Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 11:47, реферат

Описание работы

Цель данного реферата – описать культуру древнего Египта. Для того чтобы раскрыть данную цель необходимо решить некоторые задачи, такие как:

•узнать происхождение древнеегипетской культуры и выявить основные этапы ее развития,
•охарактеризовать развитие изобразительного искусства, архитектуры, науки.

Содержание

Введение 3
1. Происхождение древнеегипетской культуры. Основные этапы ее развития 4
2. Древнеегипетская мифология и религия 8
3. Изобразительное искусство 14
4. Архитектура 17
5. Развитие науки в Древнем Египте: медицина, математика, астрономия 20
Заключение 27
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Реферат по культурологии Культура Древнего Египта.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая могущественная держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Считается, что  имя, данное человеку при рождении, определяет его жизненный путь и судьбу. Это утверждение можно отнести и к названиям стран и городов. В переводе с древнегреческого «Египет» означает «тайна», «загадка». Это государство вполне соответствует своему имени, так как на протяжении многих веков оно было окружено ореолом таинственности. С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Египет, как никакая другая древняя цивилизация, создает впечатление вечности и редкой целостности.

     Актуальность  выбранной темы обусловлена активным развитием международного познавательного туризма в Египте.

     Цель  данного реферата – описать культуру древнего Египта. Для того чтобы  раскрыть данную цель необходимо решить некоторые задачи, такие как:

  • узнать происхождение древнеегипетской культуры и выявить  основные этапы ее развития,
  • охарактеризовать развитие изобразительного искусства, архитектуры, науки.

     В Древнем Египте объединенные хеттские племена сложились в могучий  этнос и создали разветвленную  социальную систему. Там были фараоны и советники, князья номов и воины, жрецы и писцы, торговцы, земледельцы и нищие батраки. Система усложнялась по мере столкновений с иноземцами. Завоевания в Нубии и Сирии производили профессиональные войска, договоры с Вавилоном (и хеттами) заключали опытные дипломаты, а каналы и дворцы строили специалисты-инженеры, обучавшиеся с детства.

     Что же касается памятников – пирамид, храмов и т.д. – то здесь были некоторые  проблемы. Ведь большинство из них  оказались занесенными песком. Нужны  были раскопки для их открытия.

  1. Происхождение древнеегипетской культуры. Основные этапы ее развития

     Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды в общеегипетском  масштабе способствовала объединению множества  областей (номов) в единое государство. Правда, в самом начале египетской истории их было два: Верхний Египет (на юге, в узкой долине Нила) и Нижний Египет (на севере, в дельте). Более прочное объединение страны осуществил царь Верхнего Египта – Менес (Мина), подчинивший Египет около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны. С этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления царей (фараонов). Обычно выделяют следующие периоды развития Древнего Египта:

Додинастический период

     В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась. Накануне периода I династии египтяне  пользовались всеми основными видами знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.

     Если  о раннеегипетских храмах судить по знакам - изображениям в письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества - это гробницы царей, знати. Первоначально они возводились не из камня, а из кирпича-сырца (ступенчатая пирамида).

Раннее царство: 1 и 2-я династии

     В Раннем царстве возникают  все виды египетского письма, складывается система  счета, появляется первый свиток  папируса, делаются первые попытки  мумификации, начинают возводиться монументальные гробницы – каменные масштабы и создаются первые характерные статичные статуи официальных лиц. 

Древнее царство: 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии

     Время наибольшего могущества фараона  божественного “Владыки Обеих земель”, носителя двойной короны Египта, олицетворителя бога Гора, сына Ра. Все эти определения, имевшие к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру  египетского фараона, обладавшего неограниченной экономической, политической и верховной жреческой властью. Подтверждение тому – грандиозные гробницы-пирамиды.

     Столицей  Египта в то время был город  Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы – Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц было связано с древнейшими верованиями.

     В период Древнего царства большое  значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня  – алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева - кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины – таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабатывались в течение Древнего царства.

Среднее царство: 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я  династии

     Борьбу  за центральную власть ведут представители  двух различных династий.

     Наиболее  известные фараоны Среднего царства  – Аменемхет 1 , Сенусерт 3 – его  походы в Палестину, Аменемхет III – грандиозное ирригационное строительство в Фаюмском оазисе. Приблизительно в 2000г до н.э. в дельте Нила появляются финикийцы, которые после знакомства с письменностью древних египтян создают первое в мире «алфавитное письмо».

     Именно  Среднему царству принадлежат первые математические и медицинские тексты (некоторые из них являются задачниками в современном понимании этого слова). Астрономы создают достаточно точные картины звездного неба (списки созвездий на саркофагах).

     Библиотека  из гробницы Ремессеума позволяет сделать  вывод о довольно высоком уровне развития художественной литературы. Среди религиозных, научных и традиционно дидактических текстов были найдены и художественные произведения.

Новое царство - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я  династии

     Эпоха нового царства была для Египта временем бурного экономического развития (приток в страну огромного количества сырья, скота, золота, денег и рабочей силы в виде пленных).

     Среди фараонов выделяются: Тутмос I,  дошедший со своими войсками до Евфрата; царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II; Аменхотеп IV, он же Эхнатон – фараон, попытавшийся, пусть и вынужденно, из-за внешних обстоятельств посягнуть на пантеон египетских богов; Рамсес II, прославившийся сражением с хеттами.

