Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 10:24, реферат
До нас дошло мало памятников гомеровского периода. Основными строительными материалами были дерево и необожженный кирпич, монументальная скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко искусство этого периода проявилось в керамических вазах, расписанных геометрическим орнаментом, а также в терракотовых и бронзовых статуэтках.
Культура Древней Греции………………………………................2
Введение………………………………………………………................2
Крито-Микенская культура…………………………………………….3
Культура гомеровского периода……………………………………….6
Культура архаического периода……………………………………….7
Классический период…………………………………………………..12
Культура эпохи эллинизма…………………………………………….14
Заключение……………………………………………………………..17
Постмодерн……………………………………………….....18
Введение………………………………………………………………..18
Истоки постмодернизма в культуре и искусстве…………………….20
Основные черты и особенности культуры постмодернизма………..21
Постмодернизм и массовая культура………………………...............25
Постмодернизм в искусстве…………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………….29
Список используемой литературы…………………………...............30
В греческом театре был введен запрет на показ убийств. Одеон - здание для музыкальных и поэтических состязаний (в Афинах - 442 г. до н.э.). Организация театральных представлений: первые хоры состояли из 12 человек, со времен Сократа - 15, затем до 50. Роль режиссера выполнял дидаскал, хормейстера - хородидаскал. Были введены условности выступлений: не более трех человек, произносивших речи. Проводились репетиции, имелись судьи, существовал конкурс 5 авторов комедиографов. Женщины и молодежь не допускались на комедии из моральных соображений, так как артисты позволяли себе в словах и жестах то, что по мнению афинян, их жены и дети не должны были слышать. Театральное представление длилось с утра до позднего вечера, а иногда продолжалось и на следующий день.
Архитектура V в.до н.э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордера. Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов, на фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений ваятели черпали из мифологии. В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ связан прежде всего с обликом юноши-атлета.
Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. За неполных два десятилетия (445-427 гг.) в Афинах был воздвигнут ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Возведенный в честь победы над персами, он был средоточием замечательных творений афинских зодчих и скульпторов, символом демократического, свободного государства.
Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый «Дискобол», известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.
Еще один великий скульптор V века - Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости и золота. Такая техника называлась Хризо-элефантинной. Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии. Она достигали 13 метров в высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой - скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза - из драгоценных камней, плащ и сандалии - из золота. Эту статую постигла жестокая участь - в V веке н.э. она была уничтожена христианским духовенством.
Для греческого живописца реалистическая передача природы стала первоочередной задачей. Знаменитому художнику Полигноту (работавшему между 470 и 440 гг.) принадлежит в этой области новшество, ныне представляющееся нам, возможно наивным, но которое произвело тогда революцию в живописи.
О творчестве Полигнота мы можем судить только с чужих слов, правда очень авторитетных. Его многофигурные росписи в Афинах и Дельфах погибли безвозвратно. Прославленный римский естествоиспытатель Плиний Старший утверждает, что Полигноту первому удалось передать мимику лица и прозрачность женских одеяний. А великий Аристотель подчеркивает, что Полигнот стремился запечатлеть «моральное выражение» и что его монументальные росписи являлись вершиной искусства.
Культура эпохи эллинизма.
Новым рубежом в истории Греции становится поход на Восток Александра Македонского (356—323 до н. э.) — сына Филиппа II, подчинившего Грецию. В результате похода (334—324 до н. э.) была создана огромная держава, простиравшаяся от Дуная до Инда, от Египта до современной Средней Азии. Начинается эпоха эллинизма (323—27 до н. э.)— эпоха распространения греческой культуры на всей территории державы Александра Македонского. Взаимное обогащение греческой и местных культур способствовало созданию единой эллинистической культуры, сохранившейся и после распада империи на ряд так называемых эллинистических государств (Птолемеевский Египет, государство Селевкидов, Пергамское царство, Бактрия, Понтийское царство и др.).
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда (ок. 287—212 до н. э.). Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину Ж для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т. д. В то же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировав множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
Успешно развивалось и естествознание, особенно медицина. Древнегреческие ученые Герофил (III вв. до н. э.) и Эрасистрат (ок, 300—240 до н. э.) открыли нервную систему, выяснили значение пульса, сделали большой шаг вперед в изучении мозга и сердца.
