Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 06:12, реферат
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
КИТАЙСКИЙ РЕНЕССАНС
Во
второй половине VIII в. в культурной жизни
Танской империи возникло движение, получившее
название китайского ренессанса. Оно вызвало
к жизни свою философию и эстетику, художественную
литературу и искусство, свою науку и публицистику.
Его крупнейшими представителями были
выдающиеся поэты, писатели, публицисты,
философы, историки, общественные и государственные
деятели. Развивалось это движение под
лозунгом обращения к «древнему просвещению»,
т. е. к культуре древнего царства Чжоу
и династии Хань.
ТРИ ВЕЛИКИХ ПОЭТА
Поэзия первой возвестила о новых веяниях в интеллектуальной жизни Китая. Новую эру в китайской поэзии открыли три великих поэта — Ли Бо, Ван Вэй и Ду Фу.
Ли Бо (701—762) — первый поэт китайского возрождения, жил в горах с даосскими отшельниками. В его лирике звучала тоска по ушедшим временам, он пел об изменчивости человеческой дружбы и противопоставлял ей верность животных своему хозяину. Ли Бо писал лирические стихи о природе, своей стране, радостях и горестях жизни. Они проникнуты жизнелюбием, стремлением к радости и воле.
Совсем иным — и человеком, и поэтом — был Ван Вэй (699-759). Чиновник высокого ранга, он писал прекрасные стихи о природе, полные глубоких человеческих переживаний. Кроме того, Ван Вэй был и превосходным живописцем, мастером пейзажа.
Главная
тема поэзии третьего великого поэта
китайского ренессанса Ду Фу (712—770) —
человеческие страдания и переживания.
Через человека своей страны и своей эпохи
Ду Фу начинает видеть человека как такового.
Он становится поэтом-гуманистом в истинном
значении этого слова.
ХАНЬ ЮЙ – ПЕРВЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ КИТАЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ
Первым выдающимся ученым и мыслителем нового времени был Хань Юй (768—824). Его имя стоит первым в списке «восьми великих людей времен Тан и Сун», т. е. VII—XIII вв. истории Китая.
Хань Юй считал, что «человеческое в человеке» — это «любовь ко всем». Это свойство присуще человеку в силу его общественной природы. Хань Юй был ярым противником даосизма и буддизма. Оспаривая концепцию нирваны как высшей и конечной цели эволюции человека и общества, Хань Юй противопоставляет этой неведомой и абстрактной цели буддизма цель совершенно конкретную и вполне понятную людям: создание правильно управляемого государства, жители которого неустанно стремятся к совершенствованию своей личности. Для Хань Юя даосизм с его отрицанием всякой деятельности, общества, государства и цивилизации был неприемлем.
Эпоха
Тан — один из блестящих периодов
расцвета китайского искусства.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное — позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям — придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы». Китайский портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью.
В китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или птица является знаком поэтического образа: сосна — это символ долголетия, бамбук — стойкости и счастья, аист — одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей — вытянутый свиток — помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.
Все
жанры древнекитайского искусства
несли в себе глубокий нравственный
смысл и идею совершенствования
человека, настраивали на особое восприятие:
восхищение природой, ее красотой и работой
мастера. Наверное, поэтому красота китайских
пейзажей с их особой выразительностью
и особой символикой вызывает восхищение
у европейцев, позволяет открывать им
иное видение мира, иную эстетику.
СКУЛЬПТУРА
Китайская
скульптура была тесно связана с
религиозными культами. Найдено множество
статуэток Танской эпохи, которые клали
в могилы умершим. В многочисленных пещерных
храмах сохранились памятники ранней
буддийской скульптуры. Найдены изображения
Будды, высеченные в скалах. В отличие
от индийского Будды, отрешенного от всего
земного, в китайском Будде при всей его
одухотворенности гораздо сильнее чувствуется
земное, человеческое начало.
КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
В пещерах сохранилась настенная живопись на сюжеты буддийских проповедей. Китайские фрески поражают легкостью, прозрачностью лимонных, изумрудных, сиреневых и розовых оттенков.
Китайские
художники охотно рисовали пейзажи
на шелке. В некоторых картинах поражает
одна особенность: например, на фоне величественных
гор фигурки людей чрезвычайно
малы. Эта несоразмерность вытекала
из даосистского мировоззрения художников.
Согласно философии даосизма, человек
незначителен по сравнению с первопричиной
мира — дао, воплощенной в величественных
явлениях природы. Определенное своеобразие
придавали китайской живописи на шелке
текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические
тексты были обычно очень краткими, выразительными
и содержали образные формулы старинной
китайской мудрости. Их выполняли тушью
очень тонкими кисточками, специально
предназначенными для каллиграфических
надписей. Рисунок и текст в китайской
живописи на шелке всегда были настолько
связаны по смыслу, что воспринимались
зрителем как единое целое.
ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ
В Китае начался новый подъем в сфере экономики, управления, культуры. Этому способствовало появление печатной книги. Искусство книгопечатания в Китае выросло из ремесла изготовления каменных печатей с надписью по окружности. Печати обычно вырезали из полудрагоценного камня — нефрита. В процессе изготовления нефритовых печатей камнерезчики овладели искусством изображения на камне зеркального отображения букв и иероглифических знаков. Это оказалось главным при изготовлении печатающих матриц. Путь к книгопечатанию был открыт. Бумага для этой цели была изобретена в Китае еще в 105 г. н. э.
В правление династии Хань во II в. н. э. на камень были переведены все сочинения Конфуция. Однако прошло, по крайней мере, еще два столетия, пока было освоено размножение текста с каменных или медных матриц путем изготовления их глиняных или гипсовых копий. В IX в. в буддийских монастырях осваивалось печатание надписей, вырезанных на досках (ксилография). Уже были изготовлены такие матрицы с зеркальным отображением текста.
Самая древняя в мире печатная книга — «Сутра Праджна», сборник буддийских сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан в северо-западном Китае и найдена в 1907 г.
В X в. таким же способом с деревянных матриц типографским способом было отпечатано собрание сочинений Конфуция. Однако это издание долго еще сопоставляли с каменными текстами Конфуция, которым по традиции все же отдавалось предпочтение, хотя они были дороги и громоздки.
Следующим
шагом в книгопечатании стало изобретение
набора подвижных глиняных литер, которые
можно было переставлять. Большие затруднения
пришлось преодолеть в связи с развитием
иероглифической письменности. Наборщик
должен был оперировать тысячами иероглифических
знаков, что значительно затрудняло изготовление
типографских матриц. Но упорные китайцы
все же пошли на изготовление тысяч отдельных
переставляемых иероглифов. Это произошло
в XI в. — за 400 лет до изобретения Гутенберга
в Европе. Работа наборщика с таким огромным
количеством знаков была адским трудом.
С 1400 г. регулярное книгопечатание по китайским
рецептам началось в Корее. Книги распространялись
по всем крупным городам Китая, расширялся
круг читающих, появились частные собрания
книг и библиотеки.
ПЕКИН – СТОЛИЦА КИТАЯ
В
1421 г. минский император Чжу Ди
(1403-1424) перенес столицу Китая из Интяна
в Пекин, который еще при монголах был
правительственной резиденцией. Во время
правления династии Мин Пекин был значительно
расширен. Его строгая планировка сохранилась
и доныне, улицы были ориентированы по
компасу — с севера на юг и с востока на
запад — и пересекались взаимно перпендикулярно.
В центре находился «Запретный город»,
обнесенный красной стеной, — резиденция
императора. Другой достопримечательностью
Пекина был мраморный зал для жертвоприношений
в «Храме Неба». Здесь император как Сын
Неба приносил жертву, дабы способствовать
зимнему повороту солнца на весну и лето.
Считалось, что без такой жертвы поворот
солнца на лето может затянуться.
ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРОВ
Самые крупные памятники этой поры — императорские гробницы минской династии близ Пекина. В них как бы воскресают древние традиции монументальной скульптуры Ханьской эпохи. К гробницам 13 императоров династии Мин ведет дорога, по краям которой стоят каменные изваяния животных и людей. Сановники и воины словно пришли сюда, чтобы отдать последний долг своему повелителю.
О
времени правления династии Мин с ее благоволением
к трудам Конфуция молва уже тогда говорила,
что Китаем правят философы. Известные
ученые-конфуцианцы, знатоки древних книг,
формулировали основные принципы политики
минского двора. Но не только философствующими
властями и чиновниками славился Китай
при династии Мин. Широкое развитие получили
художественные ремесла и искусство.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
К
художественным промыслам Китая того
времени следует отнести резьбу по камню
(преимущественно по нефриту), живопись
по шелку, изготовление лакированной мебели
и других изделий. Ремесленники работали
с серебром и золотом, полудрагоценными
цветными камнями. Эти материалы также
широко использовались ремесленниками
в Индии, Персии и многих других странах,
но поделки из нефрита, живопись по шелку
и лакировка были китайской спецификой.
К этому следует добавить тончайший полупрозрачный
китайский фарфор. Изделия из фарфора
изготавливали во многих странах Востока,
но такого мастерства, как китайцы, в этом
искусстве не достиг никто.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
До начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Китайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они производили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.