Автор: v***************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 19:29, реферат
Природная данность вкупе с духовной ограниченностью социокультурной среды раннего средневековья отчетливо проявляют себя в отношении к женщине в этот период. Как и в древнегерманской поэзии, в литературе раннего средневековья женщина занимает чрезвычайно малое место. В этой литературе отсутствует всяческая куртуазность, авантюрность, сколько-нибудь внятный интерес к «жизни сердца». В «Песне о Роланде» «высокое» чувство главного героя в последние минуты его жизни обращено не к его невесте Альде, лишь мельком упоминаемой в тексте, но к его «верной подруге» - спате (мечу) Дюрандаль.
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра гуманитарных дисциплин
Контрольная работа №1
по дисциплине: Культура средних веков
и эпохи возрождения
На
тему: Культ
«Прекрасной Дамы» в рыцарской культуре
Контрольная работа №2
На тему:
Сиенская
школа живописи
Выполнила:
Проверила:
Рыбакова А. А.,
к.и.н.,доц.
Нижний Новгород – 2011.
Контрольная работа №1
Культ Прекрасной Дамы
Природная
данность вкупе с духовной ограниченностью
социокультурной среды раннего
средневековья отчетливо
В
эпоху классического
Дама может принять или отклонить ухаживания того, кто принес себя в дар. Приняв их, она, тем не менее, не может свободно распоряжаться своими чувствами. Тело ее принадлежит мужу, нарушение правил супружества чревато суровым наказанием. Равно как и удел влюбленного рыцаря – подвиги и мечты о наивысшем блаженстве. Истинная природа куртуазной любви, таким образом, реализуется в сфере воображаемого и в области игры.
Куртуазная
любовь носила социально-знаковый характер,
символизировала престиж
Рассмотренный
с историко-психологической
Поэтические
тексты куртуазной лирики выявляют повторяющиеся
мотивы, прозрачно высвечивающие
основу желаний рыцаря – в своих
мечтах он видит себя и даму обнаженными.
Однако, хотя редким смельчакам и удавалось
овладеть предметом своих мечтаний,
что вызывало зависть и восхищение
таких же как он молодых рыцарей,
тем не менее, большая часть была
вынуждена контролировать себя, учитывая
разные «весовые категории» пусть благородного,
но небогатого и невлиятельного рыцаря
и его титулованного и
Разо Гильема де Кабестаня, полюбившего жену своего сеньора и поплатившегося за свою любовь сердцем в прямом и переносном смысле слова (муж убил рыцаря, вырезал его сердце, отдал его повару и приготовленное из него кушанье приказал подать за обедом жене), показывает, как и многие другие тексты, чем могла обернуться неконтролируемая страсть. Поэтому влечение дисциплинировалось, сублимировалось и переводилось в регистр утонченных чувств. Удовольствие, которое получал рыцарь от этой игры, заключалось не столько в сфере реализуемого, сколько в сфере воображаемого. Так рождалось явление платонической или «высокой» любви к даме, придавшей женщине новую высокую знаковую ценность. Поскольку ее глазами, ее сознанием производилась оценка мужчины, то не мог не повыситься и ее ценностный статус в глазах мужского общества.
Наконец,
трансформировался и духовный мир
мужа дамы. Можно лишь догадываться
какими муками терзался муж в ходе
этой игры. Однако тот же мотив самоутверждения
заставлял если не всех, то многих, отличавшихся
разумностью, контролировать свою ревнивую
вспыльчивость. Ее проявление косвенным
образом могло запятнать
В
приводимом уже резо о Гильеме
де Кабестане резонанс любовного
чувства героев был настолько
велик, что король Арагонский, чьим
вассалом был муж дамы, пошел на
него войной, отнял у него все
имущество, а самого Раймона заключил
в тюрьму. Всем дамам и рыцарям
Руссильона король повелел ежегодно
собираться у общей могилы Гильема
и его возлюбленной и отмечать
годовщину их смерти. В одной из
версий знаменитого романа «Тристан
и Изольда», обманутый король Марк
отправляется в погоню за любовниками,
осмелившимися нанести ему
Хотя
преувеличивать значение нового идеала
безусловно не стоит. Родившаяся куртуазная
стилистика отношений между мужчиной
и женщиной была достаточно хрупкой,
для той эпохи она являлась
скорее регулятивным идеалом, чаще расходившимся
с жизнью, нежели воспроизводимым
в ней. Источники сплошь и рядом
говорят о физическом насилии, даже
над знатными женщинами. В «Песне
о Нибелунгах» в многочисленных
текстах рыцарской среды
И, тем не менее, этот идеал, сформировавшись к рубежу XI – XII веков в среде южно-французского рыцарства, со временем распространился в других европейских странах. При всем том, что в более поздние эпохи была развенчана и высмеяна его романтически избыточная природа, ему была суждена большая будущность в судьбах европейской культурной традиции.