Развитие научных знании требовало систематизации и хранения накопленной информации. В ряде городов создаются библиотеки, самые знаменитые из них — в Александрии и Пергаме. В Александрии при дворе Птолемеев был создан Мусейон (храм муз), служивший научным центром. В нем находились различные кабинеты, коллекции, аудитории, а также бесплатное жилье для ученых.
В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, — филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр.
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане — эрудиция, изысканность и виртуозность слога.
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля. Едва ли не единственным исключением является Полибий (ок. 200—120 до н. э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида и первым попытавшийся написать целостную всемирную историю.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм (от греч. ekiektikos — выбирающий) — стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективистской морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее, типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы — эпикурейство и стоицизм.
Произведения Апеллеса, как и других греческих художников, не сохранились, а известны по свидетельствам античных авторов.
В эпоху эллинизма продолжают развиваться тенденции, наметившиеся в греческой скульптуре IV в. до н. э. Проявляется повышенный интерес к личности, ее эмоциям, характерные черты скульптуры этого времени — динамичность, выразительность. Активно развивается жанровое направление, появляются новые школы — в Пергаме, на Родосе, в Александрии. В этот период были созданы всемирно известные рельефы пергамского алтаря Зевса, скульптуры «Афродита Мелосская», «Ника Самофракийская», скульптурные группы «Лаокоон», «Фарнезский бык», скульптурный портрет Демосфена. Одним из семи чудес света считался не дошедший до нас Родосский Колосс — бронзовая статуя бога солнца Гелиоса, достигавшая в высоту 37 м.
Заключение.
Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была ориентирована на свободную гражданскую личность.
Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма.
Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера - шедевры античной литературы.
Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства характеризует культуру Древней Эллады.
Культура Древней Греции положила начало развитию всех остальных европейских культур.
Постмодерн.
Введение.
В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и самому себе. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда многообразие культур и форм культурного развития. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах.
Слово «модерн» (фр. modern – современный) впервые было употреблено в V в. для разграничения обретшего официальный статус христианского настоящего и языческого римского прошлого. С тех пор «модерностъ» (принадлежность к современности) всегда предполагала необходимость сознания эпохи соотносить себя с античностью в ходе осмысления себя самой. В любой эпохе были периоды перехода от старого к новому, поэтому «новыми», современными считали себя со времен Карда Великого и эпохи Просвещения. Культура модерна любой эпохи всегда оглядывалась на античность, но, критикуя ее, все же никогда полностью от нее не отказывалась.
Модернизм употребляется в значении современное искусство. Его отличает особый интерес к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Новое жизнепонимание требовало новую идейную платформу, которая была сформулирована на базе интуитивизма, ницшеанства, феноменологии, психоанализа, экзистенциализма.
Модернистские течения в разных видах искусств развивались не изолированно друг от друга. В середине ХХ в. модерн стал приобретать устойчивую тенденцию противопоставлять себя истории и традиции вообще, рвать исторические связи. Модерным начинает считаться только то, что выражает просто новое. Начинается погоня за большей новиной как таковой.
Происходит попытка синтезировать в процессе творчества разные начала, создавая новый взгляд на предмет – объемный, полный, эмоционально насыщенный. Исследуется соотношение цвета с музыкальным звуком, танцевальной пластикой, с различными запахами.
Художнику предлагалось завоевывать пространство и время будущего, не ориентируясь при этом на какие бы то ни было указания. Он не знал никаких правил поведения в этом открытом ему будущем, над ним не тяготели нормы и образцы; он просто рвался к новому, не зная при этом ни пути, ни ориентиров.
В результате чего в середине XX века в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмодернизмом».
Постмодернизм - совокупное обозначение наметившихся в последние 25-30 лет тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что после «модерна», или современности.
Однако понятие «современность» не имеет сколько-нибудь строгого общепризнанного определения. Исток « современности» усматривают то в рационализме Нового времени, то в Просвещении с его верой в прогресс и опорой на научное знание, то в литературных экспериментах второй половины XIX века, то в авангарде 10-20-х гг. XX века – соответственно ведется и отсчет «постсовременности».
Задача усложняется тем, что термином Postmodern обозначаются две различные тенденции нынешней культуры. Чтобы их не спутать, приходится воспользоваться двумя возможностями русского перевода – «постмодернизм» и «постсовременность».
Генеалогия термина «постмодерн» восходит к 1917 г. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Панвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».
Если отвлечься от дальнейших спорадических употреблений термина, то следующей вехой, непосредственно ведущей к современным спорам, была литературоведческая дискуссия шестидесятых годов в США.