Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 12:38, доклад
Древнеяпонская цивилизация не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Значение ее для мировой культуры заключается в ином.
Выработав на основании самых разнородных и разностадиальных элементов своеобразное искусство, литературу, мировосприятие, Япония сумела доказать, что ее культурные ценности обладают достаточными потенциями, как во времени, так и в пространстве, даже если они и оставались в силу островного положения страны не известными современникам в других странах. Задача историка японской древности состоит, в частности, в том, чтобы понять, каким образом были заложены основы того, что мы именуем ныне японской культурой, которая после многовекового периода аккумуляции культурного наследия других стран вносит в настоящее время всевозрастающий вклад в развитие общечеловеческой культуры.
1. Введение 3
2. Древнеяпонская цивилизация 5
3. Архитектура Древней Японии 10
4. Скульптура Древней Японии 14
5. Древнеяпонская живопись 16
6. Древнеяпонское мировоззрение 18
7. Заключение 22
8. Список литературы 23
1. Введение
2. Древнеяпонская
цивилизация
3. Архитектура
Древней Японии
4. Скульптура
Древней Японии
5. Древнеяпонская
живопись
6. Древнеяпонское
мировоззрение
7. Заключение
8. Список литературы
Термин "культура" (от лат. cultura - возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении. Само по себе это уточнение - достаточно сложное мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалисты по теории культуры А. Кребер и К. Клакхон проанализировали свыше ста основных определений
Суть определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычай, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.
Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все, что искусственно, что люди произвели и, что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования.
Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.
Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
Психологические определения, исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.
Определения на базе теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.
Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.
Символические определения: культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Древнеяпонская цивилизация не оказала существенного влияния на древнюю и средневековую культуру других регионов. Значение ее для мировой культуры заключается в ином.
Выработав на основании
самых разнородных и разностадиальных
элементов своеобразное искусство, литературу,
мировосприятие, Япония сумела доказать,
что ее культурные ценности обладают достаточными
потенциями, как во времени, так и в пространстве,
даже если они и оставались в силу островного
положения страны не известными современникам
в других странах. Задача историка японской
древности состоит, в частности, в том,
чтобы понять, каким образом были заложены
основы того, что мы именуем ныне японской
культурой, которая после многовекового
периода аккумуляции культурного наследия
других стран вносит в настоящее время
всевозрастающий вклад в развитие общечеловеческой
культуры.
Древнеяпонская цивилизация
Японская цивилизация молода. Молод и народ, создавший ее. Он сформировался в результате сложных и разновременных этнических слияний переселенцев, преодолевших водную преграду, отделяющую Японские острова от материка. Наиболее ранними обитателями Японии были, по всей вероятности, протоайнские племена, а также племена малайско-полинезийского происхождения. В середине I тыс. до н. э. из южной части Корейского полуострова наблюдается интенсивная миграция протояпонских племен ва, которым удалось в значительной мере ассимилировать население юга Японии (японский язык, согласно последним исследованиям С. А. Старостина, обнаруживает наибольшее родство с корейским).
И хотя в ту эпоху все племена, заселявшие территорию Японии, находились на уровне первобытно общинного строя, уже тогда, вероятно, был заложен один из ведущих стереотипов мировосприятия японцев, который просматривается на всем протяжении истории этой страны,-- это способность к усвоению навыков и знаний, поступающих результате контактов с другими народами.
Опираясь на
имеющиеся источники и
В середине I тыс. до н. э. в Японии возникает сельское хозяйство и общество постепенно трансформируется из первобытного в древнее. Процесс перехода был достаточно длительным - примерно шесть веков, с III века до н. э. до III века н. э.
Этот период в японской истории носит название “культура Яёй” - по названию квартала в Токио, где были обнаружены остатки этой культуры. В этот период складываются основные элементы древнеяпонской цивилизации. Экономическую основу общества составляет поливное земледелие, главным образом выращивание риса. Высокого уровня достигает выплавка металла - бронзы и железа. Бронза используется для изготовления культовых предметов - ритуальных зеркал, колоколов и т. д., а железо - орудий труда, воинского оружия и снаряжения. Успешно развиваются другие ремесла.
Примерно со II века до н. э. развитие Японии идет под сильным и растущим влиянием со стороны Китая, которое сказывается как в материальной, так и в духовной культуре. В частности, именно благодаря китайским переселенцам в Японии развились многие ремесла.
Способность к усвоению иноземных образцов становится особенно заметной вместе с возникновением государственности, датируемой III--IVвв. н. э. В это время происходит завоевательный поход союза племен Южного Кюсю в Центральную Японию. В результате начинает формироваться так называемое государство Ямато, культура которого характеризуется невиданной дотоле однородностью.
