Культура древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 18:28, реферат

Описание работы

Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------3

2. Религия Древней Индии:--------------------------------------------------------4

а) Ведизм

б) Индуизм

в) Буддизм

3. Философия, литература, лингвистика----------------------------------------6

4. Архитектура, Скульптура, Живопись----------------------------------------7

5. Математика, Астрономия, Медицина----------------------------------------8

6. Заключение------------------------------------------------------------------------9

7. Список литературы-------------------------------------------------------------10

Работа содержит 1 файл

Мировая культ 1 курс.doc

— 74.00 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Кировский филиал

Государственного  образовательного  учреждения

высшего профессионального образования

Санкт –  Петербургский Государственный  Университет Сервиса и Экономики  
 
 
 
 
 
 
 

Реферат 

по дисциплине: «Мировая культура и искусство»

на тему: «Культура древней Индии» 
 
 
 
 
 

                Выполнила студентка: Коротаева Светлана Леонидовна

                Шифр  студента:_______________

                Специальность: «Социально-культурный сервис и туризм»

                   Отделение: Заочное

                   Курс: 1

                Проверила: Осипова Нина Осиповна  
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

г. Киров

2011г.

Содержание 

1. Введение----------------------------------------------------------------------------3

2. Религия Древней  Индии:--------------------------------------------------------4

      а) Ведизм

      б) Индуизм

      в) Буддизм

3. Философия,  литература, лингвистика----------------------------------------6

4. Архитектура,  Скульптура, Живопись----------------------------------------7

5. Математика, Астрономия, Медицина----------------------------------------8

6. Заключение------------------------------------------------------------------------9

7. Список литературы-------------------------------------------------------------10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Одна из центральных проблем понимания  древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Если считать цивилизацию нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же

географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие

культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более

того, состояние  современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н.э. пережили коренной исторический поворот - появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жил Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Палестине выступали пророки, в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

  Именно  тогда перед человеком открылись  и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы, ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Религия Древней Индии 

  Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в  самых различных областях - литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

  Тысячелетняя  культурная традиция Индии сложилась  в тесной связи с развитием  религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был  индуизм ( ему сейчас следует более 80% населения Индии), Корни этой религии  уходят в глубокую древность.

а) Ведизм

  О религиозных  и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которую заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригвед» и других ведийских сборников (самхит).

  Для ведизма  характерным было обожествление  природы как целого (сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и

справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага; Сома - бог священного

напитка. Всего  к высшим ведийским божествам  принято относить 33 бога. Индийцы эпохи вед разделяли весь мир на 3 сферы - небо, землю, антарижну

(пространство  между ними), и с каждой из  этих сфер ассоциировались

определенные  божества. К богам неба относился Варуна; к богам земли Агни и Сома. Творцом всего: богов, людей, земли, неба, солнца - было некое абстрактное божество Пуруша. Всё вокруг - растения, горы, реки - считалось божественным, чуть позже появилось учение о переселении душ. Ведийцы верили, что после смерти душа святого отправляется в рай, а грешника - в страну Ямы. Боги, как и люди способны были умереть.

Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

б) Индуизм

  В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется триединство богов: Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов. Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в главных памятниках индуистской мысли. Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это – путь религиозному освобождению.

в) Буддизм

Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт. Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с другими религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда, и бодхисатва являются объектами почитания. Согласно махаяне, достижение нирваны происходит посредством бодхисатв и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего.

  Отношение к миру в индо-буддийской культуре противоречиво. В учении о сансаре  он рисуется ужасным, полным страданий  и боли. Куда вы не посмотрите везде  стремления и страсти, пустота и  зной разрушительных желаний. "Мир  полон связи и изменений. Все это и есть сансара". Человек, живущий в мире сансары должен ориентироваться на сочетание четырех этических норм. Дхарма - важнейшая часть основного морального закона, который направляет жизнь вселенной, определяет долг и обязанности людей различных каст; Артха - норм практического поведения; Кама- ценности удовлетворения чувственных побуждений; Мокша - учение о том, как избавиться от сансары. Не отвечая злом на зло, твори добро, будь терпеливым - таковы нравственные ориентиры древней индии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Философия, литература, лингвистика 

  В Древней  Индии очень высокого развития достигла философия. Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль. Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы: первая группа – это ортодоксальные философские школы Древней Индии. Вторая группа - неортодоксальные школы. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного "освобождения" и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта.

        Историю древнеиндийской литературы  принято подразделять на несколько  этапов: ведийский, эпический, период  классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии - "Махабхарата" и "Рамаяна". В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа. В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч "Панчатантра", основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

        Высокого уровня достигла в  Древней Индии теория литературного  творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила  стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ "поэтической науки", ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

        Концепция божественного характера  речи повлияла на развитие  науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини "Восьмикнижие" анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой. 
 

Архитектура, скульптура, живопись 

Первые по времени  памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся  к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы  в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными  достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

        В эпоху древности большинство  сооружений возводилось из дерева, поэтому ничего не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. Впервые века нашей эры в строительстве начинает широко применятся камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течение нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

Информация о работе Культура древней Индии