Культура древнего Китая, особенности религии, наука, искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:29, контрольная работа

Описание работы

Культура Китая восходит к очень глубокой древности и отличается не только богатством своих материальных и духовных ценностей, но и огромной жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 77.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра: экономики менеджмента и маркетинга

Факультет: финансово-кредитный

Специальность: бакалавр экономики

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

 

По дисциплине: культурология

 

 

 

Выполнила: студентка 1 курса

                     группы бакалавр экономики

                     Клименко Я.В.

 

 

Проверила: Усова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Омск

Вопрос1: культура древнего Китая, особенности религии, наука, искусство.

Культура древнего Китая

Культура  Китая  восходит  к  очень  глубокой  древности  и  отличается  не  только  богатством  своих  материальных  и  духовных  ценностей, но  и  огромной  жизнестойкостью. Несмотря  на  бесчисленные  войны, мятежи, разрушения, производимые  завоевателями  страны, культура  Китая  не  только  не  ослабевала, а  наоборот, всегда  побеждала  культуру  завоевателей.
        В  течение  всей  истории  китайская культура  не  утрачивала  своей  активности, сохраняя  монолитность. Каждая  из  культурных  эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и  разнообразию  ценности. Произведения  зодчества, скульптуры, живописи  и  ремёсел  представляют  собой  бесценные  памятники  культурного  наследия  Китая.
 Каждая  из  культурных  эпох  тесно  связана  с  социально-политическими, экономическими  и  другими   особенностями  данного  исторического  периода  и  представляет  собой  определённый  этап  развития  культуры. Таких  культурных  эпох  в  истории  Китая  несколько. История  и  культура  древнего  Китая  охватывает  период  от  II  в. до  н.э. – до III в. н.э. В  эту  эпоху  входит  культура  Китая  периода  династии  Шан (Инь)  и  династии  Чжоу, а  также  культура  империи  Цинь  и  Хань. Культура  Китая  III –IX вв.  охватывает  два  исторических  периода: период  Южных  и  Северных  династий  и  период  объединения  Китая  и  создания  танского  государства. Культура  Китая  X –XIV вв. включает  в  себя  период  пяти  династий  и  образования  империи  Сун, а  также  период  монгольских  завоеваний  и  правления  династии  Юань. Культура  Китая  XV – XIX вв. – это  культура  периода  династии  Мин, а  также  период  завоевания  Китая  маньчжурами  и  правления  маньчжурской  династии  Цин.  
         Обилие  и  разнообразие  керамических  изделий – от  бытовой  посуды  до  жертвенных  сосудов – и  их  техническое  совершенство  свидетельствуют, что  культура  этого  периода  стояла, несомненно, выше  яншанской. К  этому  времени  относятся  и  первые  гадальные   кости, на  которых  имеются  знаки, нанесённые  с  помощью  сверления. 

 

