Контрольная работа по "Культурологии и религиоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:33, контрольная работа

Описание работы

Пленительный и загадочный Восток, чьи тайны и поныне волнуют умы исследователей, стал колыбелью человеческой культуры. Именно здесь зарождаются три древнейших центра цивилизаций: египетской на реке Нил, шумерской между Тигром и Ефратом и индийской на реке Ганг.
Самобытная культура Древнего Египта с незапамятных времен привлекала к себе внимание всего человечества. Она вызывала удивление у гордого своей цивилизацией вавилонского народа. У египтян учились мудрости философы и ученые Древней Греции. Великий Рим преклонялся перед стройной государственной организацией страны пирамид.

Содержание

1. Введение
2. Особенности мироощущения древних египтян: религия, магия, мифология.
3. Научные знания. Литература. Искусство.
4. Строительство пирамид. Архитектура.
5. Заключение
6. Список литературы

Работа содержит 1 файл

kulturologia.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

 Делая предметом рассмотрения  сущность человека, египтяне считали,  что он состоял из телесной плоти, души (Ба), двойника (Ка). Только совместное существование этих трех субстанций может даровать бессмертие, т.е. посмертное существование. А раз так, то возникает проблема сохранения тела, предохранение его от физического уничтожения. Отсюда важнейшее значение прибрел обычай мумификации умерших и захоронение мумий в гробницах. Только в этом случае рядом с мумией может находиться «Ка» и «Ба» человека. Посмертное существование воспринималось как продолжение обычной жизни на земле: вельможа остается вельможей, ремесленник - ремесленником и т.д. С помощью магических текстов, начертанных на стенах и папирусах гробниц, Ка мог выйти за пределы гробницы, а приносимые людьми еда и питье позволяли ему вести материальную жизнь. Египтяне считали, что Ка обладал способностью передвижения с места на место в виде светящегося призрака, общаясь с богами и людьми.

 В отличие от Ка, Ба представляет  душу человека и является хранителем  себе самые низменные идеи  и страсти. Ба, также как и  Ка, может покидать гробницу, когда пожелает. Странствуя по земным и небесным дорогам, лишь дух остается неизменным. Дух (атму или саху) - это часть человека, которая позволяет ему вернуть себе божественное состояние, некогда утраченное им.

 По представлениям египтян,  человек после смерти, благодаря многим своим составляющим, может одновременно быть равным солнцу, быть в гробнице, сиять в виде звезды на небе или принимать облик различных животных и ипостасей бога Ра. Покровителем умерших в египетской мифологии считался бог Аубис. Древние египтяне полагали, что нет страшнее наказания, чем наказание забвением.

 Дорогостоящим и сложным  был ритуал захоронения знатных  лиц и вельмож, строивших себе  внушительные гробницы. Особой пышностью  отличался заупокойный культ  умершего фараона. Знаменитые пирамиды фараонов IV династии или грандиозные скальные дворцы фараонов XIX - XX династий, наполненные несметными сокровищами и ценнейшими произведениями искусства, - красноречивые свидетельства мощи деспотической власти и огромного значения заупокойного культа в системе египетской религии. Вместе с тем огромные средства, направляемые на строительство гробниц, заупокойных храмов, создание рельефных изображений и настенных росписей, многочисленных статуй, предметов погребального культа, их идеологического значение в жизни египтян способствовали развитию зодчества, архитектуры, скульптуры, направляли его развитие по вполне определенным путям художественного творчества.

 

 По представлениям древних  египтян, посмертное блаженство  можно получить не за добрые  дела и праведную жизнь на земле, а благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа (постройка гробниц, приготовление мумии, проведение специальных церемоний).

