Культура древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 17:46, реферат

Описание работы

Язык, на котором говорили древние египтяне, исчез ещё несколько тысяч лет назад. В наше время жители Египта говорят на арабском языке. В самом Египте сохранилось много разных памятников, обелисков, руин храмов, густо покрытых древними египетскими письменами — иероглифами. Но уже не было людей, которые умели бы их читать.

Работа содержит 1 файл

Культура древнего Египта.docx

— 41.17 Кб (Скачать)

Культура  древнего Египта: Язык древнего Египта.

Язык, на котором  говорили древние египтяне, исчез  ещё несколько тысяч лет назад. В наше время жители Египта говорят  на арабском языке. В самом Египте сохранилось много разных памятников, обелисков, руин храмов, густо покрытых древними египетскими письменами —  иероглифами. Но уже не было людей, которые  умели бы их читать. Поэтому долго  никто не знал, что означают египетские иероглифы и как их расшифровать. Расшифровка иероглифов была важным элементом, без которого трудно было узнать, что либо о культуре древнего Египта.

В 1821 г. французский  ученый Жан Шампольон расшифровал  иероглифы и прочитал древние  надписи. Ему помог счастливый случай. В Египте возле села Розетта солдаты  рыли окопы в песке. Вдруг лопата одного из них наткнулась на что-то твёрдое. Это была каменная плита  величиной с крышку обычного стола, сверху донизу покрытая письменами. Плиту, которую по месту находки назвали  «Розеттским камнем», отвезли в музей. 
 
Учёные увидели, что надписи на ней делятся на три части. Сверху был текст на греческом языке, а на двух нижних — на египетском. Прочитав греческий текст, узнали, что речь шла о царе Птолемее и царице Клеопатре.

Как же удалось  прочитать египетский текст? Шампольон  заметил, что некоторые иероглифы  заключены в овальные рамки. Он предположил, что это, должно быть, царские имена  Птолемея и Клеопатры. Под египетские иероглифы учёный подставил греческие  буквы и понял, как по-египетски  пишутся имена Птолемей и Клеопатра. Так постепенно были расшифрованы иероглифы.

Благодаря работе Жана Шампольона историки смогли получить дополнительные сведения о культуре древнего Египта т.к. теперь стало возможным  почтения текстов написанных древнеегипетскими  иероглифами.

Культура  древнего Египта: Письменность древнего Египта.

В дельте Нила растёт много тростника — папируса. Его заросли поднимаются вверх  на высоту от трёх до шести метров. Из папируса египтяне издавна делали лёгкие лодки, а потом научились изготовлять  материал для письма, который тоже называли папирусом.

Сначала папирус  косили, затем разрезали каждый стебель  на длинные полоски и накладывали  их концами друг на друга. Рубцы (места  стыков) сплющивали деревянным молотком. На этот кусок накладывали другой слой папируса, перпендикулярно первому, и снова били молотком. Выделявшийся сок скреплял полоски. Чтобы получился  длинный папирус, отдельные куски  склеивали. Готовый папирус скатывали  в свиток. Длина самого длинного из известных свитков папируса — 40,5 м. Это список подарков, которые  фараон Рамзес III передал разным храмам.

Папирус был  дорогим материалом, и египтяне его  берегли. Часто они использовали старые папирусы для новых записей, предварительно смыв с них краску. Многие папирусы содержат ценнейшую  информацию о культуре древнего Египта.

Культура  древнего Египта: Школы  древнего Египта.

Культура  древнего Египта начинала формироваться  в школах древнего Египта. В школах учились мальчики, а иногда и девочки. Писать учились сначала на черепках разбитой глиняной посуды, а потом  — на старых папирусах. Если ученик успешно осваивал письмо, ему давали чистый папирус. Дети переписывали различные  назидательные тексты, стихи, сказки. Учиться в египетской школе было трудно, ведь иероглифов было несколько  тысяч (из них использовались 750). Неуспевающих учеников били. Так появилась поговорка: «Ухо мальчика на его спине». 
На одном папирусе сохранилось поучение сановника Ахтоя своему сыну. Отец убеждает сына не лениться, хорошо учиться и стать писцом.

