Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Культурное развитие Руси ХVI в. определялось общими для всех европейских народов факторами: оформление национальных государств, языковая и этническая консолидация, формирование единых общенациональных стилей в искусстве. Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение.

Содержание

Введение 3
1. Особенности русской культуры ХVI в. 4
2. Грамотность и образование. 5
3. Литература и общественно-политическая мысль 6
4. Архитектура. 8
5. Изобразительное искусство. 10
6. Декоративно-прикладное искусство. 11
7. Религия 12
Заключение 13
Список используемой литературы 14

Работа содержит 1 файл

Русская культура в конце XV-XVI вв..docx

— 39.66 Кб (Скачать)
gn:justify">В Москве были построены  кирпичных стены Московского Кремля, имевшие 20 башен (1516). В 1535-1538 гг. итальянским архитектором Петроком Малым была возведена вторая линия укреплений, которая опоясала торгово-ремесленную часть столицы, - Китай-город. В 1585-1593 гг. под руководством городовых дел мастера Федора Коня была сооружена третья линия каменных укреплений Москвы - Белый город (в настоящее время Бульварное кольцо). В конце XVI в. в связи с набегами крымских татар была сооружена последняя линия внешнего укрепления Москвы - деревянные стены на Земляном валу (ныне Садовое кольцо).

  1. Изобразительное искусство.

Изобразительное искусство  развивалось в русле общего культурного  процесса и характеризуется двумя  основными тенденциями: стирание границ местных школ и заметное усиление светских элементов.

Иконопись.

В иконописи господствовала московская школа, сложившаяся на базе синтеза местных школ и ставшая основой общерусской национальной иконописной школы.

Иконописцы посадских  городов все чаще отходили от классических норм, наблюдалось большее разнообразие в сюжетах и цветовой гамме, появляются элементы бытовизма. Широкое распространение получили иконы богородичного цикла О тебе радуется, что свидетельствует об особой роли, отводимой народным сознанием Божьей Матери.

С конца XV в. изобразительное  искусство характеризуется возрастающим интересом к реальным историческим лицам и событиям, расширяется  круг тем живописи. Поскольку противостоять этой тенденции Православная Церковь уже не могла, духовенство попыталось взять ее развитие под свой контроль. Собор 1553-1554 гг. разрешил изображать на иконах лица царей, князей, а также бытийное письмо, т.е. исторические сюжеты. Данное решение способствовало развитию жанра исторического портрета. На фресках галереи Благовещенского собора традиционные изображения святых, великих русских князей и византийских императоров соседствуют с портретами античных поэтов и мыслителей: Гомера, Вергилия, Плутарха, Аристотеля и др. Бытийным письмом была украшена Золотая палата царского дворца (фрески не сохранились).

Крупнейшим русским живописцем этого периода был Дионисий, продолживший традиции Андрея Рублева. Его кисти принадлежат фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490-1503 гг.).

Существенные изменения  претерпела книжная миниатюра. Замена пергамена бумагой отразилась на ее технике и колорите. Новые миниатюры походили более не на эмаль или мозаику, а на акварель. Характерными чертами книжной миниатюры становятся изображение бытовых сцен, многоплановость композиции.

Развитие искусства  регламентировалось церковью и государством: организовывались мастерские, устанавливались каноны иконописания, на церковных Соборах принимались специальные решения о допустимости изображения отдельных персонажей и исторических событий.

  1. Декоративно-прикладное искусство.

Рост городов и городских  посадов, развитие ремесла способствовали дальнейшему развитию в ХVI в декоративно-прикладного искусства, главным центром которого стала Москва. Лучшие ремесленники объединялись в царских и митрополичьих мастерских.

Ремесла того времени отличались большим разнообразием: резьба по дереву, шитье, серебрянное дело, чеканка, литье колоколов, медное литье, эмаль и др. Выдающихся успехов достигло художественное шитье, в котором вместо шелковых нитей использовались золотые и серебряные, широко применялись жемчуг, драгоценные камни. Лучшие образцы золотого и серебряного дела хранятся в Кремле в Оружейной палате.

  1. Религия

Несмотря на активные действия церкви и поддерживавшей ее светской власти по части насаждения христианского вероучения, последнее в XVI в. глубоко проникло лишь в среду господствующего класса. Источники свидетельствуют о том, что масса трудового населения в городе и деревне далеко не аккуратно и неохотно исполняла церковные обряды, что были еще очень сильны и широко распространены народные языческие празднества и обряды вроде тех, которые были связаны с празднованием Куг1алы и которые церковникам никак не удавалось переиначить в православный обряд памяти Иоанна Крестителя.

Церковь старалась привлечь народ пышными обрядами и церемониями, особенно в дни больших религиозных  праздников, когда устраивались торжественные  молебны, крестные ходы и проч. Церковники всячески распространяли слухи о  всевозможных «чудесах» у икон, мощей  «святых», пророческих «видениях». В поисках исцеления от недугов  или избавления от бед многие люди стекались на поклонение «чудотворным»  иконам и мощам, переполняли на праздники  большие монастыри.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 В XVI в. несмотря на противоречивый характер эволюции российской государственности, культура продолжала свое развитие, отражая как процесс централизации, так и проблемы второй половине века.

Происходит становление  единых стилей в искусстве и единых направлений в культурной жизни  страны.

В этот период закладывался фундамент многонациональной российской культуры.

Зародилась тенденция  к обмирщению культуры: в произведениях искусства появились реалистические черты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Алпатов М.А. Русская историческая мысль и Западная Европа, XII-XVII вв. М., 2003;

2. Водовозов Н.В. История древней русской литературы. М., 2007 
3. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII вв. М., 2008 
4. История русской литературы X-XVII веков // Под ред. Д.С.Лихачева. М., 2006 
5. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М., 2004;

6. Философия русского религиозного искусства. Антология. М., 2007.

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"