Культура Древнего мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 17:27, контрольная работа

Описание работы

Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.
Из сведений древних авторов следует, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян — статую Капитолийской волчицы. Из завоёванных провинций в Рим стали стекаться талантливые мастера в поисках работы и замечательные произведения искусства.

Содержание

Древний Рим: историческая хронология. Источники формирования римской культуры: культура этрусков и греков. Особенности римской культуры. Римское гражданское общество и право. Энциклопедический стиль римской науки. Историография: Гай Саллюстий Крисп, Карнелий Непот, Тит Ливий, Тацят, Гай Светоний Транквилл, Аммиан Марцеллин, Цезарь Риторика. Птолемеевская Вселенная.
Римская литература: Плавт, Катух, Лукреций, Вергилий, Гораций, Овидий, Петроний.
Праздники и зрелища у римлян. Архитектура Древнего Рима: аркада, ансамбль, базелика, амфитеатр, цирк.
Скульптурный портрет.
Выдающиеся личности античного Рима: Ганнибал, братья Гракхи, Марк Аврелий, Юлий цезарь.
Кризис Римской империи. Острая необходимость создания новой религии – христианства. Миланский эдикт 313 г. и признание официальной и законной христианской церкви. Распад Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Завоевание варварами Рима – конец древнеримской культуры (476 г.)

Работа содержит 1 файл

Культурология готовая.docx

— 37.02 Кб (Скачать)

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Смоленский  филиал 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа по культурологии

на тему: « Культура Древнего мира »

студентки 1 курса группа 104 ММД

факультет Менеджмента и маркетинга

специальность Менеджмент организации

Зачетная  книжка № 10ММД13307

Преподаватель:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Смоленск 2010г.

План:

  1. Древний Рим: историческая хронология. Источники формирования римской культуры: культура этрусков и греков. Особенности римской культуры. Римское гражданское общество и право. Энциклопедический стиль римской науки. Историография: Гай Саллюстий Крисп, Карнелий Непот, Тит Ливий, Тацят, Гай Светоний Транквилл, Аммиан Марцеллин, Цезарь Риторика. Птолемеевская Вселенная.

    Римская литература: Плавт, Катух, Лукреций, Вергилий, Гораций, Овидий, Петроний.

  1. Праздники и зрелища у римлян. Архитектура Древнего Рима: аркада, ансамбль, базелика, амфитеатр, цирк.

             Скульптурный портрет.

                 Выдающиеся личности античного  Рима: Ганнибал, братья Гракхи, Марк Аврелий,    Юлий цезарь.

  1. Кризис Римской империи. Острая необходимость создания новой религии – христианства. Миланский эдикт 313 г. и признание официальной и законной христианской церкви. Распад Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Завоевание варварами Рима – конец древнеримской культуры (476 г.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Культура  Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она  дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.

     Из  сведений древних авторов следует, что первые храмы для римлян возводили  их соседи, более цивилизованные этруски. Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов, на которых  расположен Рим, символ легендарной  прародительницы римлян — статую Капитолийской волчицы. Из завоёванных  провинций в Рим стали стекаться  талантливые мастера в поисках  работы и замечательные произведения искусства.

     Наиболее  значительным было влияние греческих  традиций в области скульптуры. Римляне  охотно копировали образцы. В большинстве  случаев именно эти римские копии, а не греческие подлинники, дошли  до наших дней. Однако римскими многие из них также могут быть названы  лишь условно: в скульптурных мастерских Рима работали преимущественно греческие  мастера.

     Одним из великих достижений римского искусства  стал портрет. Были характерны портреты, очень близкие к натуре. Они  передают все мельчайшие особенности  человеческого лица. Глаза многих статуй для достижения натуралистичности  изготовлены из цветной эмали. Римский  портрет — это история Рима, рассказанная в лицах реально  существовавших людей.

     Но  самой популярной и самой загадочной вещью в римском искусстве  являются, безусловно, маски: мужские  и женские, трагические и комические, безобразные и прекрасные.

     Сценическое искусство Древнего Рима развивалось  под влиянием греческого театра и  собственно римских народных представлений. Самая счастливая и долгая судьба оказалась у ателланы. Так называли представление (обычно комическое), в котором действовали маски характеры. Именно маски ателланы стали одним из истоков итальянской комедии дель арте. Каждая маска обозначала определённый тип личности. Всего было четыре постоянных персонажа: Макк - обжора, дурак и простофиля (изображался лысым, с крючковатым носом и ослиными ушами), Буккон - смышленый и болтливый обжора (в маске подчёркивались отвислые губы и раздутые щёки), Папп - богатый, скупой и глупый старик, и, наконец, Доссен - хитрый горбун, невежа и шарлатан. Текст ателланы сочиняли по ходу действия участники спектакля, и только в I в. до н э. появились литературные обработки ателланы.

