Культ мертвых в древнем Египте

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

С самых ранних времен религия египтян утверждала, что человек существует и после смерти, но где и как он существует, им было не вполне ясно. Некоторые думали, что усопшего надо искать в небе среди звезд, другие - что он сидит на ветвях деревьев среди птиц, третьи - что он остается на земле, там, где покоятся его кости. В некоторые периоды своей истории египтяне верили, что умерший человек имеет особый дар появляться иногда в одном облике, иногда в другом - в один день как цапля, в другой - как майский жук, в третий - как цветок лотоса на воде.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..……..3

Представление о культе мертвых………………………………………..……..4
Представление египтян о загробной жизни……………………………..…….4
Основные моменты заупокойного культа………………………………...……6
Египетские гробницы………………………………………………………...….8
Типы египетских гробниц……………………………………………………….8
Подготовка гробницы……………………………………………………………9
Погребальные обряды. Мумификация…………………………………...….….12
Мумификация. Бальзамирование………………………………………..….…..12
Похоронная процессия……………………………………………………..…....13
Заключение……………………………………………………………………...…….….15

Список использованной литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Контольная.Культурология.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

     Следуя  той же идее, египтяне начали делать для усопших статуэтки обнаженных женщин. У фараонов и знати при жизни были наложницы, и они не хотели терять этого милого обычая в загробном мире. Мы нашли такие статуэтки в преддверии гробницы Псусеннеса. На одних было имя фараона, на других — женские имена. Но если живые оригиналы походили на этих кукол, нам остается только посочувствовать фараону.

     Мумии «любили» украшения не меньше, чем  живые. К тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил при жизни, но нередко для мумии делали новые. Вот список всего необходимого для мумии фараона или знатного лица:

  1. золотая маска для фараона и царевичей, раскрашенная маска из папье-маше или гипса для частных лиц;
  2. воротник из двух жестких золотых пластин с перегородчатой эмалью, изображающих коршуна с распростертыми крыльями;
  3. одно или множество ожерелий из золота, драгоценных камней, фаянса в виде многорядных бусин с одной или двумя застежками, которые иногда имели подвески из золота и граненых драгоценных камней, иногда их вменяли фаянсовые имитации;
  4. одно или несколько нагрудных украшений, пекторалей, подвешенных на цепочках. Наиболее распространенными были пекторали в виде крылатого скарабея с Исидой и Нефтнс по бокам. На обратной стороне скарабея вырезали знаменитое обращение к сердцу: «О сердце мое, сердце моей матери, сердце моей плоти! Не вставай против меня в качестве свидетеля, не перечь мне перед судьями, не клади свой вес против меня перед владыкой весов. Ты -  мой Ка который во мне, ты — Хнум, дающий целостность моим членам. Не допусти, чтобы имя мое плохо пахло... Не лги против меня перед богом!»;
  5. другие скарабеи, с крыльями или без крыльев, с надписями, но на сей раз без обрамления; лазуритовые сердца на цепочках с именем покойного;
  6. браслеты, гибкие или жесткие, полые или массивные, для запястий, предплечий и лодыжек; «напальчники» для рук и ног; кольца на каждый палец; сандалии;
  7. амулеты и статуэтки разных богов, которые вешали на шею или подвешивали к пекторали.

     Богами-охранителями мертвых были прежде всего Ану-бис  и Тот, однако египтяне не пренебрегали помощью соколов и коршунов с распростертыми крыльями, змеиных голов, ибо змея — хранительница замков на дверях между разными отделениями потустороннего мира, а также глаза «уджат» и фетишей Осириса и Исиды.

     К этим украшениям и амулетам следует  добавить огромное количество миниатюрных моделей всевозможных предметов: тростей, скипетров, оружия, царских и божественных эмблем, которые всегда не мешало иметь под рукой.