Египетские  писцы писали заострёнными тростинками. Они всегда носили с собой деревянный пенал с двумя чашечками для чёрной и красной красок и с принадлежностями для письма. Приступая к работе, писец садился на пол, скрестив ноги. Свиток папируса он клал себе на колени. Писали чёрной краской, сделанной из сажи. Начальную букву новой строки или дату выводили красной краской. Такой же обычай существовал и у наших предков.

Культура  отдыха древнего Египта включала различные  игры, музыку и другие виды культурного  досуга, такие как охота и прогулки на лодках. Музыка и танцы были неотъемлемым элементом культурного досуга во время праздников и фестивалей. Арфы, барабаны и флейты было популярны  в древнем Египте.

Культура  Древнего Китая

 

 

  Общая характеристика. Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей  тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность  и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек  Хуанхэ и Янцзы. В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его  территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской  цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности – Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы – Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности: лат.– sinae, фр.– chine, англ.– china.

Древнее общество на территории Китая представляло собой  замкнутый социальный и полиэтнический комплекс с присущими всем древним обществам закономерностями и узловыми вехами во взаимодействии различных этносов и укладов:

II–I тыс. до н.э.– возникновение государства, период Шан (Инь);

XI-VIII вв. до н.э.– государство Чжоу (Западное Чжоу);

VIII-VI вв. до н.э.– период «многоцарствия» (Лего);

V-III вв. до н.э.– эпоха «воюющих царств» (Чжань Го);

III в. до н.э–II в. н.э.– империи Цинь и Хань;

III–VI вв. н.э.– период  «трехцарствия».

Уровень развития материальной цивилизации. В середине II тыс. до н.э. в Северном Китае по берегам рек появляются поселения раннегородского типа, охватывающие одну или несколько общин. Такие территориальные общины явились основой становления протогосударственных объединений. В конце II тыс. до н.э. во главе одного крупного этнически однородного конгломерата таких общин встала наиболее сильная община – Шанская. Ее предводитель обладал большими военными полномочиями и назывался ваном (впоследствии это стало титулом царя). Постепенно в общине-государстве Шан особое развитие получил культ предков вана, что выражалось в особом покровительстве богов роду вана. В дальнейшей сакрализации власти, в эпоху Западного Чжоу, ван был провозглашен сыном Неба и его единственным земным воплощением.

Наиболее значительные изменения в социально-политическом, экономическом и духовном развитии древнекитайского общества произошли  к середине I тыс. до н.э., когда наступил век железа и произошли качественные сдвиги в развитии земледелия, ремесла и торговли. Первое упоминание о железоплавильном деле содержится в летописи, сообщающей об отливке в царстве Цинь железного треножника с записью уголовных законов (513 г. до н.э.). Эта дата фиксирует важную веху в развитии Древнего Китая и знаменует появление писанного государственного законодательства взамен устного обычного права.

В период «воюющих царств»  бурно развиваются различные  виды более сложных ремесел: ткацкого, столярного, лакового, керамического, ювелирного. Важное значение стала приобретать международная торговля, расцвет которой связан с открытием Великого шелкового пути от ханьской столицы Чанани через Азию на римский Восток. Свое название он получил из-за главного предмета китайского экспорта – шелка. Кроме него по этому пути вывозили железо, никель, драгоценные металлы, изделия ремесла. А ввозили в Китай драгоценные камни, пряности, благовония.

В эту эпоху создавались  мощные крепостные стены, ограждающие  царства от набегов кочевников и  друг от друга. Позже они стали  частью Великой Китайской стены, построенной в период империи Цинь, – мощного фортификационного сооружения протяженностью почти в четыре тысячи километров, состоящего из утрамбованной земли и каменных глыб. Сооружение стены длилось почти десять лет и стоило неимоверных тягот и людских потерь.

Реформаторская деятельность первого  императора Цинь Ши-хуанди привела к ускорению социально-экономических процессов, обусловленных развитием частнособственнических и рабовладельческих  отношений,  и коренному  переустройству общественной и политической жизни.

