Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 16:26, контрольная работа
С самых ранних времен религия египтян утверждала, что человек существует и после смерти, но где и как он существует, им было не вполне ясно. Некоторые думали, что усопшего надо искать в небе среди звезд, другие - что он сидит на ветвях деревьев среди птиц, третьи - что он остается на земле, там, где покоятся его кости. В некоторые периоды своей истории египтяне верили, что умерший человек имеет особый дар появляться иногда в одном облике, иногда в другом - в один день как цапля, в другой - как майский жук, в третий - как цветок лотоса на воде.
Введение…………………………………………………………………………..……..3
Представление о культе мертвых………………………………………..……..4
Представление египтян о загробной жизни……………………………..…….4
Основные моменты заупокойного культа………………………………...……6
Египетские гробницы………………………………………………………...….8
Типы египетских гробниц……………………………………………………….8
Подготовка гробницы……………………………………………………………9
Погребальные обряды. Мумификация…………………………………...….….12
Мумификация. Бальзамирование………………………………………..….…..12
Похоронная процессия……………………………………………………..…....13
Заключение……………………………………………………………………...…….….15
Список использованной литературы……………………………………………………
Следуя той же идее, египтяне начали делать для усопших статуэтки обнаженных женщин. У фараонов и знати при жизни были наложницы, и они не хотели терять этого милого обычая в загробном мире. Мы нашли такие статуэтки в преддверии гробницы Псусеннеса. На одних было имя фараона, на других — женские имена. Но если живые оригиналы походили на этих кукол, нам остается только посочувствовать фараону.
Мумии «любили» украшения не меньше, чем живые. К тому же часто на них были те же самые украшения, которые покойный носил при жизни, но нередко для мумии делали новые. Вот список всего необходимого для мумии фараона или знатного лица:
Богами-охранителями мертвых были прежде всего Ану-бис и Тот, однако египтяне не пренебрегали помощью соколов и коршунов с распростертыми крыльями, змеиных голов, ибо змея — хранительница замков на дверях между разными отделениями потустороннего мира, а также глаза «уджат» и фетишей Осириса и Исиды.
К этим украшениям и амулетам следует добавить огромное количество миниатюрных моделей всевозможных предметов: тростей, скипетров, оружия, царских и божественных эмблем, которые всегда не мешало иметь под рукой.
Было
совсем не легко выбрать и заказать
все эти сложные и дорогие предметы
и проследить за их изготовлением. Что
бы там ни говорили некоторые скептики,
а благополучие на том свете все-таки в
основном зависело от забот человека о
своем «доме вечности», о погребальной
утвари и украшениях. Загробный мир вовсе
не был местом отдохновения и спокойствия:
усопшего подстерегали там опасности
и ловушки и, чтобы их избежать, следовало
затее принять все меры предосторожности.
[4;307-309]
3.1 Мумификация. Бальзамирование
Убеждение, что человек после смерти продолжает существовать в самом месте своего погребения, вызвало стремление предохранить тело от разрушения и привело к изобретению мумификации - консервации тела при сохранении его целостности. Это достигалось путем бинтования всех членов и торса пеленами ткани и практиковалось уже во времена II-IV династий
Впоследствии процесс мумификации осложнился удалением внутренностей из тела и использованием разных минеральных и растительных средств для сохранения тела. Высшей точки развития мумификация достигла во времена XVIII и XIX династий. Менялась и техника мумификации.
Вот
как процесс мумификации
Когда к бальзамировщикам приносят покойника, они показывают родственникам на выбор деревянные раскрашенные изображения покойников. При этом мастера называют самый лучший способ бальзамировани,. Затем они предлагают второй способ, более простой и дешевый и, наконец, третий - самый дешевый. Потом опрашивают родных, за какую цену и каким способом те желают набальзамировать покойника. Если цена сходная, то родственники возвращаются домой, а мастера остаются и немедленно самым тщательным образом принимаются за работу. Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг. Этим способом удаляют только часть мозга, остальную же часть - путем впрыскивания растворяющих снадобий. Затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают все брюшную полость от внутренностей. Вычистив брюшную полость и промыв ее пальмовым вином, мастера потом вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец, наполняют чрево чистой растертой миррой, касией и прочими благовониями (кроме ладана) и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щелок. Больше 70 дней, однако, оставлять тело в щелоке нельзя. По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Положив гроб, тело хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене. Таким способом богачи бальзамируют своих покойников.