Религия


       Сохранившиеся  литературные  источники, по  большей  части  произведения  так  называемой  классической  литературы  древнего  Китая, позволяют  проследить  процесс  возникновения  и  развития  китайской  религии,  философии,  права  и  возникновение  очень  древних  социально-политических  систем. Этот  процесс  мы  можем  наблюдать  на  протяжении  целого  тысячелетия.
       Китайская  религия,  так  же  как  и  религиозные  воззрения  всех  народов  древности, восходит  к  фетишизму, к  другим  формам  культа  природы, культа  предков  и  тотемизма,  тесно  связанного  с  магией.
       Специфика  религиозной  структуры  и  психологических  особенностей  мышления  всей  духовной  ориентации  в  Китае  видна  во  многом.
       В  Китае  тоже  есть  высшее  божественное  начало - Небо. Но  китайское  Небо - это  не  Яхве,  не  Иисус, не  Аллах, не  Брахман  и  не  Будда. Это  высшая  верховная  всеобщность, абстрактная  и  холодная,  строгая  и  безразличная  к  человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя  слиться, ей  невозможно  подражать, как  и  нет  смысла  ею  восхищаться. Но  в  системе  китайской   религиозно-философской  мысли  существует,  кроме  Неба, и Будда (представление  о  нём  проникло  в  Китай  вместе  с  буддизмом  из  Индии  в  начале  нашей  эры), и  Дао (основная  категория  религиозного  и  философского  даосизма). Причём  Дао  в  его  даосской  трактовке (существует  и  иная  трактовка, конфуцианская, воспринимавшая  Дао  в  виде  Великого  Пути  Истины  и  Добродетели) близко  к  индийскому  Брахману.  Однако  именно  Небо,  всегда  было  центральной  категорией  верховной  всеобщности  в  Китае. 
       Специфике  религиозной  структуры  Китая  свойствен  и  ещё  один  существующий  для  характеристики  всей  китайской  цивилизации  момент - незначительная  и  социально  не  существующая  роль  духовенства, жречество.     
       Все  эти  и  многие  другие  важнейшие  особенности  религиозной  структуры  Китая  были  заложены  в  глубокой  древности, начиная  с  эпохи  Шан-Инь. У иньцев  был  немалый  пантеон  богов  и  духов,  который  они  почитали  и  которому  приносили  жертвы, чаще  всего  кровавые, в  том  числе  человеческие. Но  с  течением  времени  на  передний  план  среди  этих  богов  и  духов  всё  более  отчётливо  выходил  Шанди, верховное  божество  и  легендарный  родоначальник  иньцев, их предок - тотем. Шанди  воспринимался  как  первопредок, заботившийся  о  благосостоянии  своего  народа.
       Смещение  в  культе  Шанди  акцента  в  сторону  его  функций  первопредка  сыграло  в  истории  Китайской  цивилизации  огромную  роль: именно  оно  логически  привело  к  ослаблению  религиозного  начала  и  к  усилению  начала  рационального, проявившегося  в  гипертрофировании  культа  предков, ставшего  затем  основой  основ  религиозной  системы  Китая.
      У  Чжоусцев  было такое  религиозное  представление, как  почитание  Неба.  С  течением  времени  культ  Неба  в  Чжоу  окончательно  вытеснил  Шанди  в  главной  функции  верховного  божества. При  этом  на  Небо  перешло  представление  о  прямой  генетической  связи  божественных  сил  с  правителем: чжоуский  ван  стал  считаться  сыном  Неба, и  этот  титул  сохранился  за  правителем  Китая  до  XX  века. Начиная  с  эпохи  Чжоу  Небо  в  его  основной  функции  верховного  контролирующего  и  регулирующего  начала  стало  главным  всекитайским  божеством, причём  культу  этого  божества  был  придан  не  только  сакрально-теистический, сколько  морально-этический  акцент. Считалось, что  великое  Небо  карает  недостойных  и  вознаграждает  добродетельных.
       Культ  Неба  стал  главным  в  Китае, а  полное  его  отправление  - прерогативой  лишь  самого  правителя, сына  Неба. Отправление  этого  культа  не  сопровождалось  мистическим  трепетом  или  кровавыми  человеческими  жертвами.
       Также  существует  в  Китае  культ  умерших  предков, культ  Земли, тесно  связанный  с  магией  и  ритуальной  символикой, с  колдовством  и  шаманством.
       Все  отмеченные  системы  верования  и  культов  в  древнем  Китае  сыграли  огромную  роль  в  становлении  основной  традиционной  китайской  цивилизации: не  мистика  и  метафизические  абстракции, но  строгий  рационализм  и  конкретная  государственная  польза; не  эмоциональный  накал  страстей  и  личная  связь  индивида  с  божеством,  но  разум  и  умеренность, отказ  от  личностного  в  пользу  общественного; не  духовенство,  направляющее  эмоции  верующих  в  русло, возвеличивающее  бога  и  усиливающее  значение  религии, но  жрецы-чиновники, исполняющие  свои  административные  функции, частью  которых  были  регулярные  религиозные  отправления. Все  эти  специфические  особенности, складывавшиеся  в  иньско-чжоуской  китайской  системе  ценностей  за  тысячелетие, предшествовавшие  эпохе  Конфуция,  подготовили  страну  к  восприятию  тех  принципов  и  норм  жизни, которые  навсегда  вошли  в  историю  под  наименованием  конфуцианства.

 

Искусство и наука Древнего Китая

 

Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально-экономической отсталости неверно.

Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры.

Влияние даосизма на китайскую прозу, живопись, театр.