     Плавность и гибкость очертаний – частое явление периода Нового царства. Изобразительное искусство эпохи  Нового царства разносторонне по своему содержанию.

     Эпоха Нового царства характеризуется  дальнейшим совершенствованием искусства  рельефа, росписи, пластики, ювелирного дела.

     В эпоху Нового царства продолжается строительство новых храмов в  Египте. «Домами богов» называли египтяне храмы (Фиванский храм, Карнакский храм с колонным залом площадью 5 тыс. кв. м.).

     Новое царство явилось дальнейшим этапом не только внутреннего развития египетской культуры, но и небывалого прежде интенсивного распространения ее за пределы Египта, взаимодействия с культурами соседних народов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Древнеегипетская  мифология и религия

      Огромное  место в жизни египетского  государства играла религия. Религии Древнего Египта представляют собой одну из самых интересных страниц истории, а верования древних египтян отражают не только их культуру и быт, но также и социально–политическую ситуацию в стране в то далекое время. Археологические раскопки и исследования десятков ученых позволили современному человеку узнать много интересного и доселе неизвестных фактов из жизни и верований древних египтян.

     Религия древних египтян в фантастической форме отражала специфику природных  условий долины Нила, особенности  социально-экономического и политического  развития древнеегипетского общества. Египтяне обоготворяли солнце, Луну, реку Нил, губительную пустыню, хищных животных, угрожающих человеку, различные силы природы. Фараон был обоготворен, считался сыном бога солнца и почитался как символ благосостояния и процветания страны, носитель высшей божественной силы. В качестве такового он совершал наиболее важные ритуалы, включая торжественный обряд первовспашки: проводя первую борозду, он как бы оплодотворял нильскую долину от имени стоящих за ним богов. Египетская религия прошла длительный путь развития и ко времени Нового царства превратилась в законченную религиозную систему. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

      И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов – сложный процесс, в котором переплелись тотемистические представления и культ различных явлений природы. Египетский пантеон богов составляют божества, олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, землю, растительность, Нил, а также судьбу, истину, войну, справедливость, разум, искусство и т.д. При этом их внешний облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, ибиса, обезьяны, осла и т.п.). Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой – огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Имена этих божеств были различны Ра, Атум, Амон, Хепри, Гор. Иногда названия дифференцировались: Хепри – утреннее солнце, Ра – дневное, Атум – вечернее.

     Египтяне  поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Древнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе  и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Каждый из богов почитался  древними египтянами в многочисленных храмах и святилищах. Маленькие города – так называли египетские храмы. Там жили чиновники, стражники, ремесленники и землевладельцы, так же как и в обыкновенном городе.      

     Одной  из характерных особенностей египетской религии является длительное сохранение пережитков древнейших верований, восходящих к фетишизму и тотемизму. Отсюда обычное для египтян представление  своих богов в образах животных, змей, лягушек.

     Несмотря  на все усилия упорядочить и привести в стройную систему многочисленных богов, до конца этого сделать  не удалось: единства в понимании  происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы  не было до конца существования Древнего Египта.

     Особую  роль играл культ царствующего фараона. Согласно учению жрецов фараон считался воплощением божества в человеческом облике, богочеловеком, т.е. он имел двойную  природу – человеческую и божественную.  Его рождение было результатом священного брака бога-отца, например Ра, и земной матери фараона. На земле фараон-бог правил как воплощение Хора, но после смерти фараон становился лишь богом и отождествлялся с Осирисом как владыкой подземного мира. Как и всякое божество, фараон, как царствующий, так и умерший, имел свой культ: храмы, штат жрецов, жертвоприношения и др. Символическим олицетворением божественной природы фараона был сфинкс, изображавшийся в виде спокойно лежавшего могучего льва с головой человека, которому придавали портретное сходство с фараоном. Обожествление фараона, с одной стороны, отражало огромную власть монарха как неограниченного главы египетского государства, с другой стороны, освещало и укрепляло эту власть в интересах господствующего класса.

     Многочисленные боги Древнего Египта в течение длительного времени мирно сосуществовали друг с другом. Однако по мере укрепления централизованного государства, общеегипетской экономики.  Социального и культурного сплочения Египта в египетском пантеоне начинают возникать идеи единого Божества, творца и создателя мира и людей.  Фараон Аменхотеп IV (правил в 1419 – ок.1400 гг. до  н.э.) выступил как    религиозный реформатор, пытаясь утвердить культ одного бога. Это было первое в истории человечества попытка установить единобожие. Он ввел новый государственный культ единого бога Атона – бога солнца, солнечного диска. Фараон изменил свое имя на Эхнатон, что означало «угодный богу Атону» и построил новую столицу – Ахетатон, дабы даже в названиях присутствовало имя нового бога. Он пытался сломить могущество старого жречества и старой знати: культы всех прочих богов были отменены, их храмы закрыты, а имущество конфисковано. Однако реформы Эхнатона вызвали сильное сопротивление мощного и многочисленного слоя жрецов и оказались недолговечными. Вскоре после смерти Эхнатона культы старых богов были восстановлены, а затем и имя фараона-еретика было предано проклятию.

Информация о работе Культура Древнего Египта