Если родственникам из-за дороговизны первого приходится выбирать второй способ бальзамирования, то мастера поступают вот как. С помощью трубки для промывания впрыскивают в брюшную полость покойника кедровое масло, не разрезая, однако, паха и не извлекая внутренностей. Впрыскивают же масло через задний проход и затем, заткнув его, чтобы масло не вытекало, кладут тело в натровый щелок на определенное число дней. В последний день выпускают из кишечника ранее влитое туда масло. Масло действует настолько сильно, что разлагает желудок и внутренности, которые выходят вместе с маслом. Натровый же щелок разлагает мясо, так что от покойника остаются лишь кожа да кости. Затем тело возвращают родным, больше уже ничего с ним не делая.
Третий способ бальзамирования, которым бальзамируют бедняков, вот какой. В брюшную полость вливают сок редьки и потом кладут тело в натровый щелок на 70 дней. После этого тело возвращают родным.
Судя
по дошедшим до нас мумиям, описание
Геродота близко к действительности. Однако
Геродот упустил две очень важные детали
в процессе бальзамирования: во-первых,
из тела удалялись все внутренние органы,
кроме сердца. Удаленные внутренности
помещались в четыре особых сосуда, известных
в науке под названием "жатаопы".
На юрышке каждого канопа было изображено
божество из числа "детей Хора" - Амсет,
Хапи, Дуамутеф и Кебехсенуф. Второй очень
важный момент, не упомянутый Геродотом,
- это искусственное высушивание тела,
приемы которого не вполне ясны. Первым
мастером мумификации считался сам бог
Анубис, защитник и покровитель умерших,
приготовивший мумию Осириса.
Практика
мумификации сохранялась в
Наконец, наступал день, когда мумия должна быть уложена на место своего вечного покоя. Родственники и родные умершего собираются, чтобы сопровождать ее в последний раз; правда, мы едва ли назвали бы это похоронным шествием, потому что мумия должна плыть через Нил. Гроб, помещенный в большой расписной сундук и накрытый цветами, устанавливали на богато украшенную ладью. Возле тела садились на корточки родственницы умершего и оплакивали его; грудь у тех была обнажена. Похоронный жрец приносил мумии жертвы и сжигал перед ней благовония. Официальный характер слов, которые он читал: «Благовония дар тебе, о Хармахис-Хафра, находящийся в ладье Нуна, отца богов, — в той ладье Нешмет, которая везет туда этого бога, и Исиду, и Нефтаду, и этого Гора, сына Осириса», — составляет странный контраст с жалобами женщин, которые горюют о том, что их муж и отец их покинул, и не понимают мистических тонкостей обряда. В лодке, плывущей впереди похоронной ладьи, тоже находятся женщины; они сидят на палубе и обращаются с жалобными причитаниями к мумии. Близкий родственник умершего стоит на носу этой лодки и громко дает наказ рулевому: «Правь на запад, к стране оправданных. Женщины в лодке плачут много, очень много. С миром, с миром — на запад; о достойный похвал, иди с миром... Когда время станет вечностью, мы увидим тебя снова, потому что, смотри, — ты уходишь в ту страну, где все равны».
В
третьей лодке находятся
В
этом описании даны основные характеристики
похоронной процессии, общие для всех
эпох — разве что в какой-то период одна
церемония, в другой — другая выполнялась
более подробно. [4;249-253]
Заключение
Загробную жизнь египтяне считали непосредственным продолжением земной. Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашел столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Вера в бессмертие придавала конечную значимость и самой жизни, и всему тому, что она с собой несла. Обоготворяя явления и силы природы, древние египтяне пытались связать мысль о вечности всегда возрождающейся природы с мыслью о воскресении и вечной жизни умершего и обоготворённого предка.
Подводя
итог всей моей работы, следует сказать,
что культ древних египтян был построен
вокруг идеи о вечной жизни. Символы этой
идеи река Нил и Солнце. Религия дает людям
веру в то, что жизнь после смерти не оканчивается.
Обожествление фараона помогает укрепить
власть в стране и создать неповторимые
рукотворные шедевры.
Список
использованной литературы