     Долгое  время в Риме не существовало постоянных театральных зданий. Актёры считались  не уважаемыми, а презираемыми людьми. Их набирали из числа рабов и вольноотпущенников и за плохое исполнение могли побить. Представления давались в основном на общегосударственных праздниках.

     Спектакли могли ставиться и в любое  другое время по инициативе знатного гражданина. Для представлений строились  специальные сооружения, которые  по окончании действа ломались. Сценической  площадкой был деревянный помост, поднятый над землёй на половину человеческого  роста. К нему вела узкая лесенка  в несколько ступеней - по ней  поднимались персонажи, приехавшие (по сюжету) из другого города. Для  зрителей ставили скамьи, но иногда смотреть спектакли разрешалось  только стоя.

     Важным  событием в театральной жизни  Рима было появление первого постоянного  театра, построенного из камня. Этот театр  был сооружен в 55 г до н. э. и вмещал до 40 тысяч человек. В конце Iв. до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба и театр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены, разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам.

     С середины II в. до н. э. латинское начало набирало силу: прозаики перешли на родной язык (ранее римские литераторы писали по-гречески). Латынь переживала становление литературного национального  языка, а литература стала играть немаловажную роль в древнеримской  культуре. Император Август привлекал  к себе лучших писателей своего времени. Его время называют “золотым веком  римской культуры”. Первым из плеяды выдающихся лириков был Катулл. Как  и другие поэты его круга, он писал  большие "ученые" произведения и  легкие небольшие стихотворения. В  дальнейшем прославленными поэтами  были Вергилий, Горация, Овидий. Под  пером Луцилия родился новый, чисто римский жанр — сатира. Гораций писал любовные стихи и сатиру, высмеивал пороки римского общества. Это его перу принадлежит знаменитое стихотворение “Памятник”, которое так мастерски переводили Ломоносов, Державин, Пушкин.

     Воспитатель императора Нерона, знаменитый философ  Сенека, внес значительный вклад в  развитие трагедийного жанра. Именно эту  античную трагедию драматурги Нового времени избрали в качестве образца  для подражания. Трагедии Сенеки написаны в духе "нового стиля": затянутые  патетические монологи, громоздкие метафоры и сравнения предназначены скорее для читателя, чем для зрителя.

     Современниками Августа были известные историки Тит Ливий, Дионисий Геликарнасский, географ Клавдий Птолемей, анатом и физиолог Гален, архитектор Витрувий, автор великолепного трактата по архитектуре, прославившего его имя.

     Плавт начал свою деятельность ещё при Невии и возвел подражательную комедию на высшую степень развития. Это — талант первоклассный, представивший собой наиболее яркое свидетельство особенной способности латинского гения к драматическому искусству, а именно в области комедии.

     Важнейшие представители элегии, которая была по преимуществу любовной, — Тибулл, Проперций и Овидий.

     Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли, также в  период Просвещения во Франции. Монтескьё  написал книгу «Рассуждения о  причинах величия и упадка римлян». Первым капитальным трудом стало  произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи —  Византии в 1453 году. Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских  граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при  Коммоде, а христианство стало катализатором крушения империи, подточившее её устои изнутри. Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины. В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период. Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена, одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история», а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»). Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро — «Величие и падение Рима». Вышел труд И .М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация. Против гиперкритицизма работ итальянца Э. Пайса, отрицавшего достоверность римской традиции вплоть до III века н. э., выступил Де Санктис в своей «Истории Рима», где, с другой стороны, почти полностью отрицались сведения о царском периоде. 

     Выдающиеся  личности античного Рима: Ганнибал, братья Гракхи, Марк Аврелий,    Юлий Цезарь.

     Юлий  Цезарь.Своим завоеванием Галлии Цезарь расширил римскую державу до берегов северной Атлантики и подчинил римскому влиянию территорию современной Франции, а также начал вторжение на Британские острова. Деятельность Цезаря коренным образом изменила культурный и политический облик Западной Европы и оставила неизгладимый след в жизни следующих поколений европейцев. Гай Юлий Цезарь, обладая блестящими способностями военного стратега и тактика, одержал победу в сражениях гражданской войны и стал единовластным повелителем Pax Romana. Наряду с Гнеем Помпеем он начал реформирование римского общества и государства, которое уже после его смерти привело к установлению Римской империи. Цезарь хотел централизировать управление республикой. Злые языки поговаривали, что он стремится к царской власти. Однако Цезарь, помнив о неудачной практике правления первых семи царей (из-за них римляне на дух не переносили монархию и осуждали на смерть любого, кто пытался присвоить себе этот титул), пошёл другим путём: стал пожизненным диктатором. Он настаивал на том, чтобы его называли просто — Цезарь. Его убийство привело к возобновлению гражданских войн, закату Римской республики и зарождению Империи, которую возглавил усыновлённый им Октавиан Август.

