Культорологическе взгляды К.Н. Леонтьева

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 14:48, реферат

Описание работы

Константин Николаевич Леонтъев (1831—1891) врач по образованию, ставший известным как оригинальный философ, публицист. принадлежит к числу тех самобытных русских мыслителей, которые не получили признания при жизни и глубина идей которых по достоинству была оценена потомками только через много лет после их смерти. Большинство опубликованных им книг и статей практически не нашли отклика у современников, многие из которых даже не догадывались, что рядом с ними живет, думает, страдает и плодотворно трудится философ мирового уровня, которого впоследствии назовут «русским Ницше, чья гениальность не оспаривается никем..

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 20.80 Кб (Скачать)
ЛЕОНТЬЕВ  К.Н. (1831–1891)
 
Константин  Николаевич Леонтъев (1831—1891) врач по образованию, ставший известным как оригинальный философ, публицист. принадлежит к числу тех самобытных русских мыслителей, которые не получили признания при жизни и глубина идей которых по достоинству была оценена потомками только через много лет после их смерти. Большинство опубликованных им книг и статей практически не нашли отклика у современников, многие из которых даже не догадывались, что рядом с ними живет, думает, страдает и плодотворно трудится философ мирового уровня, которого впоследствии назовут «русским Ницше, чья гениальность не оспаривается никем..

Прежде чем говорить о концепции Леонтьева и анализировать  его культурологические идеи, необходимо хотя бы вкратце остановиться на его  жизненном пути, который вряд ли можно рассматривать как ординарный, и перипетиями которого во многом объясняются взгляды Леонтьева

Получил медицинский  диплом в Московском университете (1854), несколько лет служил военным  лекарем (1854–1856), участвовал в Крымской войне.

В1863 г. оставил военную  службу, поступил в департамент иностранных  дел и на протяжении последующих  десяти лет находился на дипломатической  службе на о. Крит. В это время  он увлекся изучением и описанием  своеобразного быта народов Средиземноморья. Особенностью его философского взгляда  стал консерватизм и эстетическое восприятие действительности.

В 1871 г. в результате пережитой им серьезной болезни  испытал духовный кризис и после  выздоровления оставил дипломатическую  службу, и предпринял первую попытку  посвятить себя монашескому служению. В 1887 г. окончательно оставил мир, совершил тайный постриг и поселился в  Троице-Сергиевой лавре, где прожил до конца дней.

Таковы главные  моменты биографии этого необычного человека,который соединил в себе страстную любовь к жизни со всеми ее соблазнами и отказ от нее ради вечного блаженства, обретаемого путем религиозного подвига;гипертрофированный патриотизм, доходящий до иступленного обожания, с неверием в Россию и ее историческое предназначение; просветленность и гибкость глубокого ума с узколобым обскурантизмом и реакционностью; нигилизм и безверие с фанатичной,экстатической религиозностью.

Культурологическая  концепция Леонтьева изложена в  наиболее известной работе “Византизм и славянство”. С его точки  зрения ни один народ не является историческим эталоном. Но ни одна нация не может  создать уникальную цивилизацию  дважды. Леонтьев сформулировал закон  “триединого процесса развития”, с  помощью которого определял историческую ступень, на которой находится отдельная  нация. И в природе, и в общественной жизни всякое развитие неизбежно  проходит три последовательные стадии: первоначальной простоты, подобно зародышу, зерну или неразвитому организму; «цветущей сложности», когда раскрываются все потенции растения, животного, человека или народа; и, наконец, «смесительного упрощения», когда организм переходит в стадию стирания всех своих отличительных черт, разложения и гибели. Наиболее ярким и контрастным периодом «цветущей сложности» в истории европейской культуры Леонтьев считал Средневековье, а последующий буржуазный «прогресс» Нового времени представлялся ему торжеством гибельной уравнительности, культурной серости и умирания. «Некультурный - значит несвоеобразный», - утверждал Леонтьев. России, как и любому другому народу, следует прежде всего стремиться к сохранению и приумножению своей самобытности, без которой она просто перестанет существовать, угрозу чего уже предчувствовал Леонтьев в конце прошлого века.

Из других культурологических взглядов К. Н. Леонтьева интересно  отметить, что он был противником  политического национализма, считая, что современный национализм  есть порождение либеральной и уравнительной  демократии, погубившей такие полные жизни и разнообразия «цветущие  сложности», как мировые империи.

Первоначально Леонтьев разделял концепцию Данилевского о  создании восточно-славянского культурно-исторического типа с Россией во главе. Условием силы России считал укрепление “византийских” черт: самодержавия, православия, нравственного идеала разочарования во всем земном, изоляция от влияния европейской культуры. Позже разочаровался в идее создания Россией новой цивилизации славянских народов, поскольку увидел в славянстве проводника европейского влияния – конституционализма, равенства, демократии – всех тех черт, что присущи гибнущей Европе.

 

Византизму Леонтьев в полном смысле поет осанну(превозносит). Именно византизм, с его точки зрения, способен обеспечить возрождение разнообразия форм духовной жизни, создать предпосылки для утверждения ценностей подлинной культуры, аристократичной по своей природе, для укрепления государства,повышения уровня нравственности, поставить преграды нарастающей социальной напряженности

Византийские идеи и чувства сплотили в одно тело полудикую Русь, — пишет Леонтьев. — Византизм дал нам силу перенести  татарский погром и долгое данничество... Византизм дал нам силу нашу в борьбе с Польшей, шведами,с Францией, Турцией... Церковное же чувство и покорность властям — византийская выправка — спасли нас в 1812 г.... Разве не византизм определил нашу роль в великих,по всемирному значению восточных делах? Даже раскол наш великорусский носит на себе печать глубокого византизма... Византийский дух, византийские начала и влияния, как сложная ткань нервной системы, проникают насквозь весь великорусский общественный организм.

Леонтьев практически  не нашел союзников в интеллектуальной среде своего времени: ни неославянофилы, ни политические консерваторы, ни церковь, ни философия не могли принять его причудливый синтез византийской модели православия, крайнего этатизма и эстетизма. Но провоцирующее влияние его мысли было и остается очень значимыми.

Информация о работе Культорологическе взгляды К.Н. Леонтьева