     Было  совсем не легко выбрать и заказать все эти сложные и дорогие предметы и проследить за их изготовлением. Что бы там ни говорили некоторые скептики, а благополучие на том свете все-таки в основном зависело от забот человека о своем «доме вечности», о погребальной утвари и украшениях. Загробный мир вовсе не был местом отдохновения и спокойствия: усопшего подстерегали там опасности и ловушки и, чтобы их избежать, следовало затее принять все меры предосторожности. [4;307-309] 
 
 
 
 

  1. Погребальные  обряды. Мумификация

    3.1 Мумификация. Бальзамирование

     Убеждение, что человек после смерти продолжает существовать в самом месте своего погребения, вызвало стремление предохранить тело от разрушения и привело к изобретению мумификации - консервации тела при сохранении его целостности. Это достигалось путем бинтования всех членов и торса пеленами ткани и практиковалось уже во времена II-IV династий

     Впоследствии процесс мумификации осложнился удалением внутренностей из тела и использованием разных минеральных и растительных средств для сохранения тела. Высшей точки развития мумификация достигла во времена XVIII и XIX династий. Менялась и техника мумификации.

     Вот как процесс мумификации опиывал  Геродот:

     Когда к бальзамировщикам приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения  покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамировани,. Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый и, наконец, третий - самый дешевый. Потом опрашивают родных, за какую цену и каким способом те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают все брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников.

     Если  родственникам из-за дороговизны  первого приходится выбирать второй способ бальзамирования, то мастера  поступают вот как. С помощью  трубки для промывания впрыскивают  в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают родным, больше уже ничего с ним не делая.

     Третий  способ бальзамирования, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную  полость вливают сок редьки и  потом кладут тело в натровый щелок  на 70 дней. После этого тело возвращают родным.

     Судя  по дошедшим до нас мумиям, описание Геродота близко к действительности. Однако Геродот упустил две очень важные детали в процессе бальзамирования: во-первых, из тела удалялись все внутренние органы, кроме сердца. Удаленные внутренности помещались в четыре особых сосуда, известных в науке под названием "жатаопы". На юрышке каждого канопа было изображено божество из числа "детей Хора" - Амсет, Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф. Второй очень важный момент, не упомянутый Геродотом, - это искусственное высушивание тела, приемы которого не вполне ясны. Первым мастером мумификации считался сам бог Анубис, защитник и покровитель умерших, приготовивший мумию Осириса. 

     Практика  мумификации сохранялась в Египте и после утверждения христианства; она прекратила свое существование  только с вытеснением христианства исламом. Христианство, как религия, не предполагало сохранение тела умершего для вечной жизни, однако настойчивые увещевания христианского духовенства, адресованные пастве, не принесли плодов: население, привыкшее в течение столетий и даже тысячелетий к мумификации умерших, не хотело порывать с обычаями предков. Очень важно отметить, что в древней христианской литературе "догмат о воскрешении умерших изложен техническими терминами, заимствованными из терминологии египетских бальзамировщиков". Это обстоятельство служит связующим звеном между египетскими воззрениями на загробную жизнь. и христианским догматом о воскрешении мертвых. Несомненно, что именно этот древний обычай мумификации в немалой степени способствовал высокому уровню египетской анатомии и покончил с предрассудком, довлевшим над греческими врачами, согласно которому вскрытие тел умерших считалось предосудительным. 

    1. Похоронная  процессия

     Наконец, наступал день, когда мумия должна быть уложена на место своего вечного покоя. Родственники и родные умершего собираются, чтобы сопровождать ее в последний раз; правда, мы едва ли назвали бы это похоронным шествием, потому что мумия должна плыть через Нил. Гроб, помещенный в большой расписной сундук и накрытый цветами, устанавливали на богато украшенную ладью. Возле тела садились на корточки родственницы умершего и оплакивали его; грудь у тех была обнажена. Похоронный жрец приносил мумии жертвы и сжигал перед ней благовония. Официальный характер слов, которые он читал: «Благовония дар тебе, о Хармахис-Хафра, находящийся в ладье Нуна, отца богов, — в той ладье Нешмет, которая везет туда этого бога, и Исиду, и Нефтаду, и этого Гора, сына Осириса», — составляет странный контраст с жалобами женщин, которые горюют о том, что их муж и отец их покинул, и не понимают мистических тонкостей обряда. В лодке, плывущей впереди похоронной ладьи, тоже находятся женщины; они сидят на палубе и обращаются с жалобными причитаниями к мумии. Близкий родственник умершего стоит на носу этой лодки и громко дает наказ рулевому: «Правь на запад, к стране оправданных. Женщины в лодке плачут много, очень много. С миром, с миром — на запад; о достойный похвал, иди с миром... Когда время станет вечностью, мы увидим тебя снова, потому что, смотри, — ты уходишь в ту страну, где все равны».