 Во времена нового царства  была сделана попытка развить  этический элемент в заупокойном  культе и стала разрабатываться идея о загробном воздаянии за земные поступки. В одной из глав знаменитой «Книги мертвых», где содержаться наиболее полные сведения о заупокойном культе, подробно излагается процедура загробного суда в виде взвешивания сердца умершего на весах перед Осирисом. Покойный отчитывается о земной жизни, говорит, что он не совершал преступлений и дурных дел. Бог Тот и богиня правосудия Маат проверяют правильность слов умершего, взвешивают его сердце. Ели умерший вел не праведную жизнь, то его бросают в пасть чудовища, которое его пожирает. Если же он вел жизнь праведную, то он попадает на благодатные поля Иалу, где проводит вечную беспечальную жизнь.

 Однако этический момент  в египетской религии был выражен  еще в зачаточной степени и  не получил развития.

 Господство религиозного мировоззрения  не могло подавить проявления  элементов скептицизма и прямого  неверия в богословские догмы.  До нашего времени дошли произведения, в которых выражается сомнение  в истинности жреческих поучений («Беседа разочарованного со своей душой»), в бесполезности заупокойного культа и рекомендуется пользоваться всеми радостями земной жизни («Песнь арфиста»). Однако это были лишь единичные, робкие попытки свободной мысли. В целом религиозное мировоззрение пронизывало все стороны жизни древних египтян.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Научные знания. Литература. Искусство.

 

 

Древний Египет располагался в нижнем течении реки Нил, занимая достаточно выгодное географическое положение: к  западу от Нила простиралась Ливийская  пустыня, к востоку — Аравийская, на севере египетские земли омывались Средиземным морем, на юге были непроходимые для крупных судов пороги. Благодаря этим естественным барьерам Египет был до некоторой степени защищен от нашествий иноземных народов. Вследствие этого египетская цивилизация тысячелетиями существовала и развивалась по своим законам, в незначительной степени подвергаясь влиянию извне.

Существование Египта целиком и  полностью зависело от разливов Нила. Благодаря тропическим ливням, питавшим в летние месяцы ее истоки, река разливалась, выходила из берегов и заливала близлежащие земли. После половодья на земле оставался слой плодородных наносов, который использовался для земледелия. Этот ежегодно повторявшийся цикл решающим образом повлиял на облик египетской культуры, отразившись в древнеегипетских верованиях. Вообще образ Нила занимает важнейшее место в египетской культуре. Нил — это источник жизни, не имеющий ни начала, ни конца. Нил — это рубеж, отделяющий царство живых от царства мертвых (так исторически сложилось, что по одну сторону Нила строились города для живых, по другую, в выжженной солнцем пустыне, располагались многочисленные кладбища и некрополи, образовавшие целые «города мертвых»).

Корни египетской цивилизации, развивавшейся  на протяжении трех тысячелетий, уходят вглубь веков, к середине IV тысячелетия до н.э. К этому времени враждующие египетские номы (области) объединились в два самостоятельных царства — Верхний и Нижний Египет. Около 3000 г. до н.э. фараон I династии Менес объединил Верхний и Нижний Египет в единое государство; с этого момента начинается так называемая династическая эпоха. Египетский жрец Манефон, живший в IV—III вв. до н.э. и написавший «Историю Египта», выделил в ней три периода: Древнее царство (XXVIII—XXIII вв. до н.э.), Среднее царство (XXI—XVIII вв. до н.э.) и Новое царство (XVI—XI вв. до н.э.). Всего до 341 г. до н.э. (второго завоевания Египта персами) страной правили 30 династий фараонов.

Фараон, стоявший во главе египетского  царства, обладал неограниченной властью. Фараон был обожествлен при жизни и носил титул «сына Солнца». Его существование подчинялось сложному церемониалу, пышность которого возрастала, по мере того как государство расширяло свои границы. Фараон объявлял войну, заключал мир, принимал иноземных послов, получал дары и раздавал награды.