Влияние даосизма на китайскую прозу ощутимо уже в эпоху раннего средневековья (III - VI в. н. э). Именно тогда увидели свет первые сборники "чжитуай слошо" (рассказы о духах), построенные на даосско-религиозных мифах. Первыми их составителями были придворные маги и жрецы. Наряду с шаманством, колдовством, магией в них дана даосская концепция мира, обязательно присутствует главный положительный герой - даосский праведник, носитель подлинного знания. Авторы сборников о потустороннем мире стремились внушить читателю определенные представления в свете собственных философских концепций. Даос-герой, живет в некотором универсуме, состоящем из пяти стихий и двух начал - инь и янь. В сборниках даны столь излюбленные даосами рецепты самовоспитания: не употреблять в пищу определенных злаков, есть сосновые шишки, и тогда можно будет дожить до 300 лет и т.д. В сборниках встречаются и реальные люди: Го Пу (276-324), поэт, ученый, предсказатель, Гуань Лу (208-255), физиогном, Хуа Го (X), медик, но главное место принадлежит праведнику даосу.

Сверхъестественные возможности и способности даосов описаны Го Сянем в произведении "Жизнеописание Лю Аня".

В прозе III-VI в. даосы выражали идею протеста против насилия, являлись личностями воплотившими идеи знания и нравственного совершенства. Даос достигает совершенства для себя, не распространяя его на других и не открывая другим своих тайн. Как личность автономная, неуправляемая даос всегда вызывает опасение у правителей. Фольклорно-мифологические и даосские идеи в литературе стали единицами повествования создав "сюжетные основы" - некоторые относительно устойчивые формы, вошедшие затем в сюжетный фонд повествовательной прозы. Мотив "пустого гроба" прочно вошел в китайскую литературу, став основой сюжета о явлении небожителя в облике человека в мир людей и его ухода на небеса через погребение. В дальнейшем образ даоса в китайской литературе раскрывался по разном: и как маг, колдун с греховными помыслами, и как волшебник, творящий чудеса - в зависимости от того, какие преобладали воззрения у китайцев во время правления той или иной династии.

Говоря о культуре Китая нельзя не сказать о живописи, о поразительном понимании и чувствовании природы, о китайской эстетике. Существовали особые сочинения о том как писать пейзаж той или иной горы, какой смысл нужно вкладывать в пейзажи. Настоящий мастер должен находиться в тихой обители, в долине чистой и светлой, подобно его духу, ибо природа врачует душу. Он должен быть странником, но путь его странствий и поиски новых мест не должны происходить во внешнем мире. "Не выходя со двора, мудрец познает мир, не выглядывая из окна, он видит естественное дао. Чем дальше он идет, тем меньше познает. Поэтому мудрый человек не ходит, но познает" ("Дао-дэ цзын", 48 жан). Таким образом, пейзажная живопись призвана стать местом странствия человеческого духа, сменив всякую тягу человека к перемене мест и поискам новых впечатлений. Влияние идей даосизма прослеживается у таких знаменитых мастеров классического китайского пейзажа, как Ли Чэна (X в), Го Сина (X в), Ми Фу (XII в), Ни Цзяна (XIV в). Так, на картине Ту Кайчжи изображены горы (любимое место обитания даосов). Горы окружают ущелья, вершины скал изображены окаменевшими облаками. На одном уступе сидит красный феникс (символ юга и огня), на другом - белый тигр (символ запада и смерти). В центре картины - группа даосов, возглавляемая Чжаном Даолинем. Чжан Даолинь указывает рукой на персиковое дерево - символ бессмертия. ТУ Кайчжи (неодаосист), его картины пронизаны даосской символикой. Впоследствии художники отказались от явных аллегорий и частого изображения бессмертных, природа же предстает все более преображенной и одухотворенной.

Ту Кайчжи верил, что "Вселенная скрывается в зернышке. Два принципа (инь и янь) варятся в одном чугунке, который вмещает не более одной двадцатой доу риса", что только святой или мастер обладают магической властью воссоздавать абсолютное пространство.

Именно это чудо - преображение непосредственной реальности в художественный образ - стадо основой теории ганьяэй, разработанной Цзин Бином. Учение о ганьяэй посвящено взаимному отклику однородных вещей и явлений, изображений и изображаемого. Созерцая полотна, мы как бы путешествуем в реальном пространстве. Таким образом принципы даосской философии, развитые рядом мыслителей и художников IV - XII века обрели эстетический смысл, получив наиболее яркое воплощение в пейзажной лирике и живописи.

