Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 14:11, статья
Проблема взаимодействия между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния, принадлежит к важнейшей проблеме художественного образования. Взаимодействие между искусствами существенно влияет на полноценность тех или иных результатов художественного образования.
Чебоксары
Заявка
на участие в работе форума «Искусство
объединяет, обучает, воспитывает»
Ф.И. О. Сабелева
Ольга Васильевна
Место работы: ГУО
«Областной учебно-методический кабинет
системы образовательных
Служебный адрес и тел.: 650004, г. Кемерово, ул. Спортивная , 93.
Тел. 35-81-11, факс
35-81-27
Домашний адрес
и телефон, E-mail, 650024, г. Кемерово, ул.
В. Волошиной, д. 20, кв. 37. E-mail: sab1959@mail.ru
Форма участия:
только публикация тезисов без личного
участия
Тема публикации:
«КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
3 сентября 2004 г.
Сабелева О.В.
Сабелева О. В.
г.
Кемерово
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ИСКУССТВ В ПРОЦЕССЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Проблема взаимодействия между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния, принадлежит к важнейшей проблеме художественного образования. Взаимодействие между искусствами существенно влияет на полноценность тех или иных результатов художественного образования.
Ни одно искусство не существует само по себе. Каждое из них связано с множеством явлений общественной жизни и общественного сознания, а также со всеми видами художественного творчества. Эти связи всегда существуют и во многом определяют характер и состояние искусства. Какими бы путями искусства не шли, в конечном счете, они приходят к одному, к созданию художественных образов, формирующих общественное сознание человека и его личность [1 с.4].
Каждый вид искусства связан с определенными сторонами художественной деятельности и обладает собственными средствами художественной выразительности, поэтому можно сказать, что любой вид художественной деятельности вполне самодостаточен и не нуждается в заимствованиях у других искусств. Вместе с тем, любое искусство обладает ограниченными возможностями и поэтому нуждается в помощи других искусств. С одной стороны художественное образование стремится передать и развить то, что является неповторимой особенностью какого-либо искусства, а с другой стороны художественное образование невозможно без учета опыта и возможностей других видов искусства. Как было выше сказано, сообща решаются одни и те же задачи.
Рассматривая художественную культуру в культурологическом аспекте, можно говорить о единстве исторически сложившихся видах художественной деятельности, о системе искусств. Виды искусств не только существуют в соответствии с внутренними импульсами, но и развиваются на основе общих исторических закономерностей становления художественной культуры. Одновременно разрабатываются теоретические понятия, значимые для различных видов искусств (ритм, пространство, пропорции, динамика и т. д.).
Говоря о развитии видов художественного творчества, известно, что в древности виды и формы художественного творчества были едиными, сочетающими разнообразие возможности освоения пространства и времени, изобразительности и выразительности. В первобытном синкретизме органически сочетались не только первоначальные виды художественного творчества и трудовая деятельность, но объединялись и разные типы художественного освоения действительности – слово, музыка, пантомима и т. д. В процессе все более полного моделирования связей человека с окружающим миром, возникли отдельные виды искусств как независимые формы художественной деятельности. Так, в процессе освоения окружающего мира, родились музыка, живопись, театр, архитектура, литература, танец. Музыка и танец стали отображать динамические процессы течения мыслей и чувств человека, живописные искусства изображали физические предметные тела. Но говоря о шедеврах живописи, можно говорить об ощущении динамики, а в музыкальных, театральных или хореографических произведениях возникают статические моменты, выражающие кульминацию произведения. Кроме различных форм отражения действительности, виды искусств формировались и под воздействием различных органов чувств: мышления, созерцания, ощущения. Мышление связывалось с поэзией, созерцание с пластичесими искусствами, а ощущение с музыкой. Выражая многообразие и полноту окружающего мира через различные виды искусств, художественная культура формировала художественное сознание человека, делая из него человека культуры.
