Культура Древнего Египта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 00:15, доклад

Описание работы

Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила.

Работа содержит 1 файл

Культура Древнего Египта.docx

— 16.37 Кб (Скачать)

     Культура  Древнего Египта 

     В 4-м тыс. до н. э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство. 

     Культура  Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь  ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила. 

     Развитие  древнеегипетской культуры, как и  других культур Ближнего Востока, обусловлено  благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных  землях. Приоритет социальных связей и разрушение родовой Замкнутости  привели к качественным сдвигам  в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило  как за счет внедрения более совершенных  систем ирригации и освоения пойменных  земель, так и путем завоеваний, т. е. увеличения государственной территории. Увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений, одомашненного  скота. 

     Крестьянское  натуральное хозяйство велось на основе личной собственности и права  наследования, хотя формально земля  и вода принадлежали фараону, который  собирал налоги с вельмож и  храмовых хозяйств. Несмотря на недостаток леса, в Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. Ремесленники изготавливали прекрасную мебель, образцы  которой найдены в некоторых  гробницах. Из дерева также были сделаны  луки и колесницы, речные и морские  суда, известные по изображениям и  сохранившимся реальным предметам. 

     В глубокую древность уходят корнями  традиции гончарного искусства. С помощью  гончарного круга древнеегипетские мастера изготавливали разнообразную  посуду. Они изобрели фаянс, глазурь  и стекло. И за пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости. 

     Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости  от достатка их владельцев: глинобитные  хижины, большие двух-, трехэтажные  дома в городах, особняки знати с  усадьбой. Крыши, как правило, были плоскими, в жаркое время года на них спали. 

     В жилищах бедноты мебели не было, обходились простыми циновками. Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями. 

     Одежда  древних египтян отличалась простотой  и обычно ограничивалась набедренной  повязкой или юбкой. Использовались также рубахи (у женщин длинные) и  плащи. 

     Но  бурное развитие культуры было в первую очередь обусловлено высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, т.е. с развитием рабовладельческого общества. 

     Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного  сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления  о фараоне как родоначальнике всех египтян. Наиболее ярко этот культ  выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона  — не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной  скамьи, на которой есть место для  каждого египтянина — члена общины.

     Хозяйственная и этническая определенность была закреплена не только политически - централизованной властью, но и поддерживалась мощными  идеологическими средствами. Именно формирование общей религиозной  структуры послужило предпосылкой формирования общественного сознания.

     Содержательная, социальная эволюция египетской религии  затемняется изменением внешних  образов, вызванным различием местных  культов.

     Окончательно  формируется как средство объединения  страны среднеегипетский язык; становление  сословия писцов сопровождается развитием  скорописи (иератическое письмо). Развиваются  новые жанры литературы: сказки, басни, наставления, любовная лирика.

     Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в  литературе. Очевидно, это влияние  действовало как стимул и привело  к пышному расцвету культуры.

     Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием  в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.

Информация о работе Культура Древнего Египта