Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 13:59, контрольная работа
Христианство наряду с буддизмом и исламом относят к числу мировых религий, имея в виду как его влияние на ход истории, так и масштабы распространения. Если другие мировые религии не ставят вопроса о движущих силах и ходе истории человечества, так что она как бы выпадает из сферы их внимания, то христианство можно по праву отнести к "религиям исторического Божественного откровения". Христианство рассматривает историю как однонаправленный, неповторимый, "разовый" процесс, направляемый богом: от начала (сотворение мира) к завершению, концу (приход мессии, Страшный Суд).
1. Основные ценности христианской идеи, отличие идей христианства от основных идей прежних религий…………………………………………….......3
2. Роль христианства в формировании культур Запада и России…...…………6
3. Причины исторического кризиса христианской идеи……………………….9
Список литературы………………………………………………………………13
Реформация приняла в качестве высшего авторитета в делах веры Священное Писание, отказавшись от накопившихся за прежние века установлений — Священного Предания Церкви. Единственным посредником между людьми и богом она признала Христа, выдвинула идею всеобщего священства и оправдания только благодатной милостью, только верой, чтобы отказаться от посредничества целой армии клириков, покончить с продажей индульгенций, почитанием мощей, паломничествами и прочим. Это было новое понимание Бога и человека, Церкви, таинств, государства, свободы христианства, совести. Так к великому расколу на восточное и западное христианства XI в. прибавился в XVI в. новый — между средневековым христианством и христианством, ставшим на реформаторский путь.
С самого начала протестантизм разделился на ряд самостоятельных вероисповеданий — лютеранство, кальвинизм, англиканство. Позже возникло множество деноминаций, протестанских сект, этот процесс продолжается и в наше время, а прежние секты превратились в церкви, такие, как баптистская, методистская или адвентистская.
Для протестантизма было характерно стремление разделить сферы влияния духовной власти Церкви и светской власти государства: Богу — Богово, а кесарю — кесарево. Протестантизм переносил центр тяжести религиозной жизни с церковных форм на отдельную личность, ее совершенствование. Он упростил обрядность. В XX в. протестантизм выступил инициатором экуменического движения, т.е. движения за преодоление раскола христианства. К этому движению в 50-е гг. примкнула Русская Православная Церковь. Экуменическое движение и созданный им Всемирный Совет Церквей главное внимание уделяют ныне поиску стратегий развития современного общества, преодоления нависших над человечеством угроз.
В XVII столетии Русская церковь пережила один из самых тяжелых кризисов в своей истории. К середине века многие образованные люди ощущали необходимость церковных реформ. Однако если одни стремились сохранить исконные русские традиции, то другие полагали необходимым реформировать жизнь церкви по греческим канонам. В начале 1650-х годов патриарх Никон предпринял реформу, которая сводилась к приведению обрядов русской церкви в соответствие с греческими. Это вызвало протест ревнителей старины, усмотревших в никоновских реформах отступление от православия. При поддержке царя Алексея Михайловича ("Тишайшего") реформы эти проводились силой, что способствовало церковному расколу, отпадению от церкви сторонников старых обрядов — старообрядцев. Наиболее выдающимся борцом за старую веру был протопоп Аввакум Петров, автор знаменитого "Жития" — замечательного памятника русской литературы, в котором Аввакум описал свою жизнь и борьбу. Старообрядчество подверглось суровым гонениям. Аввакум со своими подвижниками в 1682 году был сожжен в срубе. Репрессии против старообрядцев продолжались в XVIII и XIX веках. Однако, несмотря на преследования, старообрядчество выжило и внесло значительный вклад в русскую культуру.
Уже в начале XVIII века старообрядчество распалось на ряд течений, называемых толками, или согласиями. В настоящее время старообрядцы подразделяются на два больших направления. Это — поповцы, сохранившие духовенство, и беспоповцы, которые духовенства не признают. Поповцы представлены двумя церквами — Русской православной старообрядческой церковью, возглавляемой митрополитом Московским и всея Руси, и малочисленной церковью древлеправославных христиан — старообрядцев во главе с архиепископом Новозыбковским, Московским и всея Руси (резиденция архиепископа в городе Новозыбкове Брянской области). Наиболее многочисленным направлением беспоповства является Поморское согласие.
Как ни одна другая мировая религия, христианство за два тысячелетия своего существования пережило немало трагических эпох. И ныне крещеное человечество испытывает глубокий религиозный кризис. Утрачен великий смысл искупительной жертвы Христа Спасителя.
Вся история христианства
была не чем иным, как единым и
великим поиском жизненно мудрого
пути к Богу, укореняясь во Христе и
творчески пропитывая лучами Его
Света ткань человеческой жизни.
Но этот путь был усеян терниями,
полит кровью тех, кто поверил
в Спасителя. Несмотря на то, что
в Священном Писании
Переживет ли христианская религия эпоху крушения идеалов, кризис безбожия, вступит ли она в свое третье тысячелетие обновленной, очищенной от разногласий православия, католицизма и протестантизма; от стяжательства и греховности людей, именующих себя христианами; освободится ли от гордыни и скверны, словно ракушками, облепленная ныне, — будет зависеть от многих факторов. И в первую очередь — от возрождения истинной духовности и истинной веры.
Список литературы
1.Религия. История и современность: Учебник для вузов / Под ред. Ш. М. Мунчаева. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2008.-264 с.
2.Религии мира: учебное пособие / Л. Г. Жукова, А. В. Журавский А. В., Пименов - М.: Дрофа; Наталис, 2007. - 272 с.
3.Гордиенко Н. С. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. - Л.: Лениздат, 2009 - 287 с.
4.Свеницкая И. С. Ранее христианство: страницы истории - М.: ПолитИздат. 2007. - 336 с.