Культура Древней Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:48, реферат

Описание работы

Пришедшие в Индию племена индоариев, согласно текстам Вед, уже не были однородны. Среди них выделялись жрецы-брахманы, которые соблюдали традиции, совершали богослужения и жертвоприношения, часто даже человеческие. Другая часть общества, которая так же, как и жрецы, пользовалась привилегиями, влиянием и властью, состояла из правителей-военачальников, бывших вождей. Они распоряжались общественным достоянием, земельной собственностью, сбором налога с земледельцев. Сначала этот налог, составлявший шестую часть урожая, уплачивали добровольно, но затем он стал обязательным, ибо только на него можно было содержать пока немногочисленный слой чиновников, осуществлявших управление людьми, суд и охрану порядка

Содержание

1. Социально-политическое и экономическое устройство Древней Индии
2. Религия и философия как основа духовной культуры Древней Индии
Список литературы

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 49.98 Кб (Скачать)

   В Индии многие поклоняются и другим богам или их аватарам, «матерям, осознаваемым как проявления богини Кали, Ганеше - сло-ноголовому сыну Шивы, дарителю удачи и достатка, Хануману - обезьяне-герою, помощнику Рамы в  борьбе с демоном Раваной, ... змеям-нагам - подземным божествам и повелителям  небесных вод из свиты Вишну-Нарайана, свирепой ипостаси Шивы Бхайраву, карающему  за проступки».

   Индуизм включал в себя и некоторые  философские идеи, в особенности  те, которые касались космического единства мира. Появилось понятие  единицы космического времени, которая  называется «день Брахмы» и равна 4320 миллионов астрономических лет. На фоне такой величины земной человеческий отсчет времени представляется пылинкой перед вечностью и рождает  особое отношение к каждому явлению  действительности и к человеческой жизни, как к бренному и преходящему  состоянию.

   Особое  место в религиозно-философских  взглядах раннего периода индийской  мысли занимает буддизм, возникший в VI-V веках до н. э. и ставший впоследствии одной из трех мировых религий, наряду с христианством и исламом. Он сложился, с одной стороны, как реакция на постепенно возникающие новые отношения в обществе, связанные с неизбежным распадом прежней патриархальной семьи и общины, где каждый принадлежал к определенной варне и касте и должен был выполнять вполне определенную роль и проделывать заранее предписанный ему жизненный путь. С другой стороны,- это чисто человеческое стремление каким-либо образом прервать бесконечный процесс перерождений, как бы вовлекавший человека в безостановочный круг предопределенной обязательной деятельности, освободиться от груза постоянного понимания своей кармы и ожидания расплаты за каждый верный или неверный шаг. В книге буддийской мудрости «Типитака» говорится: «Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его. Рождение вновь и вновь - горестно».

   История культуры показала, что ничто не может существовать в мире вечно. Так, изжившие себя идеи общественного  устройства или способа миропонимания  порождают инакомыслие, противостояние, протест по отношению к официальному, сложившемуся, существующему. В области  духовной культуры такой протест  реализуется в новых взглядах на мир, которые обнаруживают себя в  сфере научной мысли, если она  уже оформилась, в искусстве и  в религиозно-философских взглядах. В Индии к VI веку до н. э. новое учение складывалось в среде мудрецов, часто ведущих аскетический образ жизни. Они уже сознательно противостояли брахманам, хотя и не отвергали прошлого наследия, уходящего своими корнями в священные тексты вед.

   Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама (623-544 до н. э.), происходивший, по преданию, из царского рода племени шакьев в Северной Индии (одно из его имен - Шакьямуни «отшельник из шакьев»). В легендах говорится о том, что он получил прекрасное образование у брахманов, был женат, имел сына. Его окружало богатство и роскошь, и он жил радостно и счастливо, не имея представления о тяготах жизни других людей. Его дворец был окружен сказочными садами, и ничто не предвещало возможных перемен. Но однажды он, выходя из дворца, увидел сразу нескольких несчастных людей: монаха-аскета, питающегося подаянием; больного, над которым хлопотали печальные родственники; похороны, сопровождаемые безутешными близкими. Тогда он понял, что в мире не все безоблачно и прекрасно, напротив, в нем царит безысходность, которая дополняется бесконечными перерождениями человека и перевоплощениями его души. За всеми этими формами довольно безрадостного существования человека терялся смысл его жизни. Гаутама тайком оставил дворец и пустился в странствия в рубище нищего, питаясь лишь подаянием, в поиске утраченного понимания цели и сущности человеческого бытия. Однажды, сев вечером под дерево и проведя под ним ночь, он пережил момент просветления, давшее ему знание о том, что жизнь - это страдание, но есть путь спасения, освобождения от страданий, и его понял и затем описал Сиддхартха Гаутама, ставший теперь Буддой (санскр. buddha «просветленный истиной, умудренный»).

