Крещение Руси

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 16:52, сочинение

Описание работы

Мы сказали, что киевский князь Владимир Святославович принял христианство. За крещением князя тотчас же последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческой культуры на Руси.

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

      Язычество не  было  религией в современном  понимании.  Это была довольно  хаотическая  совокупность  различных  верований, культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и целого вороха объектов религиозного почитания.  Поэтому объединение людей разных племен,  в чем так нуждались восточные славяне в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных явлений природы заставляли людей искать объединения.

      Время и события требовали познания мира и истории в  широких масштабах.  Достойно особого внимания, что эта тяга к более широкому пониманию мира,  чем то,  которое давалось язычеством, сказывалось прежде  всего  по  торговым и военным дорогам Руси, там, где вырастали первые государственные образования. Стремление к государственности не было,  разумеется,  принесено извне, иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, которым ознаменовался Х век.

      Истинный  создатель огромной империи Руси - князь  Владимир I Святославович  в  980  году делает первую попытку объединения язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки и Волги,  от Балтийского моря до Черного. После создания пантеона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород,  и тот "постави кумира над Волхвом".  Однако интересы страны звали Русь к религии более развитой  и  более  вселенской.  Последняя должна была  служить  своеобразным  приобщением  Руси к мировой культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически соединялся с  появлением  на Руси высокоорганизованного литературного языка,  который это приобщение закрепил бы  в  текстах, прежде всего переводных.  Письменность давала возможность общения не только с современными  культурами,  но  и  с  культурами прошлыми. Она  делала  возможным написание собственной истории, философского обобщения своего национального опыта, литературы.

      Христианизация  Руси  и родство правящего рода с византийским двором ввели Русь в семью европейских народов  на совершенно равных основаниях.

      Благодаря болгарской письменности христианство сразу  выступило на  Руси  в виде высокоорганизованной религии с высокой культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам Болгарией, - это самое важное,  что дало Руси крещение. Христианство в целом способствовало возникновению  сознания  единства человечества.

      Принятие  христианства из Византии оторвало Русь от магометанской и  языческой  Азии,  сблизив ее с христианской Европой. Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать  литературу, а  продолжать ее и создавать в первый же век христианства произведения,  которыми мы вправе гордиться.  Сама по  себе культура не знает начальной даты.  Но если говорить об условной дате начала русской культуры,  то я считала бы самой обоснованной 988 год.

      Пушкин  так сказал о христианстве:  "История  новейшая,  есть история христианства". Роль и значение христианства на Руси были очень изменчивы,  как изменчиво было на Руси само  православие. Однако,  учитывая то, что музыка, живопись, в значительной мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находились в  орбите христианской мысли,  ясно,  что Пушкин был прав, если широко понимать его мысль.

      Принятие  Русью христианской веры - выдающееся событие в ее истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие политической, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Руси уделено большое место в "Повести временных лет".  В ней подробно повествуется о принятии христианской веры князем Владимиром Святославичем,  крещении киевлян,  новгородцев. Этот эпизод предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных религий, предпринятом князем Владимиром накануне  крещения,  в  результате чего он и отдал предпочтение христианству.  Сообщаемые летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но некоторые из них явно вымышлены.

Вывод

 

      Евгений Евстигнеевич Голубинский  (1834-1912)  -  один  из крупнейших дореволюционных исследователей истории русской церкви. Его главный труд - двухтомная "История русской церкви", охватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк обстоятельно изучил многие рассказы,  повести, бытовавшие в официальной церковной традиции,  показал легендарность и недостоверность многих из них, за что оказался в немилости у Синода. Так, по его мнению,  входящий в состав "Повести временных лет" рассказ о выборе веры князем Владимиром составлен  гораздо  позднее Крещения Руси,  Чтобы  прославить православную веру и отвратить русский народ от других религий.

      В 1988 г.  широко и торжественно отмечалось Крещение Руси. Появилось множество статей и книг, авторы которых вновь и вновь пытаются осмыслить историческое значение этого эпохального  события.  Среди них - работы академика Дмитрия Сергеевича Лихачева,  одного из крупнейших современных  исследователей  истории, культуры,  литературы Древней Руси. Многие годы Дмитрий Сергеевич Лихачев возглавляет сектор древнерусской литературы  Института  русской литературы (Пушкинского дома) в Санкт-Петербурге. В статье, отрывок из которой приводится здесь, автор размышляет о  широком гуманитарном значения принятия христианства на Руси, что связано со "вселенским",  всечеловеческим  характером  этой религии. 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы: 
 

    • Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: издательство "Феникс" 1998 – 576 стр.
 
    • Учебное пособие по культурологии. Издательство Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова, Москва, 1994.

Информация о работе Крещение Руси