В ХVI-ХVП в. Китай вышел из эпохи позднего средневековья, состоялся пересмотр традиционных ценностей и взглядов. Все большую популярность приобретали идеи всепроникающего единства мира, развивались астрономия, естественные науки, медицина и фармакология. Даосизм в эту пору приобретает особый статус. Даосы занимают высокие государственные посты, активно участвуют в дворцовых интригах и заговорах, строятся новый даосские храмы. Конфуцианской концепции неизменности, на смену приходит даосская идея универсальной изменчивости, непрерывного изменения, становления, естественным потоком чего захвачен и сам человек. Концепция изменчивости сдвинула с мертвой точки ортодоксальное пренебрежение к демократическим жанрам литературы и способствовала бурному развитию городской повести, романа, драмы. Главным становится не рассудочное, а эмоциональное восприятие мира, в частности, в новом театральном жанре куньцюй. Автор знаменитой "Пионовой беседки" говорит устами своего героя: "Любовь - это когда живой умирает, а мертвый воскресает. Если же живой не может от любви умереть, а мертвый - воскреснуть, то все это еще не достойно называться любовью". Только эмоции делают человека человеком, способствуют достижению социального идеала. Представление об усовершенствовании общества через естественное проявление чувств уходит корнями в древнюю идею о всеобщем равенстве вещей в естественности. Путь к социальному идеалу лежит через пробуждение и становление личности. Разлад личности и судьбы, человека и окружающего мира, проблемы жизни и смерти, женское равноправие и брак по любви - вот круг вопросов, которые рассматривал театр Китая. В целом театр строился по законам жизни, а жизнь - по законам театра. Но даосские идеи приходили в театр в несколько "сниженном виде", ибо театр, рассчитанный на массового зрителя, должен был приспособиться к уровню его восприятия.

Значение даосизма и конфуцианства для философии и культуры Древнего Китая.

Даосизм и конфуцианство являются двумя основными линиями, главными направлениями в развитии китайской философии и культуры.

Древние трактаты содержат как разработку основных философских концепций (Дао, дэ), так и просто красивые лирические стихи, басни, сюжетные мотивы. Трудно провести четкое разграничение между собственно философией и собственной культурой в сознании китайца. Это некоторое особое миропонимание, даже молчание наполнено тайным смыслом, символикой, труднодоступной для непосвященного европейца. Конфуцианство более четко определено, чем даосизм, содержит определенные требования, регламенты относительно поведения человека. Конфуцианцы как и даосы видели существующее несовершенство мира, осуждали его и предлагали свои рецепты для блага человечества. В ходе исторического развития, когда у власти стояла та или иная династия, преобладал либо даосизм либо конфуцианство Эти две тенденции существуют и сейчас. Есть школы даосизма, увлечение проблемами биоэнергетики человека, связи его с космосом, правильное расположение человека в космосе, астрология, хиромантия, иглотерапия давно вышли за пределы Китая и нашли своих почитателей в других странах. Помимо оккультных наук, идеи даосизма в решающей степени определяют китайскую эстетику, прозу и поэзию, театр, живопись, то есть китайскую культуру.

Конфуцианское мировоззрение царило в Поднебесной очень долгое время, приспосабливаясь к новым веяниям, используя термины и некоторые даосские идеи. Конфуцианство было большим, чем регулятором нравов и обычаев. До сих пор в Китае император считается "сыном Неба", строго чтятся традиции и выполняются все церемонии. Каждый китаец стремится повысить свой образовательный уровень. Конфуцианство и его традиции живы и сейчас. Это сила которую нельзя ликвидировать, не ликвидировав вообще все то, на чем держалось общество.

Учение Конфуция создало условия для стабильности власти на столь долгий срок, что очень трудно найти еще подобный аналог в истории. Его консерватизм + высокий уровень культуры и удачное решение проблемы бюрократического аппарата (с конкурсом чиновников на каждую должность) = был залогом прочности Китая. Конфуцианство - некоторая незыблемая основа основ государства и общества. Правители, лидеры, идеологи создавали культ Конфуция и всячески его поддерживали Конфуцианцев терпимо относились к другим религиям, считая их иногда полезными для нужд простого народа которому недостает конфуцианской мудрости. Даосизм сперва противостоял конфуцианству, соперничая с ним, затем занял место в системе религий Китая.

 

 

Информация о работе Культура древнего Китая, особенности религии, наука, искусство