В духовной и практической жизни  древнеегипетского общества главную  роль играла религия. Древние египтяне обожествляли силы природы, растения, зверей, птиц и поклонялись множеству  богов. Нил почитался как бог  Хапи, дающий влагу и урожай. Вселенную египтяне представляли как соединение Нила небесного, где плывет в лодке бог Солнца Ра, и Нила подземного, по которому Ра возвращается, одолев силы зла и тьмы в образе змея Апопа. Осирис — бог плодородия, умирающей и воскресающей природы — считался четвертым мифическим царем Египта. Он счастливо правил страной со своей сестрой и супругой Исидой — богиней плодородия, воды и ветра. Бог Осирис научил людей возделывать землю, сажать сады, строить города, выпекать хлеб. Брат Осириса Сет, снедаемый завистью, убил Осириса и расчленил его тело. Исида после долгих поисков, с помощью магических заклинаний, возвратила Осириса к жизни. В результате непорочного зачатия у Осириса и Исиды родился сын Гор — человек с головой сокола. Осирис передал богу Гору царский престол, после чего удалился в царство мертвых, став владыкой, а также судьей в загробном мире.

Почитание бога Осириса как вершителя  человеческой судьбы в загробном  мире отразилось в многочисленных изображениях божества. Его представляли то в виде мумии, сквозь которую прорастают стебли злаков, то в виде восседающего на троне владыки загробного царства. На голове у Осириса высокая корона фараона, его ноги спеленуты, как у мумии, в скрещенных на груди руках он держит жезл и плеть — символы власти. Как бога плодородия Осириса изображали в короне из стеблей папируса сидящим среди деревьев или оплетенным виноградной лозой. Тело и лицо его, как правило, были окрашены в зеленый цвет.

В эпоху Нового царства распространился  обычай помещать в саркофаг покойника так называемую «Книгу мертвых» — сборник текстов, молитв, заклинаний, магических формул и гимнов. Книга должна была помогать умершему преодолевать препятствия на пути в загробное царство Осириса. 125-я глава «Книги мертвых» посвящена загробному суду над человеческой душой, творимому сорока двумя богами загробного царства во главе с Осирисом. Осирис вершит суд в Чертоге двух истин. Покойного сопровождают бог бальзамирования Анубис (Анубиса чаще всего изображают с человеческим телом и головой шакала), боги Гор и Тот, богиня Исида, а также павиан (священное животное, посвященное Тоту). Усопший произносит «Исповедь отрицания»: не убивал, не чинил людям зла, не воровал и т. п. Перед сидящим на троне Осирисом совершается ритуал психостасии (от греч. «психе» — душа, «статис» — неподвижный, стоящий) — сердце умершего взвешивают на весах. На одной чаше весов лежит сердце, вынутое Анубисом, на другой — страусиное перо богини мудрости и справедливости Маат. Справа от весов стоит бог мудрости Тот, он записывает результаты взвешивания. Если сердце покойного окажется тяжелее пера, значит, оно отягчено грехами, и тогда его пожирает охраняющее весы чудовище Амт с головой крокодила и туловищем гиппопотама. Праведники, сердца которых не нарушили равновесие весов, отправляются в райские поля вечного блаженства Иару.

Именно религия определила особенности  древнеегипетского искусства: таинственное и сокровенное, оно было обращено не столько к миру живых, сколько  к царству мертвых. Спрятанные в  гробницах произведения искусства не предназначались для осмотра. Они, как верили их создатели, обладали особой магической силой, помогали усопшему в его путешествии в мир вечности.

Развитие науки в Древнем  Египте: медицина, математика, астрономия.

Наука является органической частью любой культуры. Без определенного набора научных знаний невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной. Господство религиозного мировоззрения, конечно, сдерживало, но не могло остановить накопление знаний. В системе египетской культуры научные знания достигли довольно высокого уровня, и прежде всего в трех сферах: математике, астрономии и медицине.