Его
рождение во Франции и распространение
в Европе вполне закономерно. Лежавшая
в основе куртуазной игры социально-психологическая
«интрига» могла возникнуть лишь
в соответствующем историко-
Специфика
складывания феодальной элиты в
Западной Европе, прежде всего во Франции,
с присущими ей эгалитарными установками
сознания и поведения , сделали возможным
«признание» женщины. Идеал Прекрасной
Дамы при всей своей избыточности,
осмеянный за чрезмерную романтизацию
отношений полов уже в XIII веке
в знаменитом «Романе о Розе»,
оказался значимым культурным ориентиром
для европейского мира не только в
средневековье, но и в Новое время
и, как это не парадоксально, в
эмансипированной современности.
Контрольная работа №2
Сиенская школа живописи
Сиенская школа — направление в итальянской живописи, развивавшееся в г.Сиена в XIII—XVI веках. Эту школу отличало особое, присущее только ей смешение византийских, готических и ренессансных элементов. Некоторые мастера, работавшие в сиенской манере, долгое время недооценивались искусствоведческой наукой, что было связано в первую очередь с традицией, идущей от Джорджо Вазари, мнение которого о византийской живописи, стоявшей у истоков сиенской школы, носило поверхностный характер. Сиена постоянно конкурировала с Флоренцией за гегемонию в Тоскане, а сиенские художники конкурировали с флорентийскими. Сегодня считается устоявшейся точка зрения, что в XIII—XIV веках сиенская школа шла впереди флорентийской, а в XV—XVI веках уступила ей пальму первенства.
Для определения
существования художественной школы
необходимы как минимум два параметра
— наличие преемственности
Истоки сиенской
живописной традиции следует искать
во второй половине XIII века. Именно к
этому периоду относится
С одной стороны всю тосканскую живопись того времени, и сиенскую в частности, можно рассматривать лишь как провинциальный вариант византийской живописи, в одном ряду с живописью греческой, сербской или болгарской. С другой стороны, сиенские художники создавали разнообразные вариации на византийские темы, и всё более удалялись от византийской иератичности, создавая уникальный сплав разных художественных традиций. С середины XIII века в сиенской живописи ощущается заметное оживление. Положительную роль в развитии сиенской школы сыграло появление в Сиене Коппо ди Марковальдо. Сиенские мастера второй половины XIII века — Гвидо да Сиена, Диетисальви ди Спеме, Гвидо ди Грациано и др. своими разнообразными перепевками византийского искусства подготовили почву для качественного скачка сиенской живописи. Нужен был талант, который вывел бы сиенское искусство на новый уровень. Им оказался Дуччо.
После битвы при Монтаперти (1260 г.), в которой сиенцы с верой в то, что им покровительствует Богородица, победили флорентийцев, Сиена стала центром культа Мадонны. В 1260—1300 годах большинство икон Мадонны для церквей Тосканы производилась в художественных мастерских Сиены. Именно поэтому в сиенской живописи, дошедшей до нас с тех времен, так много изображений Богоматери. Её культ в Сиене настолько глубоко укоренился, что кроме церквей её «портрет» сочли нужным поместить даже на стене Палаццо Пубблико, чтобы она «присутствовала» на всех заседаниях городского совета (фреска Симоне Мартини «Маэста» 1315г).
Информация о работе Культ «Прекрасной Дамы» в рыцарской культуре. Сиенская школа живописи