Государство и генезис  социальных связей. Основные социальные и политические институты древнекитайского общества сложились в эпоху «воюющих царств». Две главные линии развития определяли общественные процессы этого  времени: во-первых, усиление имущественного и социального расслоения в родовых  крестьянских общинах и ранних государствах (царствах); во-вторых, ожесточенное военное  соперничество между царствами  и необходимость централизации, объединения в единое государство.

Субъектами власти-собственности  в царствах были правители-ваны, которые передавали часть своих прав земельной аристократии, главам родовых кланов. Первоначально социальное, правовое, имущественное неравенство было не слишком заметным, но постепенно все большее число чиновников, аристократов, воинов и их слуг выделялось из среды общинного крестьянства и жило за их счет. С увеличением незанятого, привилегированного населения и общей массы избыточного продукта стала нарастать тенденция к индивидуализации и приватизации.

Реальная власть правителей-воинов ослабевала, и перед  ними вставала жизненно важная проблема – преодолеть децентрализацию и раздробленность. Поэтому в ряде царств были проведены реформы, суть которых сводилась к изменению характера налогообложения и упорядочения централизованного управления с учетом нарождающихся товарно-денежных, частнособственнических и рабовладельческих отношений. Наиболее успешно такие реформы были проведены в самом «молодом» царстве Цинь в середине IV в. до н.э. министром-реформатором Шан Яном.

Суть реформ Шан Яна сводилась к подрыву сельской общины и могущества потомственных знатных родов. Для этой цели были узаконены взятие в залог и скупка земли, отменены ограничения на размеры земельных владений. Шан Ян поощрил крупное землевладение, видя в нем основу экономики. В то же время он стремился ограничить разбогатевших собственников и поставить их под строгий контроль. Для этого Шан Ян ввел 20 степеней гражданских рангов знатности на основе имущественного ценза, но с учетом военных заслуг. Это был своеобразный механизм экспроприации: за большой взнос можно было повысить свой статус и избежать неприятностей как представителю частного сектора.

Первый китайский  император Цинь Ши-хуанди распространил на всю империю порядки, установленные Шан Яном. Политическое объединение страны, узаконивание частной собственности, разграничение населения по имущественному признаку, проведение мероприятий, способствующих развитию товарно-денежных отношений, несомненно, открывали простор для развития общества во всех сферах. Однако для успешной реализации этих новых перспектив требовались перемены в общественном сознании, мировоззрении, ценностных ориентациях древнекитайского общества.

Мировосприятие и  религиозные верования. Перемены в  общественном сознании и соответствующее  их осмысление в политических, философских  и религиозных учениях Древнего Китая подобно другим восточным  учениям этого периода отражали все стадии развития общества –  от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств  до появления единого всемогущего  божества эпохи империй, однако имели  и ряд особенностей. Во-первых, для  Древнего Китая характерна незначительная роль духовенства, приоритет человеческого  начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных  ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет  этики над религией привел к вытеснению собственно религиозных функций  духовенства (соблюдение ритуалов и  церемоний) чиновничье-бюрократической  администрацией; в-четвертых, поскольку  основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными  в них оказались преимущественно  социально-политические вопросы. Не проблема «человек–мир» и тем более  «человек–космос» были в центре внимания древних мыслителей, а проблема «человек–общество» занимала их.

Как и у других народов, у древних китайцев было множество различных богов и  духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди – верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных божеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религиозного начала и усилению рационалистического, прагматического подхода в осмыслении жизненных ситуаций. В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю – Поднебесной.

Для китайских правителей отождествление с Небом означало принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель  являлся посредником между земным и божественным. Небо откликалось на проступки императора стихийными бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок – космический и нравственный.

Подобная религиозная  система позволила создать своеобразную картину мира, согласно которой последний  изначально совершенен, гармоничен и  его не надо переделывать, преобразовывать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осуществлению гармонии.