В IV - V веках н. э. из Китая в Японию приходит иероглифическая письменность, проникают также китайская астрономия и другие научные знания и представления. Почти одновременно с этим от мечено появление конфуцианства и буддизма, а вместе с последним начинается широкое распространение всего спектра буддийской культуры, в особенности искусства.
В целом влияние китайской культуры было настолько значительным, что русский культуролог Н. Данилевский рассматривал японскую культуру как вариант китайской, отказывая ей в подлинной самобытности. Хотя такая точка зрения не лишена основания, она, тем не менее, представляется слишком утрированной. Правильнее было бы говорить о том, что уже в глубокой древности у японцев сложилась способность к усвоению знаний и умений в процессе контактов с другими народами. Именно эта способность делать чужое своим и доводить его до высших кондиций составляет, видимо, главную черту самобытности японской культуры.
Китайское влияние способствовало ускорению разложения родового строя и становлению древнего общества и государства. В III-IV веках н. э., в связи с утверждением власти племенных царей Ямато, процесс объединения страны в единое государство заметно усиливается. Особую роль в этом процессе сыграл буддизм: будучи единой общегосударственной идеологией, он способствовал формированию нового типа личности, лишенной родовой привязанности.
Период с IV по начало VII н. носит название курганного («кофундзидай») по типу погребений, устройство и инвентарь которых отличаются чертами сильного корейского и китайского влияний. Тем не менее такое широкомасштабное строительство--а в настоящее время обнаружено более 10 тыс. курганов--не могло бы иметь успеха, если бы сама идея курганов была чужда населению Японии. Курганы Ямато, вероятно, генетически связаны с дольменами Кюсю. Среди предметов погребального культа особое значение имеет глиняная пластика ханива. Среди этих блестящих образцов древнего ритуального искусства - изображения жилищ, храмов, зонтов, сосудов. оружия, доспехов, лодок, животных, птиц, жрецов, воинов и т. д. По этим изображениям восстанавливаются многие особенности материальной и духовной жизни древних японцев. Строительство сооружений курганного типа было, очевидно , связано с культом предков и культом Солнца. Что нашло свое отражение и в дошедших до нас памятниках раннеяпонской письменности.
В III-IV веках н.
э. существенно усложняется
По мере развития земледелия важное место начинают занимать связанные с ним ритуалы и обряды. Один из них был весенним и означал испрашивание урожайного года, а другой - осенним и означал пробу нового хлеба. Эти обряды сохранились до наших дней, хотя по форме они, конечно, изменились: если первоначально они проводились на специально выбранной горе или в роще, где, как предполагалось, находилось само божество, то позднее для их проведения строятся храмы-святилища.
О последних веках древнего японского общества нам сообщают упомянутые выше хроники - “Кодзики” и “Нихонги”. Первую из них написал Ясумаро, один из приближенных ко двору царей Ямато, а составителем второй считается принц Тонэри. Одна из основных целей этих хроник состояла в обосновании того, что стоящая у власти династия царей Ямато является самой древней и самой знатной и потому наиболее достойной высшей власти.
Вместе с тем эти первые письменные памятники японской культуры содержат многочисленные мифы, легенды и сказания, переплетающиеся с историческими преданиями и описаниями реальных лиц и событий, а также другие интересные и ценные сведения. Первая часть каждой из них, излагающая историю “Века богов”, рассказывает о том, как рождался мир, как появились первые божества, среди которых выделалось верховное божество - Небесная богиня Аматэрасу.
Эти боги породили
“Страну островов”, и в конце
концов один из потомков богов, ставший
человеком, основал Японское государство
и под именем Дзимму вошел в
его историю в качестве первого
императора, положившего начало династии
Ямато. Эти мифы из хроник, культ Солнца
в лице богини Аматэрасу и культ предков
легли в основу японской национальной
религии синтоизм (“путь богов”).
Древнеяпонская архитектура
Что касается японского искусства, то оно складывалось и развивалось под сильным влиянием конфуцианства и особенно буддизма, что наиболее сильно проявилось в архитектуре. Древние столицы Нара и Хэйан (Киото), как и другие города, великолепные храмы, монастыри и дворцы, строились в китайском стиле.
Вместе с буддизмом в Японию проникает и материальный комплекс, обслуживающий потребности этой религия. Начинается строительство храмов, производство скульптурных изображений будд и бодхисатв, других предметов культа. Синтоизм в то время еще не имел развитой традиции строительства крытых культовых сооружений для проведения богослужений.