Культ природы в искусстве Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:12, доклад

Описание работы

Традиционная китайская живопись существенно отличается от западной. По форме она близка к европейскому импрессионизму - с той только разницей, что существовала уже за много веков до появления последнего.
Традиционная живопись как будто не заботится о формальном соответствии картины изображаемому предмету. Можно сказать, что традиционную живопись не волнует правдоподобие - реализм ею понимается более глубоко.

Содержание

История и виды Китайской живописи……………………………………3
Природа в китайской жиповиси…………………………………………...6
Источники………

Работа содержит 1 файл

доклад по культурологии.docx

— 22.51 Кб (Скачать)

Содержание:

  1. История и виды Китайской живописи……………………………………3
  2. Природа в китайской жиповиси…………………………………………...6
  3. Источники…………………………………………………………………11
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

История и виды Китайской  живописи.

Традиционная китайская живопись существенно отличается от западной. По форме она близка к европейскому импрессионизму - с той только разницей, что существовала уже за много веков до появления последнего.

Традиционная  живопись как будто не заботится  о формальном соответствии картины  изображаемому предмету. Можно сказать, что традиционную живопись не волнует  правдоподобие - реализм ею понимается более глубоко.

Картина - это  иной мир, где трава может быть черной, а лица людей - красными. Но все  вместе, в едином контексте, смотрится  органично. Задачей живописи художник видит гармоничное слияние человеческого  и природного, то есть личности художника  и окружающего мира.

Когда человеческое, искусственное, отражая предмет, не ущемляет естественное - в этот момент и происходит подлинное постижение сути вещей. Сущностной чертой китайской  живописи является стиль "живопись идей", где идейное содержание преобладает над формальным сходством.

Китайская живопись движется от сложности к простоте. В этом контексте большое значение уделяется чистому пространству, которое, по обстоятельствам, приобретает  тот или иной выразительный смысл.

Китайская национальная живопись гохуа появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием и совершенно отлична по материалу, технике и художественным средствам от европейской живописи. Китайские картины пишутся тушью, минеральными и растительными красками типа акварели на шёлке (иногда на хлопчатобумажной или пеньковой ткани) или на особой бумаге из мягкого тонкого волокна и имеют форму свитков - горизонтальных для рассматривания на столе и вертикальных для украшения

                                                                                                                                   3

стен. Художники  пользуются кистями разных размеров, от очень тонких до очень толстых (от 5 миллиметров до 5 сантиметров). Штрих может быть легким, как облако, или мощным, как дракон.

Одной из отличительных  черт китайской живописи является то, что образы в ней создаются  посредством линейного рисунка, в то время как в европейской  живописи образы выражаются с помощью  объёмов и форм, цветом и светотенью. В Китае издавна говорят о  близости живописи и каллиграфии. Художники  и каллиграфы пользуются одними и  теми же материалами и инструментами (кисть, бумага и тушь) и одинаковым линейным способом письма. Между китайской  каллиграфией и живописью столько  общего, что они считаются родными  сестрами. Развиваясь в стилистическом единстве, они взаимосвязаны и  двигают друг друга вперед. Это  говорит о том, что в основе китайского изобразительного искусства  лежит линия. Самыми простыми линиями  китайские живописцы создали  произведения высокого художественного  совершенства.

В живописи используется особая тушь, совершенно не похожая  на употребляемую на Западе. В Китае для письма и рисунков всегда употребляют плитки первосортной, с чёрным лаковым блеском, туши, в приготовлении которой китайцы достигли большого совершенства. Растирая плитки с водой до густой или жидкой консистенции, получают тушь, с помощью которой художники создают широкое разнообразие тонов. Благодаря размывам разбавленной туши, живописцы передают наитончайшие оттенки от густого чёрного до прозрачного бледно-серого. В Китае письменные принадлежности: кисть, тушь, бумага и тушница - считались "четырьмя драгоценностями" (вэнь фан сы бао).

