Культура Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 16:08, контрольная работа

Описание работы

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным».

Содержание

Введение 3
1. Особенности культуры Древней Индии. Культуры «Хараппа» и «Мохенджо-Даро». Эпическая литература. 4
2. Религия Древней Индии. Процесс формирования буддизма. Философия индуизма (конец I тыс. н.э.). 9
Заключение 13
Тест 14
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Культура.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине «Культурология»

Тема 7: «Культура Древней Индии» 
 
 
 
 
 
 
 

                 Выполнил    Карташов А.И.

                              Студент    1 курса, день

                              Специальность   ГМУ

               № зачетной книжки  10 МГД11110

               Преподаватель   Гришин А.В. 
           

Брянск - 2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием1.

     Одна  из важнейших задач понимания  древнего мира - осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога и аскеза. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ  ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.  КУЛЬТУРЫ «ХАРАППА»  И «МОХЕНДЖО-ДАРО».  ЭПИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 

     Индия – один из древнейших очагов человеческой цивилизации с высоким уровнем  культуры. На ее территории обнаружено значительное количество остатков материальной культуры, соответствующей периоду первобытнообщинного строя. В некоторых древних стоянках найдены образцы наскальной живописи с изображением отдельных фигур животных и человека, и даже охотничьих сцен.

     Раскопки в долине реки Инда доказывают наличие в III – II тыс. до н.э. яркой и самобытной культуры. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы конца III тыс. до н.э. представлена наряду с традиционными орудиями труда, изделиями из бронзы и меди. Основные центры цивилизации на Инде – Хараппа и Мохенджо-Даро – были большими городами, с населением не менее 100 тыс. человек. По масштабу распространения Хараппская цивилизация являлась одной из самых крупных на всем Древнем Востоке.

     Город Мохенджо-Даро (букв пер. с языка хинди – «холм мёртвых»), был открыт в 1922 г. индийским археологом Р. Банерджи. Согласно проводившимся археологическим раскопкам и исследованиям, Махенджо-Даро был образован в долине Инда более 5000 лет назад и являлся крупнейшим центром Индской (Хараппской) цивилизации. Город населяли дравиды – исконные жители Древней Индии. Махенджо-Даро имел площадь до 2,5 кв. км. и численность населения в несколько десятков тысяч человек.

     Мохенджо-Даро был окружён прочной каменной стеной с цитаделью и был чётко  спланирован. В центральной части города располагались императорские дворцы, огромные библиотеки, храмы и парки, а примыкавшие к ней жилые кварталы состояли из двух - трёхэтажных зданий с плоской крышей без архитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4 до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники, колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные и туалеты. Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж и вывоз мусора.

     Библиотеки Мохенджо-Даро были гигантскими хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек, покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаются нерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не были, поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты, выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имели шансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленные из камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудные иероглифические надписи.

     Согласно  преданиям, долгое время правители  трёх крупнейших древнеиндийских городов - Хараппы, Мохенджо-Даро и Калибагана - жили в мире и согласии, пока самый  могущественный из них не возгордился  своей властью и богатством. По его приказу двое других правителей были жестоко убиты, и в долину реки Инд пришли раздор и война. Вследствие чего весь центр Мохенджо-Даро был разрушен. В некоторых местах на стенах зданий до сих пор сохранились следы пожара.

     Примерно  тысячу лет спустя после зарождения Хараппской цивилизации, т.е. с середины II тыс. до н.э., последовательными волнами с северо-запада в Индию проникают арийские народы. Предпринималось много попыток доказать, что именно вторжение ариев стало причиной гибели цивилизации Инда. Но все они были безуспешными. Во всяком случае вторжение ариев не стало решающим фактором упадка предшествующей цивилизации. Однако приход ариев в Индию родил проблемы расового и политического порядка. Пришельцы были носителями совершенно  иной культуры. Скотоводы и кочевники, они лишь в Индии, выжигая леса и обрабатывая землю, стали земледельцами. Покоренные дравидские племена обладали древней и развитой культурой, но арии, несомненно, считали себя высшей расой. Обе народности разделяла глубокая пропасть. Но были также отсталые туземные племена, кочевники или обитатели лесов. Отношения ариев с местным населением характеризовались отчужденностью и враждебностью. Результатом взаимодействия различных народностей и культур явилось постепенное развитие кастовой системы, которая оказала глубокое влияние на последующую жизнь Индии.

     Начало возникновения каст, или варн, как еще их называют, положило четкое деление на ариев и неариев, которые в свою очередь делились на дравидов и туземные племена. Сами арии образовали одну общность, и среди них вряд ли существовало какое-либо деление. Слово «арья» происходит от корня, означающего «пахать», но со временем оно утратило первоначальное значение и стало означать «благородный».

