Культорологические основы взаимодействия искусств в процессе художественного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:11, статья

Описание работы

Проблема взаимодействия между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния, принадлежит к важнейшей проблеме художественного образования. Взаимодействие между искусствами существенно влияет на полноценность тех или иных результатов художественного образования.

Работа содержит 1 файл

Новейшая статья.doc

— 47.00 Кб (Скачать)

     Чебоксары

     Заявка  на участие в работе форума «Искусство объединяет, обучает, воспитывает» 

Ф.И. О. Сабелева Ольга Васильевна 

Место работы: ГУО  «Областной учебно-методический кабинет  системы образовательных учреждений департамента культуры Кемеровской  области», методист, соискатель Кемеровского Государственного университета культуры и искусства 

Служебный адрес  и тел.: 650004, г. Кемерово, ул. Спортивная , 93.

Тел. 35-81-11, факс 35-81-27 

Домашний адрес  и телефон, E-mail, 650024, г. Кемерово, ул. В. Волошиной, д. 20, кв. 37. E-mail: sab1959@mail.ru 

Форма участия: только публикация тезисов без личного  участия 

Тема публикации: «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ» 

3 сентября 2004 г.  
 

Сабелева О.В.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Сабелева  О. В.

     г. Кемерово 

     КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

     Проблема  взаимодействия между искусствами  – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния, принадлежит к важнейшей проблеме художественного образования. Взаимодействие между искусствами существенно влияет на полноценность тех или иных результатов художественного образования.

     Ни  одно искусство не существует само по себе. Каждое из них связано с  множеством явлений общественной жизни и общественного сознания, а также со всеми видами художественного творчества. Эти связи всегда существуют и во многом определяют характер и состояние искусства. Какими бы путями искусства не шли, в конечном счете, они приходят к одному, к созданию художественных образов, формирующих общественное сознание человека и его личность [1 с.4].

     Каждый  вид искусства связан с определенными  сторонами художественной деятельности и обладает собственными средствами художественной выразительности, поэтому можно сказать, что любой вид художественной деятельности вполне самодостаточен и не нуждается в заимствованиях у других искусств. Вместе с тем, любое искусство обладает ограниченными возможностями и поэтому нуждается в помощи других искусств. С одной стороны художественное образование стремится передать и развить то, что является неповторимой особенностью какого-либо искусства, а с другой стороны художественное образование невозможно без учета опыта и возможностей других видов искусства. Как было выше сказано, сообща решаются одни и те же задачи.

     Рассматривая  художественную культуру в культурологическом аспекте, можно говорить о единстве исторически сложившихся видах  художественной деятельности, о системе  искусств. Виды искусств не только существуют в соответствии с внутренними импульсами, но и развиваются на основе общих исторических закономерностей становления художественной культуры. Одновременно разрабатываются теоретические понятия, значимые для различных видов искусств (ритм, пространство, пропорции, динамика и т. д.).

     Говоря  о развитии видов художественного  творчества, известно, что в древности  виды и формы художественного  творчества были едиными, сочетающими  разнообразие возможности освоения пространства и времени, изобразительности и выразительности. В первобытном синкретизме органически сочетались не только первоначальные виды художественного творчества и трудовая деятельность, но объединялись и разные типы художественного освоения действительности – слово, музыка, пантомима и т. д. В процессе все более полного моделирования связей человека с окружающим миром, возникли отдельные виды искусств как независимые формы художественной деятельности. Так, в процессе освоения окружающего мира, родились музыка, живопись, театр, архитектура, литература, танец. Музыка и танец стали отображать динамические процессы течения мыслей и чувств человека, живописные искусства изображали физические предметные тела. Но говоря о шедеврах живописи, можно говорить об ощущении динамики, а в музыкальных, театральных или хореографических произведениях возникают статические моменты, выражающие кульминацию произведения. Кроме различных форм отражения действительности, виды искусств формировались и под воздействием различных органов чувств: мышления, созерцания, ощущения. Мышление связывалось с поэзией, созерцание с пластичесими искусствами, а ощущение с музыкой. Выражая многообразие и полноту окружающего мира через различные виды искусств, художественная культура формировала художественное сознание человека, делая из него человека культуры.

