Кризис культуры в ХХ веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 13:35, доклад

Описание работы

Культура:
1. совокупность достижений человека в различных областях его деятельности в определенный период времени.
2. искусственно созданный человеком мир, который определяется его идеалами и поведением.

Работа содержит 1 файл

кризис культуры в хх веке.doc

— 35.50 Кб (Скачать)


Кризис культуры ХХ века

Культура:

  1. совокупность достижений человека в различных областях его деятельности в определенный период времени.
  2. искусственно созданный человеком мир, который определяется его идеалами и поведением.

 

Эпоха ХХ века – научно-техническое направление => большинство людей перевели внимание на «новую» область в их жизни, отстранившись от традиционного образа жизни, культуры. Научная и гуманитарная культура противоречат друг другу – источник кризиса культуры. Отсюда следуют следующие проблемы:

       Отчуждение человека от культуры – процесс становления различных форм деятельности и ее результатов самостоятельными – (культурное самоопределение человека, в эпоху НТР он почувствовал свое господство над природой, позабыв ощущение гармонии сосуществования с ней)

       Старые культуры овладевали лишь небольшим пространством и небольшими массами. Техника овладевает огромными пространствами и огромными массами => техническая эпоха есть эпоха демократии и социализации, в ней все становится коллективным, безлично-массовым, одинаковым, и утрачивается индивидуализация, так как традиционной культуре присуще своеобразие и оригинальность.

       Все, созданное человеческим разумом, грозит ухудшению человеческой сущности (Шопенгауэр); последователь Ницше: культуру – стихийная форма жизни; ее создает серая масса, стремящаяся подавить все творческое и гениальное (отвращение к рационалистическим формам культуры). Ницшеанство – пессимистическое оценивание будущего культуры.

       Механизация мира, жизнь цивилизации по образу машины (Шпенглер. Человек и техника)

       Отрыв от высоких ценностей, и уравнивание благородного с пошлым и низким, подлинного с искусственным и т.д. это приводит к бессмыслице и потере ценностей культуры. Первостепенным стало не творчество, а рыночные отношения, где человек становится Богом и единственным мерилом этого мира. Он меняет маски ради собственной выгоды (идея сверхчеловека в ницшеанстве)      =>   =>   =>   =>   =>   =>

Много мифического и виртуального, а культура это реальность, жизнь, истинные чувства людей, природа. 

Таким образом, цивилизация есть последняя фаза культуры; всякая культура идет на спад, когда в ней больше замешен «разум человека», убивающий любое творческое индивидуальное начинание (из мыслей философов вышло мое личное представление о появлении кризиса старой культуры) Однако, техника тоже культура, только обособленная, со своими законами, в своем мире и измерении. Нынешнее состояние вполне закономерно, так как культурное развитие циклично, и техническая культура – последнее звено.

 

Пути преодоления кризиса

Немецкий философ Хайдеггер и фр. исследователь Марсель первые затронули проблему человеческого общения в 20е гг. ХХ века. Именно диалог культур может являться средством преодоления их кризиса.

Общение – отношение между двумя индивидами, взаимосвязанные социальными связями, но имеющие свои индивидуальные черты. Культуры не должны смешиваться в одну единую, общую, утрачивая собственную неповторимость. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. (напр. создание союза европейских стран)

 

Существуют и другие точки зрения на способы преодоления кризиса:

  1. создание альтернативной культуры, в которой не будет господствующего направления (как сейчас техника), а все будут равны, то есть природа = технике.
  2. надежда разрешить кризисные явления культуры на путях разума, науки, образования, за счет разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всему, изменение ориентиров развития науки и технологии, то есть общество должно иметь цели духовного и морального совершенствования личности, а также улучшения материальных условий человека (= гуманизация техники).

 

Вывод. Современная культура утрачивает свои традиционный черты, присущие высоконравственному и духовному обществу, которое в данный момент практически отсутствует в виду большего интереса к современным соблазнам. Все строится на получении собственного дохода и при этом удовольствия, не взирая на духовные ценности и моральные устои. Поэтому, чтобы сохранить традиционную культуру, которая была на протяжении многих столетий, современному обществу следует контролировать свои поступки, стремиться к возрождению великих ценностей мировой цивилизации, как в своей душе, так и в душах других людей.

 

1. Бердяев. Философия творчества, культуры и искусства

2. Бердяев. Человек и машина

3. Майор. Завтра всегда поздно

4. Ерзаулова. Кризис современной культуры

 

 

 

 



Информация о работе Кризис культуры в ХХ веке