     В третьей лодке находятся родственники-мужчины, в четвертой—сослуживцы и друзья умершего, которые надели знаки своих  должностей и собрались здесь, чтобы  отдать последние почести ушедшему из жизни и положить в его гробницу свои подарки, которые несут перед ними их слуги. В словах этих пророков, князей и священнослужителей, конечно, меньше чувств: они восхищаются многочисленностью толпы, которая следует за покойным. «О, как прекрасно то, что выпадает ему на его долю... Из-за его великой любви к Хонсу Фиванскому ему дано прибыть на запад так, что за ним следуют толпы его слуг, одна за другой». Когда эти лодки и маленькие ладьи, в которых находятся слуги с букетами цветов, жертвенной пищей и всевозможными шкатулками и ящиками, все прибывают к западному берегу, начинается настоящее похоронное шествие1. Ладью с фобом ставят на салазки, и дальше ее везут быки. Впереди нее идут сначала мужчины, после них женщины. Так, в том же порядке, в котором она пересекала Нил, процессия, извиваясь лентой на поворотах, проходит весь долгий путь до могилы. Мы пропустим здесь те необходимые обряды, которые выполнялись у могилы перед мумией, - открывание рта покойному с помощью крюка, возлияние воды перед покойным, чтение одним жрецом слов из его книги и принесение в дар благовоний другими жрецами: чтобы интересоваться такими вещами, надо быть египтянином. Но даже наши сердца трогает жалоба жены, которая обнимает мумию: «Я твоя сестра, Мерит-Ра; о великий, не покидай меня! Ты так прекрасен, мой добрый отец. Что это значит, что я теперь далеко от тебя? Теперь я иду одна... Ты, который любил говорить со мной, теперь ты молчишь и не говоришь». С печальным голосом жены смешиваются стоны плакальщиков и плакальщиц, которые посыпают себе головы землей и восклицают: «Увы, несчастье!» Они не могут понять, почему тот, кто имел так много друзей, теперь находится в стране, где знает лишь немногих, почему он, который был таким подвижным и деятельным, теперь скован и связан; почему он, имевший такие прекрасные одежды, теперь должен всегда носить вчерашний наряд. Сзади стоит группа людей, чьи жалобы делают умершему больше всего чести, — бедные вдовы и сироты, которых он содержал при жизни.

     В этом описании даны основные характеристики похоронной процессии, общие для всех эпох — разве что в какой-то период одна церемония, в другой — другая выполнялась более подробно. [4;249-253] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Загробную жизнь египтяне считали непосредственным продолжением земной. Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечную значимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла. Обоготворяя явления и силы природы, древние египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с мыслью о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворённого предка.

     Подводя итог всей моей работы, следует сказать, что культ древних египтян был построен вокруг идеи о вечной жизни. Символы этой идеи река Нил и Солнце. Религия дает людям веру в то, что жизнь после смерти не оканчивается. Обожествление фараона помогает укрепить власть в стране и создать неповторимые рукотворные шедевры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 

  1. Дэвид Розали. «Древний Египет: [энцикл. Справ.]». М. – 2008г.
  2. Коростовцев М. А. «Религия Древнего Египта». М - 1976 г.
  3. Мертц Барбара «Древний Египет». М. – 2007г.
  4. Тураев Б.А. «Древний Египет: [учебное пособие]». М. – 2007г.
  5. Эрман Адольф «Жизнь в Древнем Египте». М. – 2008г.

Информация о работе Культ мертвых в древнем Египте