Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 13:51, реферат

Описание работы

О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые – египтологи – считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семита – хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативности. Другие полагают, что исконные жители Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к 4 тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

Содержание

Введение 3 стр.
1.Культ фараона 4 стр.
2. Религия 5 стр.
3. Заупокойный культ 8 стр.
4. Архитектура 11 стр.
5. Изобразительное искусство 14 стр.
6. Литература, письменность и музыка 17 стр.
7. Наука 19 стр.
8. Школы 21 стр.
Заключение 22 стр.
Список используемой литературы 23 стр.

Работа содержит 1 файл

Реферат По культурологии.doc

— 441.00 Кб (Скачать)

 

Уральский институт экономики управления и  права 

(УИЭУиП) 
 
 

Реферат по культурологии

на  тему:

«Культура Древнего Египта» 
 

Факультет: Региональный                              Выполнил:

Специальность: Финансы и кредит              студентка

Группа: ФК-101                                               Проверил:

Оценка    
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Полевской, 2010

План 

Введение          3 стр.

1.Культ фараона         4 стр.

2. Религия          5 стр.

3. Заупокойный культ        8 стр.

4. Архитектура         11 стр.

5. Изобразительное искусство      14 стр.

6. Литература, письменность и музыка     17 стр.

7. Наука          19 стр.

8. Школы          21 стр.

Заключение         22 стр.

Список используемой литературы      23 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    О происхождении древних египтян науке мало что известно. Одни ученые – египтологи – считают их выходцами из Азии. Об этом, по их мнению, свидетельствует язык, относящийся к семита – хамитской группе, а также особенности характера, типичные для азиатов или европейцев, но не для негроидной расы: настойчивость, стремление к оригинальности и инициативности. Другие полагают, что исконные жители Египта – родственники именно негритянских народов. На это указывает распространенный у египтян культ мертвых, фетишизм и поклонение животным. Так или иначе, но к 4 тыс. до н.э. в долине Нила сформировалась устойчивая египетская народность и возникли первые государственные образования.

    Египет  стал первым государством на Земле, первой великой могущественной державой, первой империей, претендующей на мировое господство. Это было сильное государство, в котором народ был полностью подчинен правящему классу.

    Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды в общеегипетском масштабе способствовала объединению множества  областей (номов) в единое государство. Правда, в самом начале египетской истории их было два: Верхний Египет (на юге, в узкой долине Нила) и Нижний Египет (на севере, в дельте). Более прочное объединение страны осуществил царь Верхнего Египта Менес (Мина), подчинивший Египет около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны. С этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления царей (фараонов).

    Прочитав материал о культуре Древнем Египте мне стало интересно как жили эти люди. Поэтому я выбрала тему для своего  реферата «Культура Древнего Египта» 
 
 

1. Культ фараона

    Во  главе государства стоял фараон. Он имел абсолютную власть в стране: весь Египет с его колоссальными природными, земельными, материальными, трудовыми ресурсами считался собственностью фараона.

    Религия в Древнем Египте требовала беспрекословной покорности фараону, в противном случае человеку грозили страшные бедствия при жизни и после смерти. Египтянам казалось, что такую безграничную власть, какой пользовались фараоны, могли им даровать только боги. Так в Египте сформировалось представление о божественности фараона – он признавался сыном бога во плоти. И простые люди, и знатные вельможи падали ниц перед фараоном и целовали следы его ног. Большой милостью считалось разрешение фараона целовать свою сандалию. Обожествление фараонов занимало центральное место в религиозной культуре Египта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Религия

    Религия Древнего Египта представляла собой  сложное напластование верований, возникших в разное время и  в разных местах. Древние египтяне поклонялись множеству верховных богов. Почти все боги имели разные имена, а некоторые даже назывались по-разному в разное время суток. Так, главный бог Египта – бог Солнца как «Восходящее Солнце» назывался Хепри, или Хепрер, как «Солнце в зените» - Ра, как «Солнце перед закатом» - Атум.

    Сколько всего богов создали и почитали египтяне, сказать трудно, некоторые  исследователи предполагают, что  счет шел на сотни и тысячи.

    Боги  были олицетворение различных природных  явлений и одновременно явлений общественного порядка. Одним из важнейших богов был Птах – бог воды, земли и мирового разума, создатель всего сущего. Считалось, что он выносил идею сотворения мира в своем сердце и дал ей жизнь движением языка – своим словом. Птах почитался как покровитель искусств и ремесел. Одним не немногих Птах изображался только в облике человека. Как древнейшего из богов Птаха знали во всем Египте.

     Жрецы других городов возникновение мира видели иначе. Они учили, что сначала  существовал бог Нун – первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, позднее превратившийся в Ра. Из Атума – Ра возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб – бог Земли и Нут – богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди.

    Осирису поклонялись как богу умирающей и воскрешающей природы. Он был воплощением добра и его обычно называли «добрым богом». Супругой и сестрой Осириса была Исида (Изида) – богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания. Она олицетворяла супружескую верность и материнство. Исида обычно изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Сын Исиды и Осириса – бог Гор, бог Солнца, побеждающий силы мрака, почитался в облике Сокола.

