Куклотерапия

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 06:28, контрольная работа

Описание работы

Куклотерапия - это частный раздел арттерапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.
Раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психологом.

Содержание

Введение
1. История куклотерапии
2. Куклотерапия в веках
3. Описание метода куклотерапии
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

контрольная по психотерапии.docx

— 32.71 Кб (Скачать)

Сверху - работа с куклами-марионетками.

Изнутри - ребенок управляет перчаточными куклами, куклами-костюмами.

Снизу - управление колпачковыми и перчаточными куклами.

          Кукольный мир наших детей с каждым годом становится разнообразнее и богаче, но толку от этого изобилия больше не становится.  

    Т.Л.Шишова и И.Я.Медведева – авторы множества книг и публикаций по острым вопросам взросления детей в современном мире («Книга для трудных родителей», «Разноцветные белые вороны», «Чтобы ребенок не был трудным»).

     Свою коррекционную методику  Т.Шишова и И.Медведева назвали «драматическая психоэлевация». Под психоэлевацией понимается «возвышение души» (преодоление недостатков). Проигрывая куклами индивидуально подобранные или специально написанные театральные этюды, дети незаметно для себя работают над своими проблемами и недостатками, превращая постепенно их в достоинства: упрямство может быть преобразовано в упорство, выскочка научится быть лидером, жадный – бережливым. В этом суть методики.

   Методика драматической психоэлевации - это комплексное воздействие на детей - невротиков с помощью разнообразных театральных приёмов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций.

Один  из главных принципов - не лечение  отдельного симптома или набора симптомов, а попытка проникнуть глубже, заглянуть  в душу ребёнка, понять, чем же вызваны  эти симптомы, где «поломка», что  данному конкретному ребёнку  мешает жить? Эту «поломку» авторы назвали патологической доминантой.

     Методика  позволяет работать с детьми  самого разного возраста: от четырёх  до четырнадцати. 
   Этапы драматической психоэлевации:

Работа  с куклами начинается уже на этапе  диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы: медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами. 
Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся куклу, взять её и зайти с ней за ширму. Уже сам выбор игрушки может о многом рассказать. Если ребёнок выбирает зайчика, можно заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности, непонятную фигуру с глазами часто выбирают расторможенные психопаты. Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог.

   Первый этап условно называется «Лечебные этюды» и длится почти три недели, в течение которых проходят восемь занятий. Большое внимание уделяется работе дома, где дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают терапевты. Хотя работа проводится в группе, дети уже со второго занятия получают  индивидуальные задания, то есть идут по индивидуальной программе.

   Второй этап - это лечебный спектакль.

     Многим здоровым взрослым хочется  побыть на сцене, а представляете,  как этого жаждет больной ребёнок,  остро нуждающийся в гиперкомпенсации?! Репетиции длятся около месяца, иногда полтора. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты участники спектакля делают сами. Родители тоже принимают участие в спектакле, и конечно, их роли разрабатываются так же тщательно, как и детские.

     На втором этапе продолжается, уже на более глубинном уровне, работа с патологической доминантой. К концу второго этапа сквозь типаж проступает доминирующая личность. Это можно сравнить с гусеницей, которой надо сначала окуклиться, чтобы превратиться в бабочку. А потом, воспаряя, бабочка оставляет на земле ненужную ей больше оболочку - кокон. То же самой происходит с окрепшей, окрылённой душой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Итак, куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности метода позволяют решить разные важные задачи, например: помогает справиться с застенчивостью, ревностью, агрессивностью, невротическим шутовством и другими детскими проблемами.

    Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с «трудными» детьми считают кукольный театр. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли распределяются с таким расчетом, чтобы ребенок не просто принял участие в сценке, а смог через игру скорректировать поведение и наладить отношение с окружающим миром. Проигрывая разные ситуации, ребенок проживает их и постепенно учится правильно реагировать, менять свое поведение. А через коррекцию поведения преодолеваются различные болезненные, в том числе и медицинские, симптомы.

     Сейчас куклотерапию практикуют во многих странах мира: в Германии, Англии, Нидерландах, во Франции.

     Действительно, куклы могут многое но не нужно забывать, что все-таки и учат, и лечат не куклы, а люди, и поэтому многое зависит от того в чьих руках они оказываются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература 

  1. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие.  – М.: Сфера, 2002.- 510с.
  2. Татарцева, А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. Издательство: Речь, 2007. -102с.
  3. Терещенко, М.Н. Детская практическая психология / М.Н. Терещенко. – Челябинск: Изд-во Южно-уральское книжное издательство,2009. – 132с.

Информация о работе Куклотерапия