Автор: Павел Савченко, 08 Июня 2010 в 22:06, реферат
Китай - страна древней истории, культуры, философии; одна из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц-зы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называют китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.
Название «хайнцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности - Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы - Цинь восходит европейское название европейское название Китая со времен античности: лат. - sinae, фр. - chine, англ. - china.
Древнее общество на территории Китая представляло собой замкнутый социальный и политический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями различных этносов и укладов:
I-II тыс. до н.э. - возникновение государства, период Шань (Инь)
XI-VIII - вв. до н.э. - государство Чжоу (Западное)
VII-VI вв. до н.э. - период «многоцарствования» (Лего)
V-III вв. до н.э. - эпоха «воющих царств»
III вв. до н.э. - II в. н.э. - империя Цинь и Хань
III - VI вв. н.э. - период «трехцарствования»
Введение………………………………………………………………………….. 3
Уровень развития материальной цивилизации………………………………… 4
Государство и генезис социальных связей………………………………………. 5
Мировосприятие и религиозные верования…………………………………… 6
Философия………………………………………………………………………. 8
Конфуцианство………………………………………………………………. 11
Труд Конфуция «Лунь юй» (Изречения)……………………………………….. 14
Основные принципы учения Конфуция………………………………………... 15
Учение Конфуция о государстве………………………………………………… 16
Даосизм………………………………………………………………………….. 21
«Дао де дзин»……………………………………………………………………….. 25
Литература……………………………………………………………………… 26
Здесь истоки тотального натурализма, определяющего специфику китайской классической философии, и своеобразие эквивалента европейской науки логики - китайской нумерологии. Последняя согласно определению известного российского синолога А. Кобзева, есть форматизированная, теоретическая система, элементами которой являются математические или математико-образные объекты, связанные, однако между собой главным образом не по законам математики, а как-то иначе - символически, ассоциативно, актуально, эстетически, мнемонически, суггестивно и т.д.».
Классифицирование, составление таблиц, разложение по группам без обязательной логической обоснованности - для китайской классической философии это знак достаточной познавательной оформленности. Получаются устойчивые числовые комплексы феноменов окружающего мира («пять свойств», «семь занятий», «два очищения» и т.д.), которые пронизывают текстовую ткань китайской мысли и представляют собой ее отличительную черту.
Встречающаяся в текстах практика вводит в состав таких комплексов феноменов макрокосмоса социальные понятия, что указывает на невыделенность человеческого плана из общекосмического в сфере древнекитайского теоретического мышления. С другой стороны, в «чисто» социальных моделях управления, созданных, по преданию, мифическими культурными героями Китая, в ряд равнозначных объектов поставлены и народ, и природа, и божества.
Таким образом, соблюдается некая коррелятивная согласованность природных и социальных явлений. На представлении об этой согласованности основывается концепция гармонического устройства мира, а главным принципом древнекитайской космологии устанавливается гармония.
Космическая гармония, достигнутая в результате усилий культурных героев, связывала различные аспекты бытия и служила источником покоя (порядка)и в природе, и в обществе.
Согласно древним, гармония основывалась на постоянстве двух космических начал - земли и неба, рождающая образы, уподобления которым обеспечивает народу (третьей космической сущности) покой (порядок). Принцип, регулировавший поведение народа в этой триаде, именовался в древнекитайских текстах «ли».
Таким образом, первоначально «ли» выступает как категория космической гармонии, соразмерность функционирования третьего космического начала (народа)двум другим (небу и земле). Благодаря своему статусу, категория «ли» приобретает регулирующее значение и в повседневной практики китайского общества, выступая здесь в роли нормы социальной жизни.
Такая историко-социальная «протяженность» философских категорий и понятий повлияла в известной степени и на форму подачи новой философской мысли. Специфичным для Китая является традиционная «обернутость» новой идеи, когда последняя только тогда может получить известное признание или право на достойное внимание, если будет истолкованием или восстановлением старинной концепции (будет введена в ареал одного из устойчивых числовых комплексов).
Имя Конфуций - латинизированная форма китайского имени Кун-цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция, однако его имя очень часто упоминается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным философом: теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения. Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона. Сверх того , его общественные и нравственные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания ина Западе и в России .
Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не скрывает завеса , сотканная воображением последователей .Наоборот - благодаря им мы можем узнать о его привычках, характере, манёрах , о событиях его жизни ,услышать его подлинные слова. Оказывается , в его облике нет ничего сверхчеловеческого , он удивительно прост , даже прозаичен.
Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей . Ему приписывают составление и редактирование знаменитого ''Пятикнижия'' , которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы . Особое место среди этих источников занимает книга ''Лунь-юй''-- ''Изречения'', составленная учениками Конфуция уже после его смерти . Она состоит главным образом из отдельных афоризмов ,которые начинаются словами ''Учитель сказал ...''.
В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями античных философов, например мысли об идеальном правителе и идеальном государстве : какими они должны быть?
2.1 ...Кто правит согласно добродетели,
Подобен северной звезде:
Стоит на своем месте
В кругу других созвездий.
4.10 ...Благородный муж
Ничего не разрешает
И не запрещает в Поднебесной
А соизмеряется со справедливостью
Правление -- это:
12.11 ...когда будет государем государь,
Слугой слуга,
Отцом отец,
И сыном сын.
12.17 ...есть исправление.
Кто же посмеет не исправиться,
Когда исправитесь вы сами?