 Определение начала, максимума  и окончания подъема воды в  Ниле, сроков посевов, вызревания  зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива, требовали математических вычислений и астрономических наблюдений. Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря. Многовековые наблюдения позволили египетским жрецам связать периодичность ежегодных разливов великой реки, наступавших сразу же после летнего солнцестояния (ныне - 21-22 июня), с появлением в лучах утренней зари сияющей "звезды Нила", то есть с так называемым гелиакическим восходом Сириуса из созвездия Большого Пса впервые после 70-суточного периода его невидимости. Поэтому год египетского календаря стал годом Солнца, Сириуса и Нила. В Древнем Египте Сириус имел два наименования: Сотис (то есть "Лучезарная" или "Блистательная") и Анибус (то есть "Звезда Пса"). Предутреннее появление Сириуса совпадало с наступлением самого жаркого времени года. Тогда прекращались работы, приостанавливалась торговля, наступал период отдыха.

 Величественное, потрясающее душу впечатление на древних египтян производило совпадение трёх великих явлений природы: наступления летнего солнцестояния, первого предутреннего появления сияющего Сириуса и начала плодоносящего разлива многоводного Нила. И начиная с третьего тысячелетия до нашей эры - это нашло иероглифическое запечатление на стенах древних египетских храмов: "Сотис великая блистает на небе, и Нил выходит из берегов своих". На основании вычислений гелиакических восходов Сириуса древние звездочёты научились предсказывать наступление нильских разливов. Именно с этого момента в Египте начинался новый хозяйственный год.

 Год делился на три сезона  по четыре месяца каждый. Месяц  состоял из трех декад по 10 дней. В году было 36 декад, посвященных  созвездиям, названным в честь божеств. Сутки делили на 24 часа, хотя величина часа была не постоянной, как сейчас, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные - короткими, зимой наоборот). Продолжительность года, то есть по существу период времени между двумя летними солнцестояниями, первоначально была установлена в 360, а затем и в 365 суток. Дополнительные пять дней солнечного года не были прибавлены ни к одному из 12 календарных месяцев по 30 дней. Они праздновались в конце цикла как дни рождения детей от союза бога земли Геба и богини неба Нут: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды, - которые тоже почитались за богов.

Египтяне хорошо изучили видимое  простым глазом звездное небо, они  различали неподвижные звезды и  блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и т.д.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Одной из наиболее точных и подробных карт звездного неба помещена на потолке гробницы Сенмута, фаворита царицы Хатшепсут.

 Научным и техническим достижением  было изобретение водяных и  солнечных часов. Самые древние  египетские водяные часы (клепсидры)  обнаружены в Карнаке и датируются эпохой Аменхотепа III (XIV в. до н. э.). Водяные часы применялись главным образом ночью в закрытых помещениях храмов, где нельзя было вести наблюдения звезд. Они имели различную форму (перевернутый усеченный конус, призматическую, цилиндрическую и др.) и измеряли объем вытекшей или втекающей воды. Инструменты первого типа перед началом измерений наполняли водой до предельного уровня, а второго типа, напротив, полностью освобождали от воды. Клепсидры оказали влияние на развитие солнечных, или теневых, часов, применявшихся днем. Самый древний экземпляр солнечных часов, найденный в Египте, датируется эпохой Тутмоса III (XV в. до н. э.). Эти часы (рис. 8) состоят из горизонтального основания, на котором с краю и перпендикулярно к нему установлена горизонтальная же пластина, отбрасывающая тень на основание. В первой половине дня устанавливаются часы пластиной на восток, во второй -- на запад. Горизонтальное основание разделено рисками на четыре неравные части, что позволяет в течение дня измерять 8 часовых интервалов. Уменьшенные копии водяных и солнечных часов использовались в египетских храмах для вотивных (т. е. приносимых по обету) жертвоприношений. Так, на одном изображении в храме в Луксоре царь Аменхотеп III преподносит богине истины Маат предмет, напоминающий модель водяных часов.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии и религиоведению"