Таким образом, древнекитайская  религиозно-этическая традиция не ориентировала  на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с  природой. Более подробно такие идеи развивались в  даосизме и конфуцианстве – учениях, составивших духовный стержень китайской культуры, определивших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

Даосизм, конфуцианство, так же как и другие идейные течения (например, легизм), представляли собой своеобразный синтез философских, этических и религиозных идей. Эти идеи, наверное, еще нельзя назвать философией в античном понимании. Точнее будет охарактеризовать их как мудрость [11, с. 124-125]. Мудрость интересуется не знанием, как таковым, а целостным человеком в мире. «Целью мудрости является исправление каждого сердца в соответствии с порядком вещей». Древнекитайские мыслители различных направлений центральной проблемой считали проблему гармонического единства человека и Неба». В соответствии с традиционными китайскими представлениями в мире существует всеобщий путь (дао) вещей, который никому, даже правителю, не дано изменить, потому что он присущ природе самих вещей. Следование дао не ущемляет свободу человека, а наоборот, делает его свободным, так как дао – основа всего, источник всех вещей и явлений. Индивидуальное проявление дао – добродетель дэ, в ней воплощается нравственный идеал личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром. Основателем учения о дао, даосизма, считается Лао-цзы, живший в VI–V вв. до н.э. Человек, как весь окружающий его мир, является закономерным порождением дао, он – часть природы и его предназначение – следовать по пути добродетели (дэ), жить в соответствии с природой. Источник зла, всех неисчислимых бедствий – это отступление от предписанных природой законов. Поэтому основной моральный принцип даосизма – недеяние (у вэй). «Если бы я владел знанием, то шел бы по большой дороге. Единственная вещь, которой я боюсь, – деяние»,– учил Лао-цзы [4, с. 78]. Однако недеяние не означает пассивность, это деяние без борьбы, соответствующее природе, дао.

Таким образом, даосизм  был своеобразным основанием этических  и эстетических норм социальной организации  общества, характерных для культурной традиции Древнего Китая, сохранивших  свою актуальность до настоящего времени, так как указывал путь достижения гармонии природы общества, человека.

Наиболее популярным и влиятельным учением было все-таки конфуцианство. Его основатель – Конфуций (Кун-цзы) принадлежал к среде так называемых жу – ученых-книжников, имевших большое влияние при дворах правителей. Поэтому неслучайно Конфуций обосновал социальный идеал совершенного человека – цзюнь-цзы.

Основным понятием в учении Конфуция выступает гуманность (жень), которая является нравственным принципом, определяющим отношения между людьми как в обществе, так и в семье. Гуманность в понимании Конфуция являлась моральным измерением всякой деятельности: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды» [4, с. 88]. Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о том, что государство – это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины.

Для осуществления  своих идей Конфуций основал школу  и готовил в ней из своих  учеников кандидатов на должности чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление и достичь гармонии в обществе. Конфуций предложил очень эффективный метод выдвижения чиновников на руководящие посты. Чиновник должен был получить рекомендацию, что он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен. При этом считалось, что социальное происхождение не имеет существенного значения. Благодаря такому подходу конфуцианство стало важным элементом культурной традиции Древнего Китая, а само слово «конфуцианец» стало синонимом слова «ученый».

В борьбе различных  направлений конфуцианство сумело выстоять и занять господствующее положение  в традиционной китайской триаде «даосизм – конфуцианство – буддизм». Это не было случайным – конфуцианство  удобно для управления огромной империей и позволяло сохранять традиционные ценности, например культ предков.

Примат этики над  религией, преобладание рационального, прагматического подхода в оценке жизненных ситуаций в древнекитайском  обществе благоприятствовали развитию точных и естественных наук. Еще  в доимперскую эпоху древние китайцы научились вычислять движения небесных светил, предсказывать лунные затмения, а эпоха империй отмечена целым рядом открытий, основные из которых – изобретение компаса и сейсмографа, бумаги, фарфора, пороха. Блестящих успехов достигла древнекитайская медицина, которая в имперскую эпоху превратилась в целую систему научных знаний. Традиционная китайская медицина исходила из представления о человеке как микрокосмосе, отражающем гармонию космических сил и ритмов: начал инь и ян (женское и мужское), пяти стихий (пять внутренних органов и пять органов чувств) и различных видов жизненной энергии – ци. Лечение болезни заключалось в восстановлении равновесия космических сил и ритмов, т.е. жизненной целостности организма. Для этой цели древнекитайскими целителями были разработаны различные приемы диагностики, лечения и профилактики болезней, в том числе методика акупунктуры (иглоукалывание), прижигание, массаж. Важное место в этом комплексе занимали гигиена, гимнастика, водные и солнечные ванны.