3.6 ...Когда ведешь себя ты правильно,
То за тобой пойдут и без приказа;
Когда же ты ведешь себя неправильно,
То не послушают, хоть и прикажут.
13.10 ... Когда бы власть в стране принадлежала
добрым людям,
Они в течении ста лет могли бы победить
жестоких И отменить казни.
Т.е. идеальный правитель должен быть справедливым , стремиться к добру ,тогда и народ пойдет за ним ,как ''...склоняется трава вслед ветру .'' .По словам Конфуция ,на месте государя должен стоять человек , которому от рождения положено править. Правитель должен быть такой , чтобы ''...были рады те, что близко ,и приходили те, что далеко.'' Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве:
''...Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных , если в стране установить гармонию , то население не будет казаться малочисленным .Если же народ будет находиться в состоянии покоя ,то государству не будут грозить никакие опасности ''. Но самое главное ,по мнению Конфуция , это то, что народ должен верить своим ''управляющим, иначе государству не устоять''. Большая часть афоризмов , приведенная в хрестоматии, относится к очень интересным жизненным поучениям и правилам:
8.13 ...Всегда будь искренним , люби учиться,
Стой насмерть, совершенствуй путь...
Стыдись быть бедным и убогим, когда в
стране есть путь;
Стыдись быть знатным и богатым, когда
в ней нет пути.
4.14 …Не печалься о том ,что нет места, А
заботься о том ,чем себя утвердить;
Не печалься о том, что никто не знает
тебя ,
А стремись быть тем, кого могут знать.
15.29 ... Человек может сделать путь великим , Не путь делает великим человека.
Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы Конфуция, которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего времени:
15.28 ...Что ненавидят все, то требует проверки. Что любят все, то требует проверки.
15.30 ...Лишь та - ошибка ,что не исправляется.
17.3 ...Не происходит изменений лишь с высшей мудростью, И низшей глупостью.
Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере мировосприятия Конфуция , становиться ясно, почему его учение нашло столько много последователей. Однако они не могут дать полное представление об этом , влиятельнейшем учении древности .
«Лунь юй» - «Изречения» - наиболее надежный памятник, передающий воззрения Конфуция, аутентичность которого не оспаривается специалистами. Конфуций (ср. кит. - Кун Фу-цзы, т.е учитель Кун) жил в VI-V вв. до н.э. Основное в его учении - социально-этический аспект, опирающийся на авторитет древности. Конфуций разделяет людей на три этические категории: цзинь-цзы, жэнь, и сяо жень.
Цзюнь-цзы - благородный муж, совершенный человек, обладающий человеколюбием и чувством долга. Сяо жэнь - маленький человек или человек с маленькой буквы, Жэнь - средний человек, потенциально могущий стать либо тем, либо другим.
Основой правил поведения людей, по мнению Конфуция, должно быть сяо - сыновья почтительность, которая вместе с любовью к старшим братьям являлось основой человеколюбия.
Управление государством и обществом базируется на «ли», правилах, приобретших функцию закона. Для того, чтобы поддержать управление, основанное на правилах поведения, Конфуций выдвинул требование «об исправлении имен», т.е. о соответствии слов реалиям, тем самым привести действительность в надлежащий порядок.
Согласно учению Конфуция, идеальные правила существовали только в древности, поэтому именно тогда в Поднебесной царил порядок. На этот «золотой век», в прошлое ориентировал мыслитель свою модель государства.
Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы, сам же Конфуций был обожествлен. При династии Тан текст «Лунь юй» вместе с другими конфуцианскими текстами был выбит на каменных стелах.
Каждый образованный китаец был обязан знать текст «Лунь юй» наизусть, а затем руководствоваться им в течении всей своей жизни.
К тридцати годам созрели основные этико - философские концепции будущего учения Конфуция.
1. Концепция жень ("гуманность", "человеколюбие") и ли ("правила", "этикет"). Ли провозглашалось высшим проявлением жень. Эти два компонента отражали воззрения Конфуция на государственное устройство и социальную организацию общества.
2. Суть второй концепции - "быть преданным, (честным) сановником, почитать правителей". Она охватывала целый комплекс проблем, связанных с системой управления и прежде всего с нормами взаимоотношения главы государства и чиновничества.
3. Третья концепция известна как "следование среднему пути" (чжун юн) или "учение о середине", которым Конфуций предостерегает от увлечения крайностями.
4. Рассуждая о проблеме власти, Конфуций считал, что все дела должны решаться на основе принципа справедливости, т.е., по существу соединил воедино такие отдаленные понятия, как "власть" и "справедливость".
5. Пятая концепция касается отношения человека к той вере, которую он исповедует:" Будь непреклоненно верен нашему учению, старательно овладевай им; рискуя жизнью, оберегай его".Куан Ямин отмечает, что вся дальнейшая жизнь Конфуция явилась наглядным примером непреклонной приверженности этой доктрине.
6. К этому времени сформировались его начальные представления о Воле Неба, пока еще непоследовательно выразившие его критическое отношение к повсеместно распространенной тогда вере в духов.
Нетрудно заметить, что большинство концепций было связано с проблемой управления государством и обществом. Это вполне отражало ситуацию в сложнейший переходный период в истории Китая и в социально-экономическом и в политическом плане.
Учение Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной службе и как мы это уже видели служба эта была успешной. Но Конфуций не видит государство в отдельности от общества и единичного человека. Все его Учение в этой области взаимосвязано. Некоторые его высказывания носят иносказательный характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть Учения, как она была искажалась китайской бюрократией на протяжение многих веков.