Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 22:16, реферат
Античная цивилизация (I тыс.до н.э.- V в.до н.э.), получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней.
ВСТУПЛЕНИЕ 2
ЭГЕЙСКАЯ (КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА) 2
Культура Крита.
Архитектура.
Живопись.
Катастрофа.
Культура Микен.
Архитектура.
Упадок.
ГОМЕРОВСКИЙ ПЕРИОД (XI-IX ВВ. ДО Н.Э.) 5
Мировоззренческие основы культуры.
Литература.
Керамика.
АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) 7
Мировоззренческие основы культуры.
Игры.
Письменность и литература.
Архитектура.
Скульптура.
Керамика.
КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.) 10
Театр.
Архитектура.
Скульптура.
Живопись.
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.) 13
Литература.
Архитектура.
Скульптура.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
О творчестве
Полигнота мы можем судить только
с чужих слов, правда очень авторитетных.
Его многофигурные росписи в
Афинах и Дельфах погибли
Замечательное
его новшество заключалось в
следующем. Вместо того, чтобы изображать
фигуры в ряд (как это делали его
предшественники), он вводил в композицию
пейзаж и размещал их на разных уровнях,
как бы на склоне горы, частично скрытыми
неровностями почвы. Он рассчитывал
таким образом создать
ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)
Последняя
треть V в.до н.э. ознаменовалась тяжелыми
для Греции событиями. Культурное главенство
Афин было признано всем греческим
миром, но попытка Перикла - главы
государства - установить политическое
главенство Афинского государства
окончилась неудачей. Соперничество
со Спартой привело к открытому
столкновению, которое вошло в
историю под названием
Эта война ослабила всю Грецию, усилила и обострила противоречия рабовладельческого общества. Социальные конфликты подрывали прежнее единство гражданского коллектива и ослабляли мощь города. Восторжествовавшая Спарта была не в силах объединить страну и оградить ее от посягательств мощных соседей, и в середине IV в. Греческие полисы попадают под власть новой могучей державы - Македонии. Общественные потрясения накладывали определенный отпечаток на мировоззрение людей. В эпоху великого расцвета идеальный человеческий образ - это доблестный гражданин города-государства. Распад полиса поколебал это представление. Возникают раздумья, рождается беспокойство, возрастает интерес к индивидуальному миру человека.
Литература.
Литература
эллинистической эпохи
Интересы и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображавшие городской быт. Из многочисленных возникшей в конце IV в.до н.э. в Греции «новой аттической комедии», или просто «комедии нравов», наибольшей популярностью пользовался Менандр. Темой его комедий («Третейский суд», «Брюзга», «Щит» и др.) становится не общественная, как прежде у Аристофана, а частная жизнь горожан.
Архитектура.
В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными ордерами - дорическим и ионическим - все чаще применяется третий - коринфский, возникший позднее. Коринфская колонна - самая пышная и декоративная. В середине IV в.до н.э. в городе Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал свои богатством и великолепием и считался одним из семи чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей - не дошедшую до нас гробницу персидского царя Мавзола в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применились все три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором - заупокойный храм. Здание завершалось пирамидой, увенчанной четырехконной колесницей. Высота Мавзолея была 40-50 метров. Строили зодчие Сати и Пифий.
В этот же период создаются общественные сооружения для зрелищ и развлечений. Прежде всего это театры. Они были рассчитаны на 15-20 тысяч зрителей и более. Одним из выдающихся зрелищных сооружений является театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. На склоне холма расположены скамьи, вмещавшие до 10 тысяч человек. Сохранившийся до наших дней театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 метров от орхестры и на 23 метра выше ее отчетливо слышали каждый звук.
Также строились общественные здания нового типа: библиотеки (в Александрии, Пергаме, Антиохии и др.), сооружения научно-практического назначения - Фаросский маяк в Александрии, «Башня ветров» в Афинах. Самым выдающимся было творение Сострата из Книда (III в.до н.э.) - морской маяк на острове Фарос близ Александрии, который считался одним из «семи чудес света» (до нашего времени он не сохранился). Это была трехъярусная башня высотой 120 м: цоколь был квадратным, средний ярус имел форму восьмиугольника, а верхний - круглое сооружение с украшавшими его статуями. В верхней части маяка, оборудованной металлическими зеркалами, постоянно поддерживался огонь. Маяк служил одновременно наблюдательным пунктом и крепостью.
Скульптура.
Как и в
предыдущие периоды, скульптура оставалась
неотъемлемой частью архитектурного убранства
эллинистических городов. Монархический
строй эллинистических
Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре. И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества - Пергам, Александрия, Родос и Антиохия. Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли - гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы.
«Умирающий галл», «Галл, убивающий свою жену» - великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.
Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй - «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.
Скульпторы
эллинистической эпохи
Блестящая
школа эллинистической
Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей «Колосса Родосского» 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке «чудес света».
Особенно
велико было влияние культуры эллинизма
на римскую культуру: в Рим были
вывезены многие произведения искусства,
библиотеки, образованные раба и т.д.,
которые обогатили латинскую
культуру, что красноречиво подтверждают
слова римского поэта Горация: «Греция,
пленницей став, победителей грубых пленила.
В Лациум сельский искусства внесла.»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Культура
Древней Греции отличалась глубоко
светским характером и была ориентирована
на свободную гражданскую
Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности, так называемого слогового письма.
Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера - шедевры античной литературы.
Бурный расцвет
поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры,
оказавший серьезное влияние
на дальнейшее развитие литературы и
искусства характеризует
Культура Древней Греции положила начало развитию всех остальных европейских культур и в первую очередь Рима.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Василевская Л.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В./Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток. - М:1997
2. Белогрудов
О.А. /Культурология: конспект для
студентов и преподавателей
3. Любимов Л. /Искусство древнего мира: Кн.для чтения. - 2-е изд. - М.:Просвещение, 1980.
4. Лисичкина
О.Б./Мировая художественная