   В буддизме появляется новая система  понятий, предлагающих несколько иную, чем прежде, картину мира, где  центральным является понятие страдания, которое Будда связывает с  тем, чем человек владеет в  земной жизни. Страдание связано  и с понятием дхармы, характерным  не только для буддизма, но и для  более ранних религиозно-философских  теорий. Дхарма (букв. «долг, справедливость, закон, порядок, некий положительный образец») выступает как вечный моральный закон, имеющий положительную значимость. Для отдельного человека - это личный нравственный характер жизни, добродетель, долг. Дхармы как первичные элементы бытия и психофизические элементы человеческой жизнедеятельности вечны, постоянно появляются и исчезают, их волнение - источник страдания, который заключается в ощущении конечности бытия, отсутствии его смысла и выражается в чувстве беспокойства, страха потерять родных и близких, материальные блага, самое жизнь. Избавиться от страха можно, только поняв бренность всего земного и отказавшись от иллюзорных ценностей множественного, раздробленного, конечного реального мира. В буддизме существует представление о 12-членной цепи страданий, куда входят: невежество - авидья; различные желания - танха, эмоции, привязанности, склонности, волевые импульсы и другие.

   Освобождение  поэтому связано прежде всего  с преодолением различных страстей и желаний, изменением ценностей, с  появлением правильного отношения  к вещам. Кроме того, освобождение - это обретение вместо непостоянного, бренного бытия чего-то вечного, истинного, существенного. Освобождение должно остановить пульсацию дхарм, что связано  с угасанием желаний, утихомириванием  эмоций и страстей. Путь к освобождению выражен в «четырех благородных  истинах» буддизма:

   1. Жизнь есть страдание.

   2. Причина всех страданий - желания.

   3. Страдания можно прекратить путем  избавления от желаний.

   4. Это достигается посредством  «правильного знания» и «правильного  поведения».

   Освобождение - это избрание пути, лишенного крайностей: как страстных желаний, наполненных  сильными чувствами, так и абсолютного  бесстрастия. Это должен быть третий путь, при котором чувствам человека присущи спокойствие, гармония, уравновешенность. В основных направлениях буддизма - хинаяне и махаяне, сформировавшихся практически сразу после его  возникновения, выбор пути понимается неодинаково.

   Хинаяна (букв. «малая колесница») предлагает путь освобождения, доступный лишь тем, кто принимает обет аскетизма и отшельничества, отказываясь от всяческих мирских радостей и развлечений: спать в мягкой постели, пользоваться благовониями, владеть богатством, особенно золотом и серебром, есть после полудня. Свой путь к спасению каждый проделывает лично, обретая спасение лишь для себя, его спасение знаменует собой достижение им нирваны, просветления, которое и делает его буддой.

   Махаяна (букв. «большая колесница») открывает путь к спасению для многих людей, соблюдающих основные заповеди буддизма:

   1. Не убивай. Буддизм в этой заповеди категоричнее, чем более позднее христианство, поскольку запрещено не только убивать все живое, не исключая животных и даже насекомых, но и причинять кому-либо вред. Этот запрет в достаточной степени объясняет вегетарианство буддийского мира.

   2. Не кради. Предполагается, что кража - это не только присвоение себе чьего-то достояния, но и создание предпосылок, провоцирующих кражу, например, хвастовство своими благами, отказ от подаяния и т. п.

   3. Не лги. Ложью считается также и клевета, сплетни, зависть, интриги - все, что уводит от истины и справедливости.

   4. Соблюдай целомудрие. Эта заповедь запрещает любое небескорыстное отношение к женщине. «Правильным» считается отношение к женщине, как к матери, если она старше по возрасту, как к сестре, если она ровесница, и как к дочери, если она младше.

   5. Не употребляй хмельных напитков, поскольку они дурманят разум. Для буддизма разум считается самым важным достоянием человека, потеря его не позволяет достигнуть высшей цели человека - нирваны, дающей возможность человеку прервать цепь перерождений и слиться с мировым разумом.

   Практически любой, независимо от принадлежности к  той или иной социальной группе, под руководством бодхисатвы (букв. «существо, стремящееся к просветлению»), человека, стремящегося стать буддой и отказавшегося от личного пути спасения, от нирваны во имя сострадания к ближним, мог сам совершенствоваться посредством молитв, медитации* и других обрядов. В процессе самосовершенствования человек достигал чувства внутренней удовлетворенности, независимости своего внутреннего мира от внешних обстоятельств, освобождался от страстей, желаний, суетности и достигал умиротворенности, покоя, терпимости, мягкости по отношению к любым сторонам внешнего мира. Так в буддизме, пожалуй, впервые в историй человечества судьба человека стала зависеть от него самого, человек выступает не только как объект всевозможных мистических сил, но и как субъект, способный проявить активную роль, по крайней мере, по отношению к самому себе.