Однако, несмотря на выдающиеся достижения китайцев в области  точных и естественных наук, научно-технические  знания признавались конфуцианством опасными, отвлекающими от духовного совершенствования. Для человека гораздо важнее достижения в области нравственно-эстетической, художественной практики. Знания, опосредованные культурой, ее традициями, системой ценностей, помогают человеку стать человеком  и достичь гармонии в отношениях между людьми. Поэтому искусство Древнего Китая пронизано глубоким смыслом и мудрыми поучениями.  

Художественная  культура

Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное – позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям – придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Одним из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от подчиненно-декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом, пейзаж, жанр «птицы и цветы».

Китайский портрет  ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью. Стилизация и гротеск сделали возможным отстранение художественного творчества от каких бы то ни было утилитарных соображений и определили в дальнейшем разнообразие китайского искусства позднейших эпох.

В китайской картине  каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок, животное или  птица является знаком поэтического образа: сосна – это символ долголетия, бамбук – стойкости и счастья, аист – одиночества и святости и т.д. Форма китайских пейзажей – вытянутый свиток – помогала ощутить необъятность пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего мироздания.

Все жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и идею совершенствования  человека, настраивали на особое восприятие; восхищение природой, ее красотой и  работой мастера. Наверное, поэтому  красота китайских пейзажей с  их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у европейцев, позволяет открывать им иное видение  мира, иную эстетику. 

Культура  Древней Индии  

Литература. Из того, что уже было сказано в предшествующих главах, ясно, что центральное место  в древнеиндийской культуре принадлежит  памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них — веды — не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя  к ученику в устной форме. При  этом за многие столетия язык стал настолько  отличаться от разговорного, что нередко  заучивались наизусть обширные книги  практически без всякого понимания  их смысла. Сложившаяся среди брахманов  сложная система запоминания  и точного воспроизведения литературных текстов оказала значительное влияние  на весь характер образования и науки  з Древней Индии.

Болыная часть ведийских гимнов была связана с ритуалом жертвоприношений. Жрецы пели, например, обращаясь к богу:

«Ярко сверкающий блеском, прогони врагов, демонов и болезни! Как колесница с захваченной добычей, привези награду! О Агни, помоги, чтобы вечно была у того, кто богов почитает, награда в виде коровы! Да будет нам сын, продолжающий род, плоть от плоти!»

Сохранилось и множество  заговоров с целью добиться власти, здоровья, успеха или любви. Так, желая  приворожить женщину, юноша произносил заклинание, пронзая стрелою ее изображение  или, надевая ей на палец колечко из медвяной травы, приговаривал: «Я слаще, чем мед, слаще, чем трава медовая. Пожелай же ты меня, как медовой веточки».

Комментарии поздневедийского периода призваны были объяснить связь между ритуальным действием и произносимыми при этом формулами, нередко давая при этом аллегорическое истолкование древних обрядов. Разъясняя магический смысл ритуала, приходили, например, к отождествлению частей жертвенного животного со всею Вселенной. В связи с «жертвоприношением коня» давалось такое разъяснение: «Голова жертвенного коня — это утренняя заря, глаз — солнце, дыхание — ветер, хребет — небо, копыта — земля» и т. д. Раскрытие смысла жертвы в словах и даже мысленное воспроизведение ее стало уподобляться действительному жертвенному ритуалу, в особенности для тех, кто — как лесные отшельники —не мог служить богам у алтаря. Из подобных умозрительных построений возникали древнейшие памятники древнеиндийской философии.

Огромное внимание, которое уделялось точности передачи и истолкованию священных ведийских  текстов, привело в конечном счете к появлению таких специальных дисциплин, как фонетика и этимология. На этой основе впоследствии развивалась древнеиндийская лингвистика. Определение времени для жертвоприношений требовало наблюдений над небесными светилами, а строительство сложных алтарей — геометрических познаний. Так уже в поздневедийской литературе появились зачатки наук, хотя и весьма своеобразных и не совпадающих с современными не только по своим целям, но и по методам.

