Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 18:28, реферат
Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий.
Введение----------------------------------------------------------------------------3
2. Религия Древней Индии:--------------------------------------------------------4
а) Ведизм
б) Индуизм
в) Буддизм
3. Философия, литература, лингвистика----------------------------------------6
4. Архитектура, Скульптура, Живопись----------------------------------------7
5. Математика, Астрономия, Медицина----------------------------------------8
6. Заключение------------------------------------------------------------------------9
7. Список литературы-------------------------------------------------------------10
Федеральное агентство по образованию
Кировский филиал
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
Санкт –
Петербургский Государственный
Университет Сервиса и
Реферат
по дисциплине: «Мировая культура и искусство»
на тему:
«Культура древней Индии»
Выполнила студентка: Коротаева Светлана Леонидовна
Шифр студента:_______________
Специальность: «Социально-культурный сервис и туризм»
Отделение: Заочное
Курс: 1
Проверила:
Осипова Нина Осиповна
г. Киров
2011г.
Содержание
1. Введение----------------------
2. Религия Древней
Индии:------------------------
а) Ведизм
б) Индуизм
в) Буддизм
3. Философия,
литература, лингвистика-------------------
4. Архитектура,
Скульптура, Живопись----------------------
5. Математика, Астрономия,
Медицина----------------------
6. Заключение--------------------
7. Список литературы--------------------
Введение
Одна из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же
географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие
культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более
того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.
Именно
тогда перед человеком
Религия
Древней Индии
Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.
Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм ( ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.
а) Ведизм
О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которую заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригвед» и других ведийских сборников (самхит).
Для ведизма характерным было обожествление природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и
справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного
напитка. Всего к высшим ведийским божествам принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну
(пространство между ними), и с каждой из этих сфер ассоциировались
определенные божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли Агни и Сома. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всё вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.
Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.
б) Индуизм
В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется триединство богов: Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в главных памятниках индуистской мысли. Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это – путь религиозному освобождению.
в) Буддизм
Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда, и бодхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством бодхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.
Отношение
к миру в индо-буддийской культуре
противоречиво. В учении о сансаре
он рисуется ужасным, полным страданий
и боли. Куда вы не посмотрите везде
стремления и страсти, пустота и
зной разрушительных желаний. "Мир
полон связи и изменений. Все это и есть
сансара". Человек, живущий в мире сансары
должен ориентироваться на сочетание
четырех этических норм. Дхарма - важнейшая
часть основного морального закона, который
направляет жизнь вселенной, определяет
долг и обязанности людей различных каст;
Артха - норм практического поведения;
Кама- ценности удовлетворения чувственных
побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться
от сансары. Не отвечая злом на зло, твори
добро, будь терпеливым - таковы нравственные
ориентиры древней индии.
Философия,
литература, лингвистика
В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: первая группа – это ортодоксальные философские школы Древней Индии. Вторая группа - неортодоксальные школы. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного "освобождения" и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта.
Историю древнеиндийской
Высокого уровня достигла в
Древней Индии теория
Концепция божественного
Архитектура,
скульптура, живопись
Первые по времени
памятники архитектуры и
В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, поэтому ничего не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. Впервые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.