Для китайской  живописи характерна многоточечная  и рассеянная перспектива, лаконичная и ясная композиция из пятен локального цвета с

                                                                                                                                   4

выразительными  и ритмичными контурами, а также  плоскостная живопись без светотеневой лепки. Китайский художник может  на длинном и узком бумажном или  шелковом свитке воспроизвести реку, создавая ощущение бесконечности речного  простора, увиденного сверху или сбоку, а также множество ландшафтов, казалось бы скрытых от зрителей линией горизонта. Этого нельзя достигнуть с помощью фокусной перспективы. Многоплановая перспектива китайской живописи позволяет художнику дать полный простор своему воображению и создать художественный мир, не связывая себя рамками ограниченного горизонтом пространства.

Реалистическое  начало непосредственного наблюдения действительности сочетается в китайской  живописи с рядом условных канонов. Её величавая простота и благородная  строгость не исключают тонкости декоративных деталей.

В образах китайской  живописи часто воплощаются глубокие философские идеи. В различные  периоды развития живописи на неё  наложили свои отпечатки конфуцианство, даосизм и буддизм. Родоначальник  теории живописи Сэ Хэ в своих "Заметках о категориях старинной живописи" сформулировал шесть основных принципов, которыми должны руководствоваться художники. И самый первый из них состоял в требовании передать в живописи "одухотворённый ритм живого движения", который присущ всему в природе, передать его сущность, а не внешнее натуралистическое изображение. 
 
 

                                                                                                                                   5

Природа в китайской живописи.

В традиционной китайской живописи установились определенные жанры: пейзаж "горы и воды", живопись "цветов и птиц", портрет и анималистический жанр.

Образам китайской  живописи придавалось символическое  значение, связанное с идеями древней  космогонии. Структуру живописного  свитка определяют важнейшие начала - Небо и Земля, между которыми разворачиваются  основные действия, определяющие внутреннюю динамику картины. Трактаты по искусству  композиции учили художника: "Прежде чем опустить кисть, непременно определи место Неба и Земли... Между ними заботливо расположи пейзаж".

Дуалистическая  структура мира, утверждённая в глубокой древности, представала как зримо  воплощённые в Небе и Земле  два противоположных принципа мироздания: мужская сила - (янь) и женская сила - (инь). Взаимодействие этих сил порождало пять первоэлементов: воду, огонь, дерево, металл и землю, которых образовано всё реальное, всё сущее. Годовой цикл воплощал круговорот рождения и смерти вещей. "Четыре времени года" - излюбленный мотив китайских художников. Кульминацией этого цикла был день зимнего солнцестояния, когда сила янь испытывала наибольшее напряжение, когда свершалось таинство слияния Неба и Земли, когда в недрах тьмы зарождался свет. Поэтому зимний, снежный пейзаж считался лучшей формой в выражении сути бытия.

В китайских  пейзажах горы считались олицетворением мужского светлого начала янь, а воды - женского тёмного начала инь, из сочетания которых, по древним представлениям, возникает вселенная. Горы-кости земли, потоки воды-вены, кровь, пульсирующая, несущая жизнь и движение. Художник

                                                                                                                                  6

стремился передать сущность, мировую гармонию, ритм, лежащие  в основе явлений природы. Поэтому  ему были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству.

Природа рассматривалась  как место спасения от гнёта общества, как убежище, где одинокий отшельник, поэт и философ, наслаждается её красотой. Рассматривая пейзаж, тонкий ценитель и знаток живописи " терялся в  странствиях" по далям. Художник старался передать лирическое переживание, настроение, возникающее от общения с природой. Он призывал к слиянию с ней, к  постижению ее тайн.

Миниатюрность человеческих фигурок, изображённых на фоне грандиозных ландшафтов, должна была вызывать мысли о величии  вселенной, в которой человек  является незначительным звеном, подчинённым  её могучим силам. В этом состояло отличие представлений китайской  культуры от европейской, где человеку уделялось главное внимание и его изображали как могучую творческую силу, преобразующую мир. 
В китайских пейзажах как бы соединяются три мира: мир воды, мир камня и мир дерева. Их объединяет особая живописная организация времени и пространства, являющаяся отражением четвёртого, важнейшего мира. Особое значение придавалось изображению воды, которую почитали как "нектар богов". Согласно легенде, феникс стал символом чистоты, потому что напоен водой. Водопад - символ встречи Неба и Земли. Он, подобно дракону, выражает единство бытия и небытия. К миру воды относятся и облака - "небесные горы". Реки, озера, ручьи облагораживают Землю своим небесным и абсолютным началом.