     Появление каст предохраняло народности от взаимного  истребления. Каждому члену общества с рождения предписывалось занимать строго определенное место и исполнять строго определенные обязанности. Разумеется, что такая предопределённость не способствует творчеству и прогрессу общества в целом, но она обеспечивает выживание и относительно безопасную жизнь практически каждому члену общества в том случае, если он строго исполняет предписанные ему обязанности. Кастовость – это принесение в жертву прогресса во имя жизни.

     Известно, что постепенно выделились четыре касты: брахманы – жрецы и мыслители; кшатрии – правители и воины; вайшьи – земледельцы, ремесленники и торговцы; шудры – батраки, не квалифицированные рабочие.

     Согласно  мифу, брахманы произошли изо рта Брахмы, одного из главных богов Древней Индии, кшатрии – из его рук, вайшьи – из его бедер, шудры – из его ног.

     Отличительная особенность древнеиндийской культуры состоит в том, что она не знает имен (или они малодостоверны), поэтому в ней стерто индивидуально-творческое начало. Отсюда и крайняя хронологическая неопределенность ее памятников, датируемых иногда в диапазоне целого тысячелетия. Рассуждения мудрецов сконцентрированы на морально-этических проблемах, которые, как известно, наименее поддаются рациональному исследованию. Это обусловило религиозно-мифологический характер развития древнеиндийской культуры в целом и ее весьма условную связь с собственно научной мыслью2.

     Период  конца II - первой половины I тысячелетия до н.э. обычно именуется «ведийским», так как основными источниками для его изучения служат древнейшие памятники религиозной литературы Индии – веды.

     Санскритское  слово «веда» означает «знать». Первоначально существовала одна Веда – «Йаджур-веда», она передавалась изустно, от учителя к ученику. Но около 5000 лет назад великий мудрец Кришна-Дваипайана Вйаса (Вйасадева) записал Веды для людей этого века. Он разделил Веды на четыре части: «Риг» (Веда хвалы), «Сама» (Веда песнопений), «Йаджур» (Веда жертвопринашений), «Атхарву» (Веда песнопений и обрядов по излечению от болезней).  В них прославляются боги, содержатся различные песни и обряды, афоризмы, философские мысли, излечение болезней и т.д.

     Кроме основных Вед существуют еще Упаведы - вспомогательные  Веды, которые  включают  разнообразные материальные знания, такие как, воинское искусство, архитектура, логика, астрономия, политика, социология, психология, история и т.д.

     В Ведах также описывается процесс  эволюции живого существа. Говорится, что души эволюционируют от низших форм к высшим. Такая эволюция происходит до тех пор, пока живое существо не получит тело в человеческой форме жизни. Здесь живое существо обладает  достаточно развитым сознанием и максимальной свободой воли, поэтому последующая эволюция души зависит в большей степени от самого себя. Живое существо в человеческом теле способно сознательно выбирать свое следующее тело; в том  

_______________________

2 История Востока (Восток в древности).- М., 1999. Т. 1, С. 264 

числе, выбрав духовное тело, оно может перейти в духовный мир, в свое изначальное состояние.

     Но  также при знакомстве с Ведами можно узнать о жизни ариев3. Значимым в жизни у арийцев было скотоводство, они обращали молитвы с просьбами о приумножении стад. Крупный рогатый скот считался мерилом богатства. В состав священных книг включались заклинания против болезней домашних животных. В жертву богам приносили молоко, топленое масло, простоквашу и различные виды молочной каши - часто с маслом или творогом. Вождя арийцев называли буквально «коровьим пастухом»,

состоятельного  человека – «обладателем коров», войну  – «поисками коров», род – «коровьим загоном» и т.д.

     В ведийский период истории древней  Индии происходит становление эпического творчества. Эпические поэмы относятся  к письменным памятникам и являются одними из важнейших и существенных источников по истории и культуре древней Индии первой половины I тыс. до н. э.

     К основным эпическим памятникам древней  Индии относятся поэмы «Махабхарата»  и «Рамаяна». Эти поздневедические произведения литературы огромны по размерам, неоднородны по составу  и разнообразны по содержанию.

     В обоих произведениях переплелись правда, вымысел и аллегория. Считается, что «Махабхарату» создал мудрец Вьяс, а «Рамаяну» - Вальмики. Однако в том виде, в каком эти творения дошли до нас, они не могут принадлежать какому-то одному автору и не относятся по времени создания - одному веку. Современная форма этих великих эпических поэм - результат многочисленных и непрерывных добавлений и изменений.

     Самой большой по размерам является «Махабхарата», она в 8 раз превышает вместе взятые «Одиссею» и «Илиаду». По богатству и многообразию содержания ее называют энциклопедией древнеиндийской жизни. «Махабхарата» содержит огромный материал об экономическом и социальном развитии, государственном управлении и формах политической организации, правах, обычаях и культуре. Особую ценность представляют сведения космологического и религиозного характера, философского и этического содержания. Все эти сведения отражают процесс возникновения индийской философии и религии, сложения принципиальных черт индуизма, культа богов Шивы и Вишну. В целом в «Махабхарате» нашел свое отражение этап развития древнеиндийского

Информация о работе Культура Древней Индии