     Ганибал.По словам Полибия и других историков, Ганнибал сам рассказывал, что перед отправлением в поход отец заставил его поклясться перед алтарем, что он всю жизнь будет непримиримым врагом Рима, и впоследствии он сдержал эту клятву. Его выдающиеся способности, необыкновенные условия его воспитания подготавливали в нём достойного преемника своему отцу, достойного наследника его замыслов, гения и ненависти. Выросший в военном лагере, Ганнибал получил тщательное образование и всегда заботился о его развитии, и будучи главнокомандующим, Ганнибал научился у спартанца Зозила греческому языку. Гибкий и крепкий телосложением, Ганнибал отличался в беге, был искусным бойцом и отважным наездником. Своей умеренностью в пище и сне, неутомимостью в походах, безграничной отвагой и беззаветной храбростью Ганнибал всегда подавал пример своим солдатам, а своей самоотверженной заботливостью о них приобрел их горячую любовь и беспредельную преданность.

     ГРА́КХИ, братья Тиберий (162-133 до н. э.) и Гай (153-121 до н. э.) Семпронии Гракхи (Tiberius et Gaius Sempronii Gracchi), римские политические деятели, сторонники демократических реформ. Тиберий был народным трибуном в 133 году, Гай — в 123 и 122 годах. Братья пытались проведением демократических земельных реформ приостановить разорение крестьян. Гаем был предложен также закон о предоставлении прав римского гражданства италийским союзникам. Погибли в борьбе с сенатской знатью, выступавшей против реформ.

     Отцом Гракхов был патриций Тиберий Гракх, цензор, дважды консул и дважды триумфатор, известный в народе своей высокой нравственностью. Их мать Корнелия была дочерью Сципиона Африканского, победителя Ганнибала. О юных годах братьев известно немного, однако Плутарх указывает, что старший брат, Тиберий, в юные годы находился под влиянием верховного понтифика Красса, законоведа Муция Сцеволы и Аппия Клавдия. Большое влияние на него оказал и его вечный спутник и друг — греческий оратор Диофан. Наконец, известно, что большую роль в воспитании Гракхов сыграла их мать Корнелия, за советом к которой они обращались и в зрелые годы. Тиберий по характеру был скромен и сдержан, снисходителен и мягок, Гай, наоборот, — вспыльчив и резок.

     МАРК  АВРЕ́ЛИЙ Антонин (Marcus Aurelius Antoninus) (26 апреля 121, Рим — 17 марта 180, Сирмий, Нижняя Паннония), римский император с 161 из династии Антонинов, представитель позднего стоицизма, автор философских «Размышлений». Восстановил римский протекторат над Арменией и захватил Месопотамию в войне 162-166 с парфянами; в 166-180 вел Маркоманскую войну.

     Сын претора Анния Вера, принадлежал к знатному испанскому роду. В детстве, по воле Адриана, был усыновлен будущим императором Антонином Пием. Получил прекрасное образование, специально изучал право. 7 марта 161 вместе с Луцием Вером, также усыновленным Антонином Пием, был провозглашен императором. На время правления Марка Аврелия пришлись наводнение Тибра, восстания британцев и германцев, успешные для римлян войны с Арменией и Парфией, длительная война с маркоманами. Большую часть жизни император провел в военных походах, пытаясь отразить варваров, теснивших римские границы. В то же время он заботился о внутреннем благоустройстве империи, уделяя особое внимание законодательству и судопроизводству. Лично принимал участие в заседаниях сената, в судебных разбирательствах. Сборник рескриптов Марка Аврелия под названием Semestria пользовался авторитетом у юристов последующих поколений. Умер от чумы во время войны с маркоманнами.

     Феодосий I Великий преследовал представителей Древнеримской культуры,античной философии, религии, которых христиане считали язычниками — В 384—385 годах рядом указов предписано уничтожение античных храмов: Храм Артемиды Эфесской, Храм Артемиды Гемеры и т. д.

     Префект Востока Кинегий, при помощи вооружённой силы и вместе с христианскими монахами, разрушил многие из оставшихся святилищ старой веры.

     Эдикт 391 года, ещё более строгий, нанёс  последний удар «язычеству», запретив поклонение богам не только публично, но и в частных домах.

Информация о работе Культура Древнего мира