Мир камня спускает нас с неба на землю, хотя и камни  содержат небесное начало, в частности, в уходящих в заоблачные выси горных пиках, относящихся к сфере неба и воды. Камни считались "остовом  Неба и Земли,

                                                                                                                                  7

обителью духов".

В китайской  живописи существует эстетический культ  дерева. Особенно часто изображается ива, которая является символом скромной красоты и утончённости. Она - знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь и поэтому символ красоты и доброты. Женское изящество всегда сравнивается с гибкостью ивы.

Особой популярностью  в китайской живописи пользуется сосна, олицетворяющая и конфуцианскую  сдержанность и стойкость, и даосский идеал " пользы бесполезного", то есть изогнутого, сучковатого и непригодного для поделок, и древнюю идею вечной юности. Деревья, подобно камням, воспринимаются как живые.

Особым разделом жанра "цветы и птицы" является живопись так называемых " четырёх  благородных": орхидеи, дикой сливы  мэйхуа, бамбука и хризантемы. Среди этих растений космогоническую идею несёт мэйхуа.

В монохромной  живописи бамбука заключается смысл  конфуцианской этики и даосской философии.

Орхидеи и хризантемы имеют более личный, сокровенный  смысл. Орхидея воплощает простоту, чистоту и скрытое благородство. Хризантема - прекрасна, скромна и  целомудренна, воплощение торжества  осени. Этот цветок - символ возвышенного одиночества.

Одним из самых  излюбленных объектов эстетического  воплощения в живописи является бамбук. На китайских картинах бамбук - это  не просто растение, а символ человеческого  характера. Изображая бамбук, художник воспевает настоящего мужа высоких  моральных качеств, порой сравнивая  с ним свой характер. С популярностью  бамбука может соперничать только

                                                                                                                                   8

изображение ветки  с нежно-розовыми, белыми или жёлтыми  цветами дикой сливы мэйхуа. Она также символизирует гордого человека кристальной чистоты, несгибаемость и стойкость, так как живые соки сохраняются в деревьях и в морозы. Цветок означает солнечное начало янь, а само дерево, ствол и ветки, наполненные соками земли, олицетворяют её силу инь.

Символика мэйхуа конкретна: цветоножка-это абсолютное начало; чашечка, поддерживающая цветок, рисуется тремя штрихами, так как воплощает три силы - Небо, Землю и Человека. Сам цветок является олицетворением пяти первоэлементов и поэтому изображается с пятью лепестками. Все части, связанные с деревом, имеют чётное количество элементов, что отражает устойчивость - свойство Земли.

Изображение "трёх друзей холодной зимы" (мэйхуа, бамбука и сосны) вместе с орхидеей, составлявших "четыре совершенных", символизировало чистых благородных людей, чья дружба и взаимная поддержка прошли все испытания. Язык символов, лишенный предметной реальности, близок и понятен истинному ценителю китайского искусства. Тот, кто не понимает смысла иносказаний, не может постичь китайскую живопись.

Назовём ещё  некоторые популярные символы в  изобразительном искусстве: дракон и птица феникс - символы власти, могущества и силы, а дракон также  символ императора, а сейчас Китая  и мужского начала; феникс - императрица, женское начало; лев-символ мощи и  благородства; тигр-защитник от злых духов; журавль, черепаха  старые камни - символы долголетия; летучая мышь, сорока - символы счастливой вести; голубь-символ мира, появился недавно; селезень с уткой, две рыбки, две бабочки, два цветка лотоса на одном стебле - символы супружеского счастья; лотос - символ внутренней чистоты; пион - символ человеческой красоты, богатства, изобилия, почести и пышности; персик - символ долголетия и бессмертия;

Информация о работе Культ природы в искусстве Китая