Каждое искусство стремится выразить и развить то, что является его неповторимой особенностью, а с другой стороны использовать опыт и достижения других видов искусств, расширить свои возможности и границы. Абсолютная дифференциация и спецификация, ведущая к отрыву одного искусства от всех остальных, столь же пагубна, как и абсолютная интеграция, на деле означающая поглощение, подмену данного искусства другими. [1 с. 5-6]. В современной искусствоведческой литературе ХХ век отмечается тем, что он стал веком интеграции в искусстве, поэтому наибольшее значение приобрели такие виды искусства в которых существуют взаимосвязи. Например: опера, балет, кинематограф, театр, поскольку потребность современного восприятия требует целостной художественно-синтетической картины мира. Отмечая в своем исследовании целостность разных предметных выражений и жизненных проявлений в человеческой психике, Е.Н. Прасолов утверждает, что человеческой психике также свойственно устанавливать бесчисленные аналогии между сходными характеристиками разных предметных явлений. Так стали общепринятыми в различных видах искусства такие понятия как: красочность, яркость, плотность, напряженность, плавность, резкость и многие другие [2 с. 15].
Однако каждый вид искусства использует для выражения художественных образов свои выразительные средства, так же как и свое видение окружающего мира. Все виды искусств прежде всего объединены одним источником художественного отражения – окружающим миром. Поэтому можно сказать, что любое искусство, это воплощение действительности в художественных образах. Рассматривая взаимосвязь между искусствами, нельзя не отметить «стилевой параллелизм» [3. с. 35] в развитии музыки, литературы, живописи, архитектуры и др. Это позволяет анализировать общие процессы эволюции видов искусства.
Общие
процессы развития искусства, а также
представление о художественной
культуре как о целостности, дает
основание рассматривать
Поэтому можно сказать, что музыка, живопись, театр развиваются в тесной взаимосвязи, и обучение изолированному, автономному виду искусства, вне контекста художественной культуры обедняет его смысловую общеэстетическую и культурологическую сущность. Приблизится к осмыслению путей развития мира музыканта-исполнителя, обусловленного воздействием других искусств, пытался еще Р. Шуман, говоря о том, что «образованный музыкант может с такой же пользой учиться на рафаэлевской Мадонне, как художник на симфонии Моцарта» [4 с. 139]
Изучая художественную культуру в комплексе, получая полихудожественное образование, учащиеся школ искусств приобретают знания о различных стилях, жанрах, этапах исторического становления художественной культуры в целом и ее взаимодействие с эволюцией общества. Универсальное значение всех видов и уровней художественного образования незаменимо в интенсивно развивающемся направлении педагогики – полихудожественном развитии личности, которое, кроме включения в образование всех видов искусств, одновременно дает возможность изучения комплекса искусств, как необходимого компонента профессионального образования человека культуры. В этом случае комплекс искусств входит в жизнь как проявление художественного творчества, а не как наглядная иллюстрация или дополнительный предмет. Если рассматривать художественное образование как философский метод восхождения от абстрактного к конкретному, то обучение должно начинаться со всеобщего знакомства с искусством в целом, а затем, постепенно углубляться в специфику и содержание каждого его вида, периодически возвращаясь к обобщению ранее усвоенного, т.е. строится по типу анализ-синтез. Отсюда возникает преемственность развития художественного мышления в отличие от одностороннего формирования профессиональных навыков в раннем возрасте, при которых игнорируется воспитание основ художественного восприятия.
Между
тем, в педагогике искусства сегодня
получает развитие положение о том,
что имеющиеся у человека образы-представления,
взятые из отдельных видов искусства (музыки,
изо, литературы и.т.д.) при помощи творческого
воображения способны интегрироваться
в иную художественную целостность, новый
художественный образ. Поэтому правомерно
сделать вывод, что воздействие комплекса
искусств – это условие, принцип и метод
художественного развития личности. Следовательно,
рассматривая проблему взаимодействия
искусств применительно к художественному
образованию можно сделать вывод, что
все искусства находятся в тесном единстве.
И только развив у учащихся обобщенную
творческую способность, воспринимать
целостный художественный образ, можно
рассчитывать, что полихудожественное
образование будет активно способствовать
становлению творческой индивидуальности
учащегося как исполнителя-творца и как
грамотного слушателя и зрителя. Следовательно,
творческие способности ребенка будут
развиваться не как ряд отдельных компонентов
личности, а как «множественность единого
качества» [2 с. 20], характеризующего развитие
личности учащегося в целостно-личностном
плане.
Список
литературы
1.Ванслов
В.В. Изобразительное
2.Прасолов
Е.Н. Культурологические и
3.Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., Прометей, 1991
4. Шуман
Р. «Избранные статьи о музыке»