    Миф об Осирисе и Горе занимал важное место в религиозных представлениях египтян. Согласно мифу Осирис был некогда  царем Египта. Именно он научил египтян  возделывать землю. Его убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор вызвал Сета  на поединок и победил его, а после этого воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глаз. Однако воскресший Осирис не вернулся на землю, а стал царем мертвых. Его наместником на земле, царем живых, стал Гор.

    Кроме этих богов, повсеместно во всех областях Древнего Египта поклонялись богине истины и порядка Маат, богине неба, любви и веселья Хатхор, богу Луны и письменности Тоту. Тоту приписывали изобретение письменности и считали его божественным секретарем небесного совета при боге Ра. Его просили о помощи изучающие счет.

    Египтяне  признавали присутствие божественного начала «во всем, что есть на суше, в воде и в воздухе». Как воплощение божества почитались некоторые животные, растения, предметы. Египтяне поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам скарабеям и множеству других живых существ, считая их своими богами.

    Религиозные обряды нередко были обставлены с необыкновенной пышностью. Например, культ быков был самым богатым и торжественным культом, которого когда-либо удостаивалось животное. Бык Апис считался «земным воплощением» и «служителем» бога Птаха, символом плодородия.

    Бык Апис жил в специальном священном хлеву при храме, где за ним ухаживали подготовленные для этого жрецы. При Аписе был гарем коров, которых тщательно отбирали для него. Бык жил в полном спокойствии и довольстве и единственная его обязанность заключалась в том, чтобы время от времени демонстрировать себя верующим. Когда бык умирал, тело его бальзамировали и хоронили с соблюдением сложного ритуала при громадном стечении народа. Поиски такого, как он, преемника «новорожденного Аписа» были исключительно сложным делом: Аписом признавался только черный бык, с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука-скарабея. Всего таких признаков было около тридцати.

     Египтяне также поклонялись деревьям и растениям, из которых они особенно выделяли лотос. Они полагали, что цветки лотоса были уже в первобытном хаосе, и именно из цветка лотоса вышел бог Солнца Ра. Богом считали и почву, ее плодородную естественную силу. Из неорганической природы более всего почитались заостренные камни. По аналогии с такими камнями стали строиться обелиски.

    В настоящее время высказано мнение, и его придерживаются многие египтологи, что все разнообразные и многочисленные божества египетских храмов жрецы считали воплощением Высшего Существа, единого Бога, бессмертного, вечного, невидимого и непостижимого в своей сущности, который порождает сам себя в бесконечности Вселенной. Поклоняясь множеству богов, древние египтяне в действительности поклонялись одному Богу тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: «Тот, кто существует сам по себе», «Первопричина всякой жизни», «Отец отцов», «Мать матерей». Это Высшее Существо творец Вселенной едино в своей сущности, но не едино в своем воплощении; он порождает себя в себе самом и одновременно является отцом, матерью и сыном Бога, не выходя из Бога. Таким образом в Египте было сформулировано понятие Троицы, которое потом будет воспринято христианством. Ученые, высказывающие эти взгляды, полагают, что жрецы в Древнем Египте выражали атрибуты единого Бога и его различные воплощения в виде чувственных представлений для того, чтобы облегчить народу веру. 

    3. Заупокойный культ

    Важнейшей чертой религии и культуры Древнего Египта был протест против смерти, которую египтяне считали «ненормальностью». Египтяне верили в бессмертие души это было главной доктриной египетской религии. Страстное желание бессмертия определило все мировоззрение египтян, всю религиозную мысль египетского общества. Считается, что ни в одной другой цивилизации этот протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Стремление к бессмертию и стало основой для возникновения заупокойного культа, который сыграл чрезвычайно большую роль в истории Древнего Египта и не только религиозной и культурной, по и политической, экономической и военной. Именно на основе несогласия египтян с неизбежностью смерти родилось вероучение, по которому смерть не означает конца, прекрасная жизнь может быть продлена вечно, и умершего может ждать воскрешение.

    Согласно  религиозным представлениям египтян, каждый человек обладал несколькими  важнейшими характеристиками, в числе  которых назывались Сах тело человека, Шунт его тень, Рен его имя, Ах его привидение, Ба проявление сущности. Ведущую роль играла Ка душа человека, являющаяся его бессмертным двойником.

     Именно Ка предстояло вновь соединиться со своим телом для того, чтобы умершего ожидало воскрешение. Со смертью, полагали египтяне, погибает лишь материальная основа человека. Нематериальной основы смерть не касается, душа будет жить вечно, если для этого созданы необходимые условия.

    Основным  условием загробной жизни египтяне считали сохранение тела умершего. Забота об этом привела к возникновению искусства изготовления мумий. Для того чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов пирамиды. Через семьдесят дней после смерти при условии, что его правильно похоронили, с соблюдением всех предписанных обрядов, покойник восставал к новой жизни и мог отправиться в Страну вечности.

Информация о работе Культура Древнего Египта