Богатство
мифологических сюжетов неисчерпаемо.
Их глубокий символизм позволяет
авторам послеантичных эпох, обращаясь
к одному и тому же мифу, раскрывать
его новый смысл. В качестве примера
можно привести судьбу одного из самых
популярных мифов – мифа об Антигоне.
Наиболее яркое воплощение он нашел
в трагедии древнегреческого драматурга
Софокла; новую трактовку этот миф
нашел в произведениях Расина
и Альфьери. Особенно часто сюжет
использовался в оперном искусстве
XVIII века. В ХХ веке писатели особо
подчеркивали гуманистическую направленность
и пацифистские идеи мифа. Антивоенными
получились пьеса Б. Брехта «Антигона»
(1948 г) и новелла Р. Хоххута «Берлинская
Антигона» (1966 г).
Хронологические
рамки античной литературы охватывают
период от IX-VIII веков до нашей эры
до V века нашей эры. Первые античные
произведения (греческие) появились
в условиях разложения родового строя
и формирования рабовладельческого;
последние произведения (и греческие,
и римские) появились в период
разложения рабовладельческого строя.
Для понимания античной литературы
и ее отличия от европейской не
следует забывать, что рабовладение
наложило отпечаток на развитие античной
литературы, - в этом ее первая особенность.
Второй особенностью является органическая
связь с мифологией: античные авторы
черпали из нее свои сюжеты и образы.
Античная литература значима своим влиянием
на европейскую и мировую литературу в
целом, в ее русле родились и сформировались
следующие науки:
- Литературоведение,
или теория литературы.
- Историческая
наука, зародившая в Греции в V веке до
нашей эры как литературный жанр, достигшая
расцвета в Риме в I веке до нашей эры и
до сих пор сохранившаяся как научная
и художественная дисциплина.
- Филология
начала развиваться как наука в александрийскую
эпоху, и основные принципы филологических
исследований, заложенные еще в древние
времена, остаются важными аспектами при
изучении литературных произведений до
сих пор.
- Грамматика,
возникшая в III веке до нашей эры как наука
о частях речи и структуре высказывания.
Первыми начали размышлять над языком
поэты, которые работали над звуками и
сочетаниями слов. За софистами последовали
филологи, которых в древности называли
грамматиками. Около 240 года до нашей эры
Хрисипп создал грамматическую терминологию,
которая в латинском переводе применяется
до сегодняшнего дня, а в 120 году до нашей
эры Дионисий Фракийский написал первую
греческую грамматику, которая через посредство
римлян легла в основу грамматик всех
европейских народов.
- Риторика,
или теория красноречия, начала развиваться
вместе с возникновением и развитием ораторского
искусства, которое высоко ценилось уже
в гомеровские времена. В V-IV веках до нашей
эры это искусство ложится в основу образования,
а ораторская речь становится литературным
жанром. Основные положения риторики,
терминология ораторства, заложенные
в Греции и высокоразвитые в Риме, являются
неоспоримыми и в современной риторической
науке.
- Философия,
или наука мудрости, дисциплина мышления
возникает на основе развития литературы
и распространения естественнонаучных
знаний. Античная философия в целом отличалась
созерцательностью, а ее представители
– принадлежностью к слою имущих людей.
Существовало два главных течения – материализм
и идеализм, но было очень много школ, имеющих
большие теоретические расхождения, такие,
например, как противоречия во взглядах
на бытие и становление (Парменид и Гераклит),
на наслаждения и аскетизм (киренаики
и киники), на вопрос о соотношении формы
и материи (Платон и Аристотель), на необходимость
и свободу (стоицизм и Эпику) и другие.
Античная философия продвинула вперед
изучение всех областей философского
знания. Непреходящей заслугой античной
философии является в первую очередь всеобъемлющее
и систематическое обоснование философии
как научной теории, развитие системы
понятий, а также разработка (или хотя
бы постановка) всех основных философских
проблем.
Идеи
античной философии нашли отклик и в средневековье,
особенно в учениях Фомы Аквинского и
после – в неотомизме. Античные авторы
влияют на теории прогресса эпохи Просвещения,
особо ощутимо это влияние на философов
и ученых Нового времени: влияние платоновских
учений на Коперника, Кеплера и Галилея,
историческая концепция античности легла
в основу теории возрастов от Бэкона до
Гегеля. Все рациональное в учениях Платона
и Аристотеля было критически использовано
философией марксизма, в ХХ веке откликаются
античные традиции в философии феноменологов.
Влияние античной философии на становление
последующей теоретической мысли огромно.
5.
Античные сюжеты в мировой художественной
культуре.
В
течение многих столетий ученые и
писатели восхваляли прозой и стихами
неотразимое и неувядающее очарование
тех памятников литературы и искусства,
которые дошли до нас от античного мира.