Наряду с ведийской  литературой оформлялась и эпическая  традиция — две поэмы, «Махабхарата»  и «Рамаяна», каждая из которых включает несколько десятков тысяч стихов. Основной сюжет «Махаб-хараты» сводится к борьбе за власть между двоюродными братьями, принадлежащими к одному царскому роду Куру. «Рамаяна» же повествует о том, как царевич Рама боролся с демоном Раваной, похитившим и унесшим на Ланку его жену Ситу. Однако более половины «Ма-хабхараты» прямо не связано с основным сюжетом. В нее включено изложение мифов и старинных легенд, восходящих иногда к глубокой (возможно, даже индоиранской) древности. В течение веков до   создания   последних   редакций   поэм (примерно в Гуптскую эпоху) их текст все более разрастался за счет назидательных глав и целых самостоятельных трактатов (как упомянутая выше «Бха-гавад-гита»), В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для последующих поэтов и художников. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен для миллионов неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение.

Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы. Некоторые канонические тексты упомянуты в эдиктах Ашоки и таким образом уже в III в. до н. э. обладали авторитетом. Некоторые из них. возможно, восходят к середине I тысячелетия до н. э., времени, к которому традиция относит жизнь самого Будды. Согласно буддийским преданиям, в I в. до н. э. на Ланке записан весь канон тхеравады, десятки книг на пали — языке, близком разговорному диалекту Северо-Восточной Индии, на котором проповедовал Будда. Суждения о первоначальном буддизме до сих пор основываются главным образом на данных произведений, входящих в палийский канон. Запись его — неоценимый вклад Ланки в мировую культуру

Канон называется «Типитака», что буквально значит «Три корзины». (Древние рукописи были обычно выполнены на узких полосках пальмовых листьев и хранились в специальных корзинах.) В первой из «корзин» содержались «уставы» — правила поведения монахов и монахинь. Последняя «корзина» включала тексты по буддийской философии и психологии, изучению которых уделялось большое внимание в монастырях. С исторической и литературной точки зрения наиболее интересны сочинения, входящие в среднюю «корзину». Они содержат сборники изречений Будды, притчи и предания о его жизни и предшествующих существованиях. Некоторые из буддийских повествований, вероятно, более древние в своей основе, чем сам буддизм. Сочинения других школ буддизма — «великой    колесницы» — сохранились не полностью, иногда на санскрите, а большей частью в китайском, японском и тибетском переводах.

Из произведений научной и дидактической литературы следует прежде всего упомянуть о грамматике санскрита, составленной Панини примерно в V—IV вв. до н. э. По отзывам специалистов, это самое совершенное описание языка в мировой науке вплоть до XIX в. Письменность в Индии засвидетельствована поздно, практически первыми ее памятниками являются надписи Ашоки, однако совершенство алфавита заставляет предполагать длительный период его развития.

Заслуженной славой пользуется древнеиндийская философия, включавшая несколько соперничавших  школ. Основные философские тексты могут быть датированы первыми веками новой эры, но в некоторых случаях можно предполагать длительную традицию развития той или иной школы во второй половине I тысячелетия до н. э. Особенно важны достижения индийцев в области логики и философии языка, заслуживают внимания также их атомистические теории. Следует заметить, впрочем, что главной целью философии в Древней Индии являлось не обобщение достижений естественных наук и расширение практических познаний, а интерпретация священных текстов и достижение религиозного спасения.

Такой же характер имела  и древняя психология, тесно смыкавшаяся  отчасти с религией, отчасти с  медициной. В Древней Индии был  накоплен огромный опыт использования  лекарственных растений, широко занимались врачеванием буддийские монахи. Врачи-индийцы  славились в конце древности  и в средние века во всем мире.