     Каждое  искусство стремится выразить и  развить то, что является его неповторимой особенностью, а с другой стороны  использовать опыт и достижения других видов искусств, расширить свои возможности  и границы. Абсолютная дифференциация и спецификация, ведущая к отрыву одного искусства от всех остальных, столь же пагубна, как и абсолютная интеграция, на деле означающая поглощение, подмену данного искусства другими. [1 с. 5-6]. В современной искусствоведческой литературе ХХ век отмечается тем, что он стал веком интеграции в искусстве, поэтому наибольшее значение приобрели такие виды искусства в которых существуют взаимосвязи. Например: опера, балет, кинематограф, театр, поскольку потребность современного восприятия требует целостной художественно-синтетической картины мира. Отмечая в своем исследовании целостность разных предметных выражений  и жизненных проявлений в человеческой психике, Е.Н. Прасолов утверждает, что человеческой психике также свойственно устанавливать бесчисленные аналогии между сходными характеристиками разных предметных явлений. Так стали общепринятыми в различных видах искусства такие понятия как: красочность, яркость, плотность, напряженность, плавность, резкость и многие другие [2 с. 15].

     Однако  каждый вид искусства использует для выражения художественных образов свои выразительные средства, так же как и свое видение окружающего мира. Все виды искусств прежде всего объединены одним источником художественного отражения – окружающим миром. Поэтому можно сказать, что любое искусство, это воплощение действительности в художественных образах. Рассматривая взаимосвязь между искусствами, нельзя не отметить «стилевой параллелизм» [3. с. 35] в развитии музыки, литературы, живописи, архитектуры и др. Это позволяет анализировать общие процессы эволюции видов искусства.

     Общие процессы развития искусства, а также  представление о художественной культуре как о целостности, дает основание рассматривать общности художественных принципов, лежащих  в основе разных искусств, а также  стилевых особенностей присущих конкретной исторической эпохе.

     Поэтому можно сказать, что музыка, живопись, театр развиваются в тесной взаимосвязи, и обучение изолированному, автономному  виду искусства, вне контекста художественной культуры обедняет его смысловую общеэстетическую и культурологическую сущность. Приблизится к осмыслению путей развития мира музыканта-исполнителя, обусловленного воздействием других искусств, пытался еще Р. Шуман, говоря о том, что «образованный музыкант может с такой же пользой учиться на рафаэлевской Мадонне, как художник на симфонии Моцарта» [4 с. 139]

     Изучая  художественную культуру в комплексе, получая полихудожественное образование, учащиеся школ искусств приобретают  знания о различных стилях, жанрах, этапах исторического становления художественной культуры в целом и ее взаимодействие с эволюцией общества. Универсальное значение всех видов и уровней художественного образования незаменимо в интенсивно развивающемся направлении педагогики – полихудожественном развитии личности, которое, кроме включения в образование всех видов искусств, одновременно дает возможность изучения комплекса искусств, как необходимого компонента профессионального образования человека культуры. В этом случае комплекс искусств входит в жизнь как проявление художественного творчества, а не как наглядная иллюстрация или дополнительный предмет. Если рассматривать художественное образование как философский метод восхождения от абстрактного к конкретному, то обучение должно начинаться со всеобщего знакомства с искусством в целом, а затем, постепенно углубляться в специфику и содержание каждого его вида, периодически возвращаясь к обобщению ранее усвоенного, т.е. строится по типу анализ-синтез. Отсюда возникает преемственность развития художественного мышления в отличие от одностороннего формирования профессиональных навыков в раннем возрасте, при которых игнорируется воспитание основ художественного восприятия.

     Между тем, в педагогике искусства сегодня  получает развитие положение о том, что имеющиеся у человека образы-представления, взятые из отдельных видов искусства (музыки, изо, литературы и.т.д.) при помощи творческого воображения способны интегрироваться в иную художественную целостность, новый художественный образ. Поэтому правомерно сделать вывод, что воздействие комплекса искусств – это условие, принцип и метод художественного развития личности. Следовательно, рассматривая проблему взаимодействия искусств применительно к художественному образованию можно сделать вывод, что все искусства находятся в тесном единстве. И только развив у учащихся обобщенную творческую способность, воспринимать целостный художественный образ, можно рассчитывать, что полихудожественное образование будет активно способствовать становлению творческой индивидуальности учащегося как исполнителя-творца и как грамотного слушателя и зрителя. Следовательно, творческие способности ребенка будут развиваться не как ряд отдельных компонентов личности, а как «множественность единого качества» [2 с. 20], характеризующего развитие личности учащегося в целостно-личностном плане.  
 

     Список  литературы 

1.Ванслов  В.В. Изобразительное искусство  и музыка. Л.: Художник РСФСР, 1983

2.Прасолов  Е.Н. Культурологические и полихудожественные  тенденции в профессиональной  подготовке музыканта – исполнителя.  Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Магнитогорск-2000

3.Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., Прометей, 1991

4. Шуман  Р. «Избранные статьи о музыке»  – М., 1956

Информация о работе Культорологические основы взаимодействия искусств в процессе художественного образования