   Почти все религиозные направления  Индии так или иначе связаны  с ведами, ведической литературой, их основными понятиями, такими как  сансара, карма, дхарма. Различия касались, чаще всего, общей картины мира, путей  для преодоления жизненных невзгод. Некоторые учения, такие, как брахманизм и индуизм, прямо базируются на текстах  веданты, считая их священными. Буддизм  же, хотя и относится к ведам  и их более поздним модификациям с большим почтением, имеет и  собственные тексты, в которых  излагаются его основные положения. Из других религий, существующих и сейчас в Индии, наиболее известны джайнизм и сикхизм.

   Джайнизм основан в IV веке до н. э. кшатрием Вардхамана (именуемым Джиной и Махавирой), но ортодоксальная традиция джайнизма считает, что он был последним провозвестником веры, относя его предшественников к неизмеримо далеким временам, претендуя на роль самой древней религии. Вардхамана в чем-то повторяет судьбу Будды Гаутамы: он был женат, имел детей, затем раздарил свое имущество, странствовал, вел аскетическую жизнь и через 12 лет получил титул, который давался выдающимся вероучителям,- Джина («победитель»). В учении джайнизма также присутствовали понятия кармы, нирваны. Достичь нирваны может лишь аскет, и аскетизм во многом определяет поведение джайниста. Считая, что душа вечна и присутствует во всех вещах мира, джайнисты запрещают не только умерщвление животных при охоте и рыболовстве, но и земледелие, скотоводство. «Наиболее ревностные из них пьют лишь процеженную воду, ходят с повязкой на рту и даже подметают перед собой дорогу, чтобы не проглотить или не раздавить какое-нибудь насекомое. Джайнисты не только не употребляют в пищу мяса, но, стремясь не наносить лишнего вреда и растениям, не едят клубней, корней и плодов, содержащих много семян». Джайнизм много внимания уделяет самосовершенствованию, поиску совершенного знания, совершенного поведения, основанного на аскетизме, требованию искренности, благочестия и соблюдения заповедей, совпадающих с буддистскими.

   Сикхизм появился в XVI-XVII веках (первоначально как секта в индуизме), поэтому несет в себе оттенки не только индуистских религий, но и мусульманства. Не вникая в подробности этого вероучения, скажем лишь, что оно не предполагает особого аскетизма, наоборот, допускает активное существование человека в мире, выполнение им долга домохозяина, отца в соединении со служением единому Богу, не имеющему имени, но триединому (Создателю, Хранителю и Разрушителю). В сикхизме также велика роль учителя - гуру, некоторые из них создали священные книги сикхизма. Самым значительным моментом в этом учении была идея равенства всех людей перед Богом независимо от варны и касты.

   Рассмотрение  духовной культуры Индии было бы неполным, если не добавить нескольких слов и  о нерелигиозных взглядах. Это материалистические учения локаята и чарвака.

   Локаята (др.-инд. Loka «мир, свет»), основанная приблизительно в середине I тысячелетия до н. э. полулегендарным мудрецом Брихаспати, признавала существующим лишь то, что можно воспринимать при помощи органов чувств, и поэтому нет никакого другого мира, ни бога, ни мировой души; когда умирает человек, он умирает полностью, не переселяясь ни в какое другое существо. Последователи этого учения считали, что у каждой вещи мира своя природа, которая определяет ее строение и судьбу, внешние воздействия не могут изменить способ ее существования и течение ее бытия. Цель жизни в этом учении - забота о благополучии настоящего. В средние века чарвака продолжает и развивает материализм локаяты. Чарвака признавала основанием мира четыре субстанции - землю, воду, огонь и воздух, случайные и внезапные сочетания которых образуют все, что существует, в том числе жизнь и сознание. В лучших традициях индийской духовной культуры, проявляющей повышенный интерес к поведению человека, чарвака разрабатывает этику, в которой считается, что добро и зло - иллюзии, созданные воображением людей. Только страдание и наслаждение реальны. Поэтому главная цель человечества - достижение наслаждения, и страдание не должно останавливать людей в стремлении к этой цели. Чарвака - единственная школа в Индии, последовательно проповедовавшая теорию наслаждения (которую можно назвать греческим термином гедонизм от hedone «наслаждение»), предписывающую людям стремление к земным радостям в противоположность аскетизму.

   Таким образом, специфика духовной культуры Индии в том, что она стремилась к упорядочению мира, приданию определенности бытию человека в нем, делая основной акцент на нравственном начале. Как  и всякая культура, культура Индии  противоречива. Здесь были и жесткое  регулирование места человека в  обществе, и чувство безысходности, связанное с невозможностью что-либо изменить в этом мире, и человеческие жертвоприношения, поскольку жизнь  человека - всего лишь момент в бесконечном  «дне Брахмы», поэтому не имеет никакой ценности или значимости. Определенная категоричность, приводившая к кровавым столкновениям и войнам, уживалась с терпимостью к чужим мнениям, верованиям, поведению, то что сейчас называют толерантностью (лат. tolerantia «терпение»). Все эти противоречия легли в основу образа жизни и менталитета, характерных для Индии.  
 

Информация о работе Культура Древней Индии