Специальные трактаты по естественным наукам датируются рубежом  древности и средневековья. Ряд  важнейших математических и астрономических  идей несомненно навеян общими философскими концепциями. Так, знаменитый Арьябхатта (V в.), исходя из принципа относительности движения, предполагал вращение Земли вокруг собственной оси и движение ее вокруг Солнца. С понятием «пустоты» в буддийской философии, возможно, связано введение нуля в математике (и, соответственно, позиционной системы записи чисел) . Так называемые арабские цифры, которые используются доныне, происходят из Индии.

Расцвет древнеиндийской  культуры в первые века новой эры выражается в развитии самых разнообразных светских литературных жанров. По-видимому, к периоду правления Чандрагупты II относится творчество крупнейшего драматурга Калидасы. Сохранившиеся драмы (в том числе и знаменитая «Шакунтала», основу которой составила легенда, заимствованная из «Ма-хабхараты») почти все посвящены героическим сюжетам и связаны с придворным театром.

Более демократический характер имела проза, прежде всего басни, составившие книгу «Панчатантра». Отдельные рассказы ее нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен под названием «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры» и самый способ построения литературного произведения в средние века пользовались огромной популярностью, оказав влияние на многие национальные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

Помимо поэтической  лирики, поэм-панегириков и сборников  дидактических афоризмов в стихотворной форме в Древней Индии нередко  составлялись и научные трактаты, чтобы таким образом облегчить  их запоминание и устную передачу. Большое количество стихов вошло  и в «Арт-хашастру». Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства. Главная цель политического искусства усматривается в подчинении окружающих территорий, и потому все соседние правители считаются потенциальными противниками, а соседи соседей — потенциальными союзниками «государя, стремящегося к завоеваниям».

В связи с развитием  отдельных областей в послемаурийскую эпоху происходит становление литературы на некоторых разговорных индоевропейских языках, но, к сожалению, литература эта почти полностью утеряна (сохранилась она главным образом в санскритских вариантах). Складывается самостоятельная литература и на крайнем юге Индостана. Она представлена преимущественно тамильским военным героическим  эпосом  и  любовной лирикой.

Архитектура и искусство. Строительство из кирпича и камня  начинается 8 основном в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны прежде всего с буддизмом, например пещерные монастыри Западной Индии. Высеченные в скалах залы достигают площади около 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).

Из наземных построек самые значительные находятся в  Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II—I вв. до н, э. С   четырех   сторон   света   ее   окружают резные каменные ворота с изображениями сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима  с  египетскими  пирамидами.

Едва ли не древнейшими  памятниками индийской скульптуры (конечно, если не говорить о периоде  Индской цивилизации) являются колонны, на которых высечены надписи Ашоки. Все колонны были изготовлены из камня, добытого в окрестностях Варанаси, тщательно отполированы и доставлены в отдаленные области Мау-рийской державы. Скульптура, венчающая колонну, например знаменитые львы, обнаруживает известное влияние персидского и. возможно, греческого искусства. Объясняется это, очевидно, тем, что индийские мастера в то время еще не привыкли работать по камню.

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (северо-запад Индии), Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана.

Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам новой эры. Стиль Гандхары начиная с эпохи Кушан оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями индийского изобразительного искусства школы Матху-ры и Декана. Именно на их основе развивалось средневековое искусство индуизма не только в самой Индии, но в известной мере и стран Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма «большой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток бодхисаттв говорят о широком -спросе на произведения  искусства,  связанного  с  буддизмом.

Всемирно известные  памятники индийской живописи находятся  в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и мона^ стыри Аджанты создавались в течение поч,-ти тысячи лет начиная с послемаурий-ского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке.

Большая часть произведений древнеиндийской литературы — ведийской, эпической и буддийской — принадлежала традиционным жанрам и в течение  веков передавалась в устной форме. Именно практика запоминания, передачи и интерпретации священных текстов  в значительной мере обусловила особое развитие таких научных дисциплин, как лингвистика, философия и  логика. В послемаурийский период расцвет государств в различных областях Южной Азии способствовал появлению замечательных памятников светской литературы — драмы, поэзии и прозы, а также архитектуры и изобразительного искусства. Середина I тысячелетия (в Северной Индии эпоха Гуптов) явилась временем как бы подведения итогов культурного развития Южной Азии в древности. 

Информация о работе Культура древнего Египта