. М. Культурология: основные подходы к изучению / А. М. Столяренко.//2009, 543с.  
4. Андреева, Г. М. Культурология / Г. М. Андреева.// 2008, 376с.  
5. Шибутани, Т. Культурология / Т. Шибутани. // 2009, 544с.  
6. Тейлор, Л., Пипло, Л., Сирс, Д. Культурология/ Л. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сирс// 2004, 767c.  
7. Гидденс, Э. Культурология / Э. Гидденс// 2009, 704с.  
8. Культурология в вопросах и ответах// 2009, 224с.  
9. Андреева, Г. М. Культурология / Г. М. Андреева// 2009, 363с.  
10. Крысько В. Г. Культурология / В. Г. Крысько// 2009, 448с.  
12. Слаква, С. П. Культурология / С. П. Слаква// 2008, 489с.  
13. Петровский, А. В. Культурология / А. В. Петровский// 2007, 527с.  
14. Десев, А. Д., Любен, В. П. Психология малых групп/ А. Д. Десев, В. П. Любен// 2009, 632с.  
15. Коломинский, Я. Л. Культурология как наука/ Я. К. Коломинский// 2009, 223с.  
16. Капитонов, Э. А. Культурология 20 века/ Э. А. Капитонов// 2008, 512c.  
17. Аберкромби, Н., Хилл, С., Тернер, Б.С. Культурология: словарь терминов/ Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер// 2009, 420с.  
18. Крысько, В. Г. Культурология, в схемах и комментариях/ В. Г. Крысько// 2010, 286с.  
19. Зинченко, В. П. Культурология / В. П. Зинченко// 2006, 464с.  


Информация о работе «Культура»: Философский и научные подходы