Притом, не ограничиваясь одним только
восхвалением античности, сотни писателей
разных народов и эпох отражали и воплощали
это увлечение ею в своем собственном
творчестве и оставили нам почти необозримый
материал подражаний, реминисценций, рецепций
и переработок, более или менее тесно соприкасающихся
с литературой двух основных наиболее
известных нам культурных кругов античного
мира — Греции и Рима и широких сфер их
влияния. При этом каждая эпоха обращалась
к произведениям античности в своих собственных
целях, искала в них ответов на вопросы
современности, воспринимала и изображала
характеры героев древности в соответствии
с представлениями и требованиями своего
времени. Воспроизведение античных сюжетов
и образов встречается нередко не в общеизвестных
произведениях, где оно сразу бросается
в глаза, а в таких сочинениях, которые
не только в широких кругах малоизвестны,
или совсем неизвестны, но и у специалистов
не вызывают живого интереса. Найти отдельные
отклики на античные мотивы и проследить
их восприятие, развитие и изменение иногда
нелегко. Никогда нельзя также поручиться
за достаточно полный охват этого богатого
и разнообразного материала. Наиболее
же сложным вопросом является раскрытие
причин возрождения интереса к той или
иной тематике, имеющей свои корни в античной
литературе. О великом значении использования
культурного наследия прошлого говорилось
и говорится в настоящее время немало:
именно поэтому современному читателю
может стать полезным и интересным знакомство
с тем, каким образом воспринималось и
преобразовывалось культурное наследие
античного мира, влечение к которому проявлялось
то в более явной и бурной, то в более скрытой
форме, но по существу не угасало никогда.
В античной литературе впервые оформилось
большое число литературных сюжетов, впоследствии
подвергшихся многократной обработке
порой в виде имитаций, близких к своим
прототипам, порой в форме своеобразной
и самобытной. При этом неисчерпаемым
источником сюжетов явилась как для самих
античных авторов, так и для их наследников
и подражателей греческая мифология. Все
множество произведений, разрабатывающих
в той или иной форме мифологические сюжеты,
едва ли возможно обозреть. При этом от
взгляда тех, кто знаком только с общепринятой
традиционной версией какого-либо сюжета,
вошедшей в широко распространенные «мифологии»,
может ускользнуть то обстоятельство,
что многие сюжеты претерпели ряд существенных
изменений уже в пределах самой античной
литературы. в эпоху эллинизма, в эпоху
римского принципата и особенно в ранней
и поздней Римской империи. Изменялись
перипетии судеб отдельных мифических
героев, оценка их характеров и поступков,
трактовка крупных мифологических циклов.
Некоторые из таких версий, просуществовав
достаточно долгое время, впоследствии
опять сошли со сцены, уступив место тем,
которые были зафиксированы еще в произведениях
классической эпохи. Но литература Западной
Европы вплоть до XIV в., а в некоторых странах
и дольше, почти до XVI I в., пользовалась
в основном мифологическими сюжетами
в их позднеантичном обличии. Поэтому
версиям мифов, бытовавшим в римской и
в неклассической греческой литературе,
необходимо было уделить в настоящей работе
особое внимание и проследить шаг за шагом
ряд изменений, постепенно вносимых в
основной сюжет. Именно в этих изменениях
наиболее ясно отражаются интересы и вкусы
общества, современного тому или иному
писателю, и вопросы, волнующие его.
Под
«античными сюжетами» автор данной работы
понимает те сюжеты, которые уже в самой
античной литературе были оформлены в
литературных произведениях, а не те, которые
связаны с историческими образами и событиями
древнего мира. Так, например, история
Александра Македонского, уже в начале
новой эры, а возможно, и много раньше,
ставшая темой полуфантастических повестей,
является, с нашей точки зрения, античным
сюжетом, унаследованным европейской
литературой, а тему любви Антония и Клеопатры
мы таковым считать не можем, поскольку
от античной литературы она до нас в виде
законченного «романа» не дошла. Нити,
связывающие западноевропейскую литературу
раннего и позднего средневековья с литературой
античной, иногда ясно видны глазу исследователя,
иногда мало заметны. Проследить эти связи
и раскрыть по возможности их причины
и характер — задача настоящей работы.
Список использованной
литературы:
- Василевская
Л.Ю. Мировая художественная культура.
- М., 1997
- Радугин А.А.
Культурология - М.,2001
- Куманецкий
К.М. История культуры Древней Греции и
Рима. - М., 1990
- Надточаев
А.С. Философия и наука в эпоху античности.
- М., 1990.
- Античность
как тип культуры. - М., 1988.
- Кравченко
А